Советский писатель Всеволод Кочетов в 1969 году написал роман «Чего же ты хочешь?», который вызвал неоднозначную реакцию в обществе, поскольку фактически в романе он признал, что советское общество разлагается
. Писатель утверждал, что современные на тот момент пропагандисты просто приспособленцы, которые обслуживали бы любую власть, а общество всё в большей мере подвергается пропаганде западной, что на тот момент с каждым годом усиливалось в плане тенденции.
Кочетов слишком рано понял, к чему всё идет. И художественными образами в принципе предсказал, что может произойти дальше. К сожалению, его прогноз был довольно точным, что страна и ощутила впоследствии в полной мере.
Кочетов, стоит отметить, был противником десталинизации и был, несомненно, искренним коммунистом. О том, как это предсказал писатель и как это мы ощущаем сегодня, в нашей статье.
В 2022 году исполнилось 110 лет со дня рождения известного советского литератора Всеволода Анисимовича Кочетова (04.02.1912 - 04.11.1973). Юбилей прошёл незаметно.
А ведь в 1969 году, когда в литературном журнале «Октябрь» был напечатан его новый роман, ажиотаж и ожесточённые споры вокруг него были необычайны.
В киосках за ним выстраивались очереди, весь тираж был мгновенно раскуплен. Читали по ночам, передавали из рук в руки.
«Вся интеллигенция больна повально: только и делится, что его романом» - констатировал безымянный автор тогдашнего «Самиздата».
Сегодняшнему читателю надо напомнить, что в те годы литературные журналы выходили миллионными тиражами и опубликованные в них вещи обсуждались по всей стране.
Краткая биография. Кочетов Всеволод Анисимович
Русский советский прозаик. Занимал консервативно-просоветские позиции.
Родился Всеволод Кочетов в городе Новгород (сейчас Великий Новгород) 4 февраля 1912 года в большой семье. В Новгороде прошло его детство, здесь он учился до 15 лет.
Воспоминания о том времени, картины и эпизоды новгородского периода жизни навсегда запечатлены в его произведениях «Начало песни», «Молодость с нами», «Угол падения», «Секретарь обкома», «Чего же ты хочешь?», «Молнии бьют по вершинам» - в этих книгах он возвращался в страну своего детства.
В 1927 году Всеволод Кочетов вынужден был уехать из Новгорода в Ленинград к старшему брату. В 1931 году в Ленинграде Кочетов окончил сельскохозяйственный техникум, несколько лет работал в деревне агроном. Также работал на судостроительной верфи.
С 1938 года началась его журналистская работа. Как корреспондент «Ленинградской правды» он побывал в Старой Руссе, Поддорье, Молвотицах, Лычкове, Демянске. На страницах газеты публиковались его очерки.
В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов сотрудник газет Ленинградского фронта.
Официальное признание к Кочетову пришло после публикации в 1952 году романа «Журбины». Более 20-ти раз роман переиздавался огромными тиражами.
Всеволод Кочетов - видный представитель так называемой «секретарской» литературы. Член Центральной Ревизионной комиссии КПСС. В 1953-1955 годах - секретарь Ленинградского Союза писателей.
В 1955 -1959 годах - главный редактор «Литературной газеты». С 1961 года - редактор журнала «Октябрь». Боролся с «Новым миром» Твардовского.
В 1975 году решением Новгородского облисполкома одна из улиц города названа именем В.А. Кочетова. В 1977 году в Новгороде прошли первые Кочетовские чтения.
С тех пор лишь в Великом Новгороде они проводятся один раз в пять лет - в день рождения писателя. В 1984 году в Новгороде воздвигнут гранитный бюст В.А. Кочетова работы скульптора Б.В. Едунова. Ушёл из жизни 4 ноября 1973 года.
Краткое содержание романа «Чего же ты хочешь?», реакция на него и его отражение в наше время
О забытых книгах принято говорить в режиме сожаления: мол, sic transit gloria mundi (с
лат. - «Так проходит мирская слава» - выражение, представляющее собой незначительную переделку текста из книги немецкого философа -
мистика Фомы Кемпийского (XV в.) «О подражании Христу» (I, 3, 6): «О как скоро проходит мирская слава»,
лат. O quam cito transit gloria mundi).
На самом деле, забвение иной книги может рассказать об окружающем мире не меньше, чем её былая популярность. Что и характерно в отношении романа «Чего же ты хочешь?»
Итак, кто же они - главные герои романа?
Едет по Советской России хитрый автофургон с четырьмя иностранными людьми. Все они негодяи, все они не те, за кого себя выдают.
Во-первых, это итальянец Умберто Карадонна, бывший русский аристократ и бывший эсэсовец, а ныне владелец пансиона в Италии.
Во-вторых, Уве Клауберг, ещё один бывший эсэсовец, а ныне уважаемый профессор загадочных наук.
В-третьих, голубоглазая американка Порция Браун, потомственная проститутка русского происхождения, агент ЦРУ и специалист по русской литературе.
В-четвёртых, Юджин Росс, ещё один американец русского происхождения, то ли Зелёный Берет, то ли фотограф.
По официальной версии весёлый квартет должен собирать материалы для альбома по русскому искусству. Но в реальности - это ударный отряд Холодной войны. Они приехали растлевать, развращать, спаивать советскую молодежь. Враг, разбитый на полях сражений, приготовился нанести коварный удар с тыла.
В романе автор, изобразив самого себя под именем писателя Булатова, резко выступил против «разложения советского общества западной псевдокультурой и пропагандой».
Особенно яростно ополчилась на новую книгу так называемая «новая московская интеллигенция». Принялись строчить кляузы на автора, и даже коллективные письма в ЦК КПСС с требованием запретить переиздание.
Появилось сразу две ернические пародии: Зиновия Паперного «Чего же он кочет?» и «Чего же ты хохочешь» Сергея Смирнова. Роман был замечен за океаном. Рецензия в газете «Нью-Йорк таймс» отмечала:
«Всеволод А. Кочетов, редактор главного консервативного журнала в Советском Союзе, написал новый роман, в котором герои с любовью смотрят назад, в сталинское время, а злодеи - это советские либералы, которые совращены западными идеями и товарами и являются антисталинистами».
Романом Кочетова возмущался один из тогдашних кумиров «творческой интеллигенции» редактор «Нового мира», поэт Александр Твардовский, автор знаменитого «Василия Теркина»:
«Отчётливый призыв к смелым и решительным действиям по выявлению и искоренению «отдельных», то есть людей из интеллигенции, которые смеют чего-то там размышлять, мечтать о демократии и пр. <…>
Это уже никакая не литература, даже не плохая, - это общедоступная примитивно-беллетристическая форма пропаганды подлейших настроений и «идей» с ведома и одобрения».
Диссидент Рой Медведев назвал роман Кочетова «доносом» и писал, что он вызвал
«возмущение среди большинства московской интеллигенции и среди многих коммунистов Запада».
А 20 представителей интеллигенции (в частности, академики Роальд Сагдеев, Лев Арцимович и Аркадий Мигдал) подписали письмо Брежневу с протестом против публикации, как они выразились, «мракобесного романа».
Однако за Кочетова вступился Михаил Шолохов:
«Мне кажется, что не надо ударять по Кочетову. Он попытался сделать важное и нужное дело, приёмом памфлета разоблачая проникновение в наше общество идеологических диверсантов».
Поразительно, но если на ковре-самолёте мгновенно перенестись из 60-х годов в 90-е, то нетрудно заметить, что именно Кочетов, чуть ли не единственный в те времена, предвидел и своим романом предупреждал, чем обернётся для страны заигрывание с либералами с их пустословием насчёт «общечеловеческих ценностей».
Ведь именно эти иллюзии, воплотившись потом в горбачевскую «катастройку», и привели в итоге к развалу СССР.
На страницах романа бывший офицер СС Клауберг, переквалифицировавший после войны в «искусствоведа», и собравшийся в СССР вместе с потомком русских эмигрантов Сабуровым, говорит:
«В сорок первом году, как оказалось, немцы плохо знали русских, их коммунистическую систему. Сейчас против них объединились лучшие силы этого мира. Весь опыт прошлого изучается, слагается воедино, и то, что было невозможным четверть века назад, должно, обязано быть осуществлено ныне, в не слишком отдалённые годы».
Читаем далее:
«Клауберг, - пишет Кочетов, - ещё не совсем знает программу своих действий: её кто-то где-то разрабатывает. Но он убеждён, что она будет умной программой, он и Сабуров, и ещё кто-то третий, а может быть, и четвёртый пойдут в Россию не с топорами, не с виселицами, а под хоругвями идей добра, братства народов…».
А что, разве не это произошло с нами в 1991 году? И кто-то ведь действительно «умную программу разработал».
Когда нам улыбались, обещая дружить под лозунгами «демократии» и «общечеловеческих ценностей», а на самом деле под прикрытием этих улыбок НАТО окружало и продолжает окружать Россию со всех сторон.
Или вот ещё эпизод из книги, когда к присланному из Лондона Карадонне-Сабурову, итальянцу русского происхождения, тайно сочувствующему России, пришёл Генка Зародов, уже обработанный Клаубергом:
«- Молодой человек, - как-то разом он заговорил с ним на ты, - я тебе задам вопрос: чего же ты хочешь? Чего? Ответь!
- Ты хочешь, - не замечая его протеста, продолжал Сабуров, - чтобы началась новая война, чтобы вы потерпели в ней поражение и к вам наводить порядки ворвались бы какие-нибудь неоэсэсовцы, неогитлеровцы - неважно, какой национальности - снова ли немцы или кто другой.
- Я вас не понимаю, господин Карадонна! - Генка тоже встал.
- Ты хочешь новых Майданеков и Освенцимов, Равенсбрюков и Бухенвальдов? Ты хочешь, чтобы русских и всех других, из кого состоит советский народ, превратили в пыль для удобрения европейских или американских полей?..»
Содержание «Чего же ты хочешь?» вообще незамысловато. Группа зарубежных агентов влияния отправляется в СССР формально для составления альбома по русскому искусству, а фактически - для ведения подрывной деятельности.
Там они сталкиваются как с советскими патриотами, так и различными диссидентами, вольно или невольно содействующими агентам Запада. В итоге добро, конечно, побеждает, и негодяев с позором изгоняют из Советского Союза. Но так происходит в романе, а в реальной жизни, как мы знаем, произошло совсем иначе.
К предупреждениям автора книги в своё время не прислушались, стали их высмеивать, а самого автора травить.
Хотя он с ужасом и тревогой предупреждал о роковых последствиях того, к чему призывали, по выражению Шолохова, «идеологические диверсанты».
Да и «диверсанты», или агенты влияния, увы, оказались позднее вовсе не только в кругу либеральных журналистов Коротичей, а и, как потом стало известно, на самом верху - даже в лице главного идеолога КПСС Александра Яковлева.
Всеволод Кочетов про СССР, Сталина и «сталинизм»
Стоит обратить на интересные выдержки из романа писателя В.А. Кочетова «Чего же ты хочешь?», в которых заостряется внимание на тактику борьбы против коммунистов и СССР, которую Кочетов прозорливо вложил в речи героев-антисоветчиков романа, чтобы предупредить. С позиции нынешнего времени мы можем судить о прозорливости писателя.
«…Прошу вас внимательно выслушать меня. Это будет несколько утомительно, может быть, но необходимо. Возможность атомных и водородных ударов по коммунизму, с которыми носятся генералы, с каждым годом становится всё проблематичней.
На свой удар мы получим такой же, а может быть, и более мощный удар, и в ядерной войне победителей не будет, будут одни покойники. Точнее, пепел от них. Новых, более мощных, разрушительных средств для ведения войны на уничтожение коммунизма, и в первую очередь Советского Союза, мы пока не имеем.
Да, кстати, их, может статься, никогда и не будет. Но независимо, будут они или не будут, а покончить с коммунизмом мы обязаны. Мы обязаны его уничтожить.
Иначе уничтожит нас он. Вы, немцы, чего только не делали, чтобы победить Россию, Клауберг. И массовое истребление людей, и тактика выжженной земли, и беспощадный террор, и танки «тигр», и орудия «фердинанд». И всё же не русские, а вы были разбиты.
А почему? Да потому, что предварительно не расшатали советскую систему. Вы не придали этому никакого значения. Вы ударились о монолит, о прочные каменные стены.
Может быть, вы надеялись на стихийное восстание кулаков, как русские называли своих богатых крестьян? Но кулаков коммунисты успели раскулачить, и вам достались одни обломки - на должности сельских старост, полицаев и иных подсобных сил.
Вы надеялись на старую интеллигенцию? Она уже не имела никакого влияния. Она растворилась в новой рабоче-крестьянской интеллигенции да и сама давно переменила свои взгляды, поскольку коммунисты создали ей все условия для жизни и работы.
Вы надеялись на политических противников большевизма - троцкистов, меньшевиков и прочих? Большевики своевременно их разгромили, рассеяли. Да, собственно, что я рассуждаю за вас!
Вы ни о чём этом и не думали. Ваши секретные документы свидетельствуют об одном: уничтожай и уничтожай.
Довольно тупая, топорная программа. Одного уничтожишь, а десять оставшихся-то, видя это, будут ещё отчаяннее сопротивляться.
Уничтожите миллион, десять миллионов станут драться против вас с утроенным ожесточением. Неверный метод. Лучшие умы Запада работают сегодня над проблемами предварительного демонтирования коммунизма, и, в первую очередь, современного советского общества».
Далее:
«…Работа идёт со всех направлений и всем направлениям. Они, коммунисты, были всегда необычайно сильны идеологически, брали над нами верх незыблемостью своих убеждений чувством правоты буквально во всём. Их сплочению способствовало сознание того, что они находятся в капиталистическом окружении.
Это их мобилизовывало, держало в напряжении, в готовности ко всему. Тут уж ни к чему не прицепишься, никак не подберёшься. Сейчас кое-что обнадеживает. Мы исключительно умело использовали развенчание Сталина. Вместе с ниспровержением Сталина нам удалось…
Но это потребовало, господа, работы сотен радиостанций, тысяч печатных изданий, тысяч и тысяч пропагандистов, миллионов и миллионов, сотен миллионов долларов.
Да, так вместе с падением Сталина, продолжаю, нам удалось в некоторых умах поколебать и веру в то дело, которое делалось тридцать лет под руководством этого человека.
Один великий мудрец нашего времени - прошу прощения за то, что не назову вам его имени,- сказал однажды: «Развенчанный Сталин - это точка опоры для того, чтобы мы смогли перевернуть коммунистический мир».
А также:
«…Россия ещё полна фанатиков. Это и старые, и средние, к сожалению, и молодые. Они ничего не уступят. Ни религией, ни накопительством, ничем этим их не взять.
Возможно одно: компрометация таких в глазах широкого народа. Со многими удалось покончить тем, что их объявили сталинистами, взяв для этого термин, остроумно придуманный в своё время господином Троцким.
- А на самом-то деле они сталинисты или нет? И что это такое? И в чём тут криминал - быть сталинистом? Разве сам Сталин не был марксистом, революционером, большевиком? Во всей писанине по этому поводу я толком так и не разобрался.
- Какое это имеет значение, синьор Карадонна! Сталинист - не сталинист! Важно, что с помощью этого термина он скомпрометирован.
- Нет, нет, мне важно понять, мисс Браун. Вы специалист, кремленолог, вы должны знать. Что, у сталинистов своя, особая программа? Она противоречит общей программе большевиков?
- Чудак вы, честное слово. Это мы, мы их так назвали. Точнее, повторяю, господин Троцкий. И дело совсем не в сущности слова, а в возможности - в возможности бить их этим словом…»
Фактически Кочетов проводит мысль, что среди большевиков не всё были большевиками.
Почему Кочетов понимал, что после ухода Сталина жизнь Союза прекратится?
Кочетов будучи, в первую очередь, мыслителем, понимал к чему ведёт действующая политика власти.
Художественным образом он мог представить дальнейшую судьбу советской жизни, и все его подозрения оказались точными. Кочетов был одним из тех верных коммунистов, которые даже под прицелом могли отстоять свою точку зрения.
Его не раз запрещали пускать в печать, против него боролись даже «хранители свобод». Те, кто громче всех кричали о свободе через трибуны. Только вот Кочетов кричал через книги.
Его не раз смешивали с грязью либералы и демократы, он почему-то не мог найти себе место среди них. Вероятно, его честность и принципы не дали ему приспособиться, как это сделали многие в своё время.
Например, стоит вспомнить того же
Солженицына, который выступал в роли марионетки в руках коллективного Запада, который же в свою очередь и планировал развал СССР.
Кочетов не смог предать взгляды. Свою правду он смог принести и в наше современное общество...
ИАЦ
***
Источник.
НАВЕРХ.