Точно определяйте значение слов,
и вы избавите мир от половины недоразумений
. Рене Декарт
В статье обсуждаются здравосозидательное, здравоохранительное и здравовозвращающее направления деятельности системы здравоохранения.
Введение
«Общественное здоровье - это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье - характеристика одного из важнейших свойств, качеств общества как социального организма; составляющий фактор внутреннего валового продукта (ВВП), функция и производное общества» [1].
Так написал Ю. П. Лисицин в 1992 году, в период либеральной агрессии, когда понятие «общественное здоровье» (калька с английского public health) было введено в официальный оборот в качестве замены (подмены, подлога) понятия «социальная гигиена» и закреплен в названии научной специальности «общественное здоровье и здравоохранение».
В русле текущей ментальной (гностической) войны со стороны противника это была успешная концептуальная диверсия, которая, по сути, упразднила социально-гигиенические технологии охраны здоровья населения, переключив внимание на «характеристику одного из свойств» социума.
Основные определения
Здоровье - норма и гармония ментального, генетического, психического и физического состояния и развития индивида, рода и народа.
В этом определении обозначены два подхода к оценкам здоровья (норма и гармония), четыре аспекта здоровья (ментальный, генетический, психический и физический), два способа рассмотрения здоровья (состояние и развитие) и три основных субъекта его защиты (индивид, род и народ).
Дополнительными субъектами являются семья и общество.
Норма может быть индивидуальная (фенотипа или конституции), или популяционная (статистическая). Гармоничность оценивают с использованием гармонических рядов на основе чисел Фидия (золотое сечение) и Непера (основание натурального логарифма) или их комбинации.
Здоровье - результат гармоничного развития субъекта.
Это определение имплицитно (неявно) отражает многофакторность здоровья субъекта. Например, для гармоничного индивидуального развития необходимы гармоничный генотип, полноценное питание, гармоничное воспитание в семье и социуме.
Нездоровье - результат дисгармоничного развития субъекта (ментального, психического или физического).
Здравоохранение (в широком системном смысле) - система социально-политических, образовательных, социальных и отраслевых медицинских технологий созидания, охраны и восстановления здоровья всех субъектов (индивида, семьи, рода, народа и общества).
Здравоохранение (в узком отраслевом смысле) - совокупность отраслевых и социальных медицинских технологий профилактики заболеваний, оздоровления населения и среды его обитания, лечения аномалий развития и болезней, медицинской реабилитации и реанимации.
Здравоохранение (в прямом смысле этого термина, то есть в смысле охраны здоровья населения) - совокупность медицинских (включая гигиенические) и социальных (включая социально-гигиенические) технологий профилактики аномалий развития и заболеваний и технологий оздоровления.
Природная гуманитарная система
Понятие здоровья предполагает его рассмотрение на всех уровнях природной гуманитарной системы [2].
Природная гуманитарная система включает иерархию уровней своей организации:
«индивид - семья - род - народ - общество».
Семья, род и народ образуют ядро природной гуманитарной системы, которое определяет ментальную и биологическую наследственную основу индивида и общества.
Заметим, что в масштабе поколений ментальность первична, а наследственность вторична, поскольку она зависит от ментально обусловленной системы браков.
Семью образуют официальный союз генетического мужчины (кариотип, 46, XY) и генетической женщины (кариотип 46, XX), их дети и родители. Род включает кровных родственников семьи, умерших предков и будущих потомков. Народ - это совокупность этнически близких родов, имеющая общую языковую и культурную традицию.
Установление приоритета определенных уровней природной гуманитарной системы порождает три основных парадигмы гуманизма.
Традиционная парадигма природного гуманизма исходит из приоритета интересов и прав семьи рода и народа. Таким образом возникает иерархия приоритетности, в которой:
- на верхнем уровне приоритетности находятся семья, род и народ и соответствующие им интересы и ценности, права и обязанности,
- на среднем уровне находятся государство и общество и соответствующие им интересы и ценности, права и обязанности,
- на нижнем уровне находится индивид и его интересы и ценности, права и обязанности.
Парадигма либерального гуманизма основана на приоритете интересов и прав индивида (права человека, включая права сексуальных меньшинств, которые работают во вред семье, роду, народу и обществу).
Парадигма государственного гуманизма опирается на приоритет интересов и прав государства со ссылкой на интересы общества.
Детерминанта деятельности системы здравоохранения
Деятельность системы здравоохранения детерминирует гуманитарная парадигма общества, закрепленная в законодательных актах.
Практически до конца 19-го века в нашем традиционном обществе преобладала парадигма природного гуманизма, основой которой является приоритет интересов, прав и обязанностей семьи, рода и народа. Разумеется, что этот приоритет не исключал, но и не возвышал интересы индивида или государства.
Большую часть 20-го века, то есть в советский период преобладала парадигма государственного гуманизма, которая обеспечивала высокий уровень социальной защиты населения, а также достаточно адекватную политику и удовлетворительные темпы развития системы здравоохранения.
Последние 30 лет, в результате ликвидации СССР и либеральной агрессии установлена и законодательно закреплена парадигма либерального гуманизма. В результате был утрачен ряд достижений системы здравоохранения советского периода и существенно снизились медико-демографические показатели здоровья народа.
Сегодня текущая динамика медико-демографических показателей здоровья населения убеждает в необходимости возвращения к традиции природного гуманизма и принятия системных решений проблем здравоохранения на основе рассмотрения всех уровней природной гуманитарной системы и трех направлений деятельности системы здравоохранения.
Направления деятельности системы здравоохранения
Здравоохранение, как система образовательных, медицинских, законодательных и других социальных технологий, имеет три направления деятельности.
1. Здравосозидание, задачей которого является формирование ментального и генетического здоровья следующих поколений на уровнях индивида, семьи, рода и народа. Здравосозидание детерминирует здоровье населения примерно на 65%. Индикатором успешной здравосозидательной деятельности является благоприятная динамика частоты орфанной патологии.
2. Здравоохранение (в прямом смысле этого термина, то есть в смысле охраны здоровья населения), которое решает задачи профилактики аномалий развития и заболеваний и задачи оздоровления, то есть укрепления ментального, психического и физического здоровья населения на уровнях индивида, семьи и народа, а также оздоровление среды обитания. Здравоохранение детерминирует здоровье населения примерно на 25%. Индикаторами успешной здравоохранительной деятельности являются:
- для ментального здоровья - благоприятная динамика частоты психических зависимостей,
- для психического здоровья - благоприятная динамика частоты психических заболеваний, включая психопатии.
- для физического здоровья - благоприятная динамика первичной неинфекционной заболеваемости.
3. Здравовозвращение, задачами которого являются лечение аномалий развития и заболеваний, медицинская реабилитация и реанимация. Здравовозвращение детерминирует здоровье населения примерно на 10%. Критерием успешной лечебно-реабилитационной деятельности является благоприятная динамика продолжительности жизни.
В итоге имеем пять основных критериев успешной деятельности системы здравоохранения.
Важно понимать, что основу здоровья и основную долю его детерминации (65%) составляют ментальное и генетическое здоровье. Отсюда следует, что чем эффективнее здравосозидание, тем меньше требуется профилактики и лечения, а чем эффективнее профилактика, тем меньше требуется лечения.
Здравосозидание
Задачи созидания здоровья следующих поколений требуют актуализации семейно-родовых ценностей.
Род является основной структурной единицей социальной и генетической структуры народа и общества. Объединяемые родственными связями и отношениями, родовые кланы служат непосредственными носителями родовых традиций, питающих культуру народа.
На родовых традициях основано ментальное и генетическое здоровье народа. Важно помнить, что ментальное и генетическое здоровье взаимно обусловлены.
Заметим, что семейно-родовые традиции лежат в основе не только здравосозидания, но и в основе формирования патриотического сознания. Понятия рода, народа и Отечества были и остаются центральными понятиями традиционной ментальности и культуры народов нашей Родины.
Сегодня нужно помочь людям актуализировать семейно-родовые ценности и традиции, то есть помочь вспомнить и осознать, что без семьи нет рода, без рода нет народа и без народа нет Отечества.
Всякий род как совокупность поколений в зависимости от своего ментального и, соответственно, генетического здоровья может иметь одно из трех состояний динамики своего развития:
1) возрастание здоровья рода и, как следствие, повышение качества и рост количества потомков, то есть обеспечение расширенного воспроизводства здоровья и численности в поколениях. Это состояние динамики здоровья называют процветанием рода.
2) Поддержание здоровья рода на уровне, который обеспечивает простое воспроизводство здоровья и численности в поколениях.
3) Снижение здоровья рода, приводящее к его деградации и пресекновению.
Здоровье народа является системообразующим результатом жизнедеятельности природной гуманитарной системы в целом.
Здоровье народа более чем на половину обеспечивается ментальным и генетическим здоровьем рода. Поэтому, исключительно важно здоровье рода.
На формирование здоровья рода кроме народной культурной Традиции влияют ментальное здоровье общества и социальная политика государства, особенно в сферах образования и СМИ, от которых зависит восстановление системы ценностей здравосозидания.
Здравосозидание включает ценности благовоспитания и благобрачия.
Воспитание в микросоциуме, то есть семейно-родовое воспитание, и воспитание в макросоциуме, то есть в детских садах, школах, техникумах и университетах, а также под влиянием СМИ должно быть взаимосогласованным в рамках единой системы семейно-родовых ценностей.
Воспитание лежит в основе формирования личности в рамках генотипически и онтогенетически обусловленной конституции (ментальной, психической и физической).
Благовоспитание в детстве есть единственная надежда на благобрачие в юности. Это особенно важно для детей с недостаточно гармоничной психической конституцией, поскольку благовоспитание способно формировать фенокопию гармоничной личности. Особую значимость имеет нравственное воспитание [3].
Нравственность - это природная семейно-родовая этика. Мораль это социально-политическая этика. Некоторая мораль может разрушать нравственность.
Например, либеральная норма морали, именуемая как политкорректность, утверждает нормальность патологии половых извращений, тем самым разрушая основы нравственности.
Основные традиционные ценности благовоспитания включают следующее:
1) Почитание родителей, родичей и родовичей, своих предков и своих Богов или своего Бога.
2) Привитие представления о божественной природе человека в духе Слова Мудрости Вещего Олега, где сказано: «В каждом человеке есть капля крови Всевышнего Бога Рода».
3) Воспитание безкорыстного трудолюбия. «Кто оберегает чадо свое от созидательных деяний, тот губит Душу чада своего, и кто потакает прихотям чада своего, тот губит великий Дух чада своего» (из заповедей Даждьбога).
4) Воспитание роднолюбия, то есть любви к своему языку и народу, своей земле, к семейно-родовым и культурным традициям, к истории своей страны, к исторически и этнически братским народам.
5) Воспитание доброты, совести и долга, достоинства и чести, справедливости, честности и преданности, чистоты души и тела и других нравственных качеств.
6) Воспитание стыда за безнравственные мысли и поступки.
7) Воспитание интереса к знанию и познанию.
В рамках задач здравосозидания итоговым результатом благовоспитания является благобрачие.
Основные традиционные ценности благобрачия:
1) ответственность перед своей совестью, перед своим родом, народом и Отечеством за здоровье своих детей, внуков и правнуков.
2) Создание семейного союза в своем этносе, в девственности и по любви.
3) Получение родительского и прародительского благословения.
4) Супружеская верность и преданность.
Наиболее разрушительными для здоровья нескольких поколений потомства являются межэтнические браки, которые являются источником сегрегационного и, соответственно, - мутационного генетического груза.
Воспитанная и осознанная ответственность перед своей совестью, перед своим родом, народом и Отечеством за здоровье своих детей, внуков и правнуков есть главная мотивация для правильного брачного выбора, который определяет здоровье и судьбу нескольких поколений потомков.
Для решения задач здравосозидания необходимы целенаправленные усилия законодательных органов, отрасли образования, общественности и СМИ.
Во всех ВУЗах, включая медицинские, необходимо преподавание предмета «Основы здоровья» [4]. В рамках отрасли здравоохранения необходима организация кабинетов добрачного и прегравидарного (до зачатия) консультирования, а также методическая помощь педагогам, журналистам и общественникам.
Здравоохранение
Здравоохранение (в прямом смысле этого термина, то есть в смысле охраны здоровья населения) решает задачи индивидуального оздоровления, оздоровления условий труда и среды обитания, первичной профилактики аномалий развития, первичной и вторичной профилактики заболеваний и медицинской реабилитации, которая по смыслу является оздоровлением после заболевания, отравления или травмы (физической или психической).
Часть этих задач решает санитарно-эпидемиологическая служба отрасли здравоохранения, часть - профсоюзные и ведомственные санаторные службы и часть - амбулаторные лечебно-профилактические организации отрасли.
Принято различать первичную и вторичную профилактику конкретных заболеваний, а также неспецифическую профилактику, то есть оздоровление.
Первичное оздоровление (у здоровых) и вторичное оздоровление (у больных) осуществляется на основе диагностики системных рисков, то есть рисков истощения или перенапряжения тех или иных систем организма (психической, эндокринной, иммунной и др.). Технологии медицинской реабилитации относятся к технологиям вторичного оздоровления.
Первичная нозологическая профилактика (конкретных заболеваний) проводится на основе диагностики первичных нозологических рисков. Вторичная нозологическая профилактика проводится на основе диагностики вторичных нозологических рисков, то есть рисков рецидивов и осложнений заболевания.
Системные и нозологические риски выявляют с помощью технологии функциональной спектрально-динамической диагностики (ФСД-диагностики) [5].
Санитарно-гигиенические технологии включают санитарно-эпидемиологическую защиту, гигиеническое нормирование и продвижение гигиенической культуры, культуры здоровья и здорового образа жизни.
Санаторные технологии включают, в основном, технологии первичного и вторичного оздоровления и, частично, технологии вторичной нозологической профилактики и лечения заболеваний. Заметим, что привычный термин «санаторное лечение» является не вполне корректным, так как не отражает главного содержания санаторной помощи, которое заключается в осуществлении первичного и вторичного (реабилитация) оздоровления.
Амбулаторные технологии оздоровительно-профилактического направления (здравоохранения) опираются на соответствующую квалификацию врачей общей практики и пока не имеют доступной аппаратуры для диагностики первичных системных и нозологических рисков.
С достижением доступности такой аппаратуры появится возможность создания кабинетов оздоровительно-профилактического консультирования не только в государственном секторе (в поликлиниках и амбулаториях врачей общей практики), но и в частном секторе врачебной практики, в том числе на правовой основе индивидуального предпринимателя.
Здравовозвращение
Лечебные и реабилитационные технологии здравовозвращения предназначены для спасения жизни пациентов и продления жизни больных.
Технологическое обеспечение лечебной медицины достигло достаточно высокого уровня развития.
Вместе с тем, необходимо понимать, что рост объемов лечебной помощи в принципе не может оказать существенное влияние на здоровье населения. Вклад лечебной помощи (здравовозвращения) в здоровье населения невелик (около 10%), а потребление бюджетных и других ресурсов велико (около 95%). Налицо актуальность задачи оптимизации распределения ресурсов.
Заключение
Соотношения вкладов трех направлений деятельности системы здравоохранения (здравосозидания - 65%, собственно здравоохранения - 25% и здравовозвращения - 10%) и соотношения направляемых на эти направления деятельности ресурсов (интеллектуальных и материальных) показывают, что существенное улучшение здоровья населения (включая снижение частоты орфанной патологии, частоты психических зависимостей, частоты психических заболеваний и уровня первичной неинфекционной заболеваемости) возможно при условии формирования государственной политики здравосозидания на гуманитарной основе природного гуманизма, а также требует восстановления и развития профилактических, в том числе социально-гигиенических технологий в системе здравоохранения.
Литература
1. Лисицин, Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Пробл. лекции: [Учеб. пособие для мед. вузов] / Ю. П. Лисицын. - Москва : Медицина, 1992. - 511 с.
2. Ростовцев В.Н., Гуманитарная основа развития // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27976, 13.07.2022
3. Гармаев, А. Ц. Этапы нравственного развития ребенка/ А. Ц. Гармаев//Мн.: Лучи Софии, 2002.- 336 с.
4. Ростовцев, В. Н. Основы здоровья/В. Н. Ростовцев.- Минск, 2002.-109 с.
5. Комплекс медицинский спектрально-динамический [Электронный ресурс]
http://www.kmsd.su.
В.Н. Ростовцев
***
Источник.
НАВЕРХ.