Цусимское сражение

Feb 20, 2023 05:02


«Но всякое оружие только тогда действенно, когда оно находится в умелых руках . Царские адмиралы не обладали этим качеством. Военные заправилы, для которых личные выгоды были выше всего на свете, тянулись к Дальнему Востоку в поисках легкой наживы, чинов и славы». - Алексей Новиков-Прибой, «Цусима» 1932 г.

Предыстория

В конце XIX в. в результате активизации колониальной политики ведущих мировых держав резко обострилась ситуация на Дальнем Востоке. Главным объектом борьбы в этом регионе стали Китай, Маньчжурия и Корея.


В связи с этим обстоятельством в правящих верхах Петербурга все больше стали поговаривать о необходимости укрепления дальневосточных рубежей империи.

С момента подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) пограничных договоров, в которых были урегулированы спорные территориальные проблемы, у России установились довольно дружественные отношения с великим восточным соседом.

Агрессивно стала вести себя Япония, которая в 1894 г. ввела свои войска на территорию Кореи, а затем начала боевые действия против Китая.


Быстро расправившись с армией противника, Токио навязал цинскому правительству императора Гуансюй (1875-1908) унизительный Симоносекский договор (1895), по которому Китай передавал Японии остров Тайвань, Ляодунский полуостров, а также отказывался от протектората над Кореей.

Подобное развитие событий серьезно встревожило Петербург, и вскоре по инициативе нового министра иностранных дел князя А.Б. Лобанова-Ростовского правительства трех великих держав - России, Франции и Германии в ультимативной форме потребовали от японского правительства пересмотреть условия подписанного договора и отказаться от Ляодунского полуострова.

Не желая идти на обострение отношений с Петербургом, Парижем и Берлином, токийское правительство императора Муцихито (1867 - 1912) пошло на уступки европейским державам и аннулировало этот договор.

В мае 1896 г. на коронационных торжествах в Москве министры иностранных дел Китая и России Ли Хунчжан и А.Б. Лобанов-Ростовский подписали секретный Московский договор об оборонительном союзе двух стран и о строительстве на территории Маньчжурии (от Читы до Харбина) Китайской Восточной железной дороги (КВЖД).

В 1898 г. Россия подписала с китайской стороной новую конвенцию, которая предусматривала передачу российской стороне в аренду Ляодунский полуостров, а также строительство южной ветки КВЖД от Харбина до Порт-Артура.

В 1900 г. Россия начала строительство внутренней и внешней оборонительных линий Порт-Артура и под предлогом охраны КВЖД ввела в Харбин части своих войск.


Русско-Японская война 1904 - 1905 гг.
Япония, пристально наблюдавшая за успехами российской дальневосточной политики, предприняла ряд ответных шагов.

В январе 1902 г. токийское правительство Т. Кацуро заключило с английским правительством Р. Солсбери Лондонский союзный договор, по условиям которого Великобритания обязалась сохранять дружественный нейтралитет в случае возникновения войны Японии с одной державой, и вступить в войну на ее стороне, если таких держав окажется две или три.

В июле 1903 г. японское правительство предложило России начать переговоры о разграничении сфер влияния на Корейском полуострове и в Северо-Восточном Китае.

Российское правительство дало согласие на ведение таких переговоров, но в августе 1903 г. ситуация резко изменилась, поскольку:

• фактическую отставку получил министр финансов С.Ю. Витте;

• императорским наместником на Дальнем Востоке был назначен активный сторонник «маленькой победоносной войны» с Японией адмирал Е.И. Алексеев.

Переговоры с японцами, продолжавшиеся до конца 1903 г., шли очень напряженно.

Разумное предложение В.Н. Ламздорфа (министр иностранных дел Российской империи 1900 - 1906 гг.) отдать им на «съедение» Корею в обмен на Маньчжурию было отклонено, и тогда, не дождавшись положительного ответа на свои предложения, 31 декабря 1903 г. токийский кабинет направил в Петербург ультиматум о выводе русских войск с территории Маньчжурии.

После долгих и острых дебатов 22 января 1904 г. было принято решение пойти на уступки японской стороне, но было уже слишком поздно: 24 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, что фактически означало начало войны.

К началу войны России имела на Дальнем Востоке 100-тысячную группировку войск при 150 артиллерийских орудиях, которая была рассредоточена на огромной территории Маньчжурии, Квантунского полуострова, Приморья и Приамурья.

На вооружении в сухопутных войсках находились трехлинейная магазинная винтовка С.И. Мосина образца 1891 г. и трехдюймовая 76-мм полевая пушка конструкции Н.А. Забуцкого, но их количество совершенно не отвечало реальным потребностям армии в условиях войны.

В войсках практически полностью отсутствовали новейшие станковые пулеметы системы X. Максима и тяжелая горная, полевая и минометная артиллерия, столь необходимая в условиях гористого (сопки) рельефа местности предстоящего театра военных действий.

Япония к предстоящему военному столкновению с Россией приготовилась значительно лучше, тем более что главным ее спонсором стал не только британский кабинет, но и один из самых влиятельных представителей транснационального олигархата и лидер еврейской общины США Джейкоб Шифф, который позднее, в марте 1910 г. в своем интервью «The New York Times» откровенно заявил:
«Я участвовал в финансировании Японии во время последней войны… и испытал стыд, когда узнал несколько недель назад, что Япония теперь сотрудничает с Россией, которая является врагом всего человечества»

(это ещё одно доказательство, что ни в одной войне у России не было реальных союзников на Западе).


Джейкоб Шифф
Имея относительно небольшую сухопутную армию в 375 тысяч штыков и сабель, она находилась в более выгодном положении из-за близости к предстоящему театру боевых действий.

Кроме того, Япония имела более мощный военно-морской флот, который и по численности, и по другим параметрам значительно превосходил российскую Тихоокеанскую эскадру.

В составе трех японских военно-морских эскадр насчитывалось 80 боевых кораблей, в том числе 15 эскадренных броненосцев, 12 эскадренных крейсеров, 27 эсминцев и 28 миноносцев.

Командовавшие российскими вооруженными силами на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев и генерал А.Н. Куропаткин допустили грубейшие просчеты при разработке стратегического плана ведения военной кампании.


Алексей Николаевич Куропаткин

Евгений Иванович Алексеев
Этот план носил пассивно-оборонительный характер и предусматривал постепенный отход русской армии и дождаться подхода основных резервов: двух армейских корпусов и четырех пехотных дивизий.

Только после прибытия этих резервов намечалось провести перегруппировку войск и перейти в контрнаступление против противника, с последующей высадкой десанта на японские острова.

Русской военно-морской эскадре, дислоцированной в Порт-Артуре, во всей предстоящей военной кампании отводилась исключительно вспомогательная роль.

Японский стратегический план, автором которого был начальник Генерального штаба маршал И. Ояма, напротив, носил ярко выраженный наступательный характер и предусматривал одновременную высадку сухопутных войск в Корее и Южной Маньчжурии, активные боевые действия на море, уничтожение русской Тихоокеанской эскадры, захват Порт-Артура и разгром основных сил противника в районе Ляояна.

Цусимское сражение

Еще до начала войны было принято решение об отправке на Тихий океан второй эскадры, которая в совокупности с первой обеспечила бы России значительное превосходство, но из-за запаздывания с вводом в строй новых кораблей усилить Тихоокеанский флот не удалось.

После начала войны уже из Индийского океана был отозван отряд адмирала Вирениуса, который в составе броненосца «Ослябя» и крейсеров «Дмитрий Донской», «Аврора» и «Алмаз» шел в Порт-Артур.

Было решено, что отряд с большой вероятностью будет перехвачен и уничтожен японским флотом, и лучше отправить его в составе более сильного соединения.

Этим соединением стала 2-я Тихоокеанская эскадра, которой командовал вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский.


Зиновий Петрович Рожественский
Готовности эскадра достигла к сентябрю 1904 года, но уже тогда ее поход многие считали авантюрой.

К этому моменту 1-я Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре была значительно ослаблена, сам Порт-Артур находился в осаде, и с большой вероятностью мог пасть до прихода помощи из России.

Опасения вызывала и подготовка 2-й эскадры, в ходе которой выявилась масса упущений, как в боевой подготовке Балтийского флота, так и в оснащении и боевых качествах кораблей, предназначенных для 2-й ТОЭ.

Эскадру комплектовали как новейшими, так и устаревшими кораблями. Для укомплектования экипажей, в условиях дефицита кадров, также пришлось собирать офицеров и матросов с разных кораблей, не имея времени на их полноценную боевую подготовку.

Сложности возникали и с взаимным маневрированием разнотипных кораблей, и, главное, с моральным состоянием личного состава, которое день ото дня ухудшалось.
«На эскадре нет ни одного человека, начиная с самого адмирала и кончая последним сознательным матросом, который верил бы в успех безрассудной авантюры», - вспоминал участник сражения, инженер-механик Костенко.

В Танжере (город на севере Марокко) Рожественский решает разделить свой флот на две части. Старые лодки, и без того медленные по конструкции, пройдут через Суэцкий канал.


Маршрут 2-й Тихоокеанской эскадры России (отмечен синим цветом) от Балтики до Цусимской битвы. Добротворский отряд (оранжевый), Небогатовский отряд (красный)
Состав сил русской 2-й Тихоокеанской эскадры и ожидавшего ее в Корейском проливе японского флота были следующими:


Список кораблей русской эскадры и японского флота
Вот фотографии нескольких кораблей 2-ой Тихоокеанской флотилии:


Линкор «Князь Суворов»

Линков «Ослябя»
И фотографии нескольких кораблей Японского флота:


Линкор «Миказа»

Линкор «Идзумо»
Подходя к Корейскому проливу, адмирал Рожественский не вел никакой разведки.

Несколько крейсеров, выдвинутых вперед на 1-2 мили, не могли значительно расширить горизонт эскадры и предупредить ее о появлении противника за время, необходимое для приготовления к бою и развертывания флота.

Эскадра шла «вслепую», ничего не зная о противнике, кроме общих предположений о наиболее вероятной дислокации его сил.


Цусимское сражение 14-15 мая (по старому стилю) 1905 г.
Утром 14 мая погода была мглистая, видимость 5-7 миль, ветер 3-1 балла. В 7 часов утра адмирал Рожественский приказал крейсерам разведывательного отряда занять места сзади и прикрывать транспорты.

Таким образом, он не только не помешал разведке японцев, но и сам добровольно отказался от таковой и шел вперед, не зная, где находится противник.

В 9 часов броненосные отряды перестроились в одну кильватерную колонну, имея впереди 4 новых броненосца.

Транспорты и прикрывающие их крейсера шли справа сзади. Японские разведчики все время держались на виду у эскадры. В 12 часов эскадра легла на курс 23°. Затем адмирал Рожественский сделал попытку развернуть эскадру в строй фронта.

Не сомневаясь, что наблюдающие за эскадрой японские крейсера сообщают адмиралу японской эскадры Того все данные о ее движении, на основании чего японский командующий также готовится к соответственному развертыванию перед боем, Рожественский решил, пользуясь находящими полосами тумана, сбить расчеты противника.

Для этого он думал изменить строй в тот момент, когда найдет туман и японские крейсера потеряют его из вида.

Но лишь только было начато перестроение, как туман рассеялся, и выполнить замысел не удалось. Не закончив начатого перестроения, Рожественский поднял отменительный сигнал. Эскадра оказалась в двух кильватерных колоннах: в правой - четыре новых броненосца, в левой - все остальные.

Так как движение русской эскадры по прежнему происходило на глазах у японских разведчиков, то адмирал Того имел все данные о составе русской эскадры, ее курсе и перестроениях.

Взвесив все, он решил нанести удар по левой колонне, состоявшей из более слабых судов.

В 13:30 с русской эскадры, справа по носу, был обнаружен японский флот, шедший на пересечение курса. Адмирал Рожественский немедленно начал выстраивать свои корабли в одну кильватерную колонну.

Это перестроение не было еще закончено, когда японцы, перейдя на левый борт русской эскадры, начали делать последовательный поворот влево с целью выйти на пересечение ее курса.

В момент поворота расстояние между головными кораблями русской эскадры и флагманским кораблем Того - «Микаса» было не более 38 кабельтовых (1 кабельтов = 185,2 метра).

В этот момент, в 13:49, флагманский броненосец русской эскадры «Суворов» открыл огонь.

Таким образом, командующий русской эскадрой имел возможность в самом начале боя нанести противнику удар по его головным кораблям. Однако адмирал Рожественский не сумел использовать неблагоприятное положение японцев во время поворота.

Оставаясь в одной кильватерной колонне, он лишил свои новые быстроходные броненосцы возможности сблизиться с противником на выгодную для них дистанцию. Кроме того, в середине русской эскадры некоторые корабли мешали друг другу стрелять, а концевые отстали. Поэтому огонь русских кораблей не причинил японцам особых повреждений.

Через три минуты японские корабли открыли ответный огонь. Дистанция к этому моменту уменьшилась до 35 кабельтовых.

Четыре головных японских корабля сосредоточили огонь по «Суворову», шесть - по «Ослябе» и два - по «Николаю I». Обладая преимуществом в ходе, японцы начали обгонять русскую эскадру, выходя ей в голову.

Японская артиллерия производила большие разрушения на русских кораблях; особенно страдали два флагманских. В 14:25 броненосец «Ослябя», имея большой крен, вышел из строя и через 25 минут перевернулся и затонул.

В 14:30 из-за повреждения руля вышел из строя вправо броненосец «Суворов». Мачты и реи его были сбиты, все фалы сожжены, так что никаких сигналов поднять было невозможно.

Адмирал Рожественский был ранен. Головным стал броненосец «Александр III», который, не зная, почему «Суворов» вышел из строя, сначала пошел за ним, но затем повернул влево, намереваясь пройти к северу под кормой японских броненосцев, находившихся справа от русских.

Это был решающий момент боя. После выхода из строя флагманского броненосца русская эскадра, не имевшая плана боя и теперь вдобавок лишенная руководства, была обречена на поражение. Доблестно сражаясь с японцами, она пыталась так или иначе пробиться к Владивостоку.

В 18:06 приблизились японские броненосцы и, идя почти параллельным курсом, сосредоточили с дистанции 32 кабельтов огонь по «Бородино» и «Александру III». Русские корабли уклонились влево.

В это время к эскадре приближался миноносец «Буйный», на котором находился адмирал Рожественский, снятый вместе со своим штабом около 17 часов с «Суворова».

На миноносце был поднят сигнал о передаче командования адмиралу Небогатову. Хотя этот сигнал был отрепетован некоторыми кораблями, но не был замечен на «Николае I», а потому около 19 часов к нему подошел миноносец «Безупречный», с которого голосом было передано приказание Рожественского вести эскадру во Владивосток.

Тем временем эскадра продолжала идти на север. Около 19 часов она потеряла еще два броненосца: в 18:50 перевернулся и погиб «Александр III», в 19:10 погиб таким же образом «Бородино». В 19:10 японские миноносцы атаковали разбитого «Суворова» и потопили его.

Момент гибели этих кораблей совпал с окончанием дневного боя. Солнце зашло, наступали сумерки, и адмирал Того повел свои броненосные корабли на север, к острову Дажелет.

На этом дневной бой закончился. В этот день русская эскадра потеряла три новых броненосца и один старый. Многие корабли получили тяжелые повреждения.

Из японских кораблей наиболее тяжелые повреждения получил крейсер «Касаги», который вышел из строя. Из других кораблей сильнее всех был поврежден флагманский броненосец адмирала Того «Микаса», в который попало более тридцати снарядов.

В «Сикисима» попало более десяти русских снарядов. В «Ниссин» было несколько попаданий в башни орудий, причем было разбито три крупных орудия и снесена часть мостика.

Убитых и раненых на этом корабле насчитывалось 95 матросов и офицеров, был ранен державший на «Ниссине» флаг вице-адмирал Мису.

Повреждения имели также броненосцы «Фидзи», броненосные крейсера «Асама», «Якумо», «Ивате», «Кассуга». Этот день боя изобиловал множеством примеров выдержки и отваги русских моряков, показавших знание своего дела и до конца выполнивших свой долг.

Так, артиллерийский кондуктор Калашников с «Сисоя Великого» удачным попаданием снаряда вызвал большой пожар на японском крейсере «Ивате».

Артиллерийский квартирмейстер с того же корабля Долинин и матрос 1 статьи Молоков, когда на корабле был затоплен погреб с боезапасом, по очереди ныряли в воду и доставали снаряды.

Рулевой крейсера «Олег» Белоусов и сигнальщики Чернов и Искрич своевременно заметили торпеду, выпущенную японским миноносцем. Крейсер успел отвернуть, и торпеда прошла мимо.

Шедшая в кильватер «Аврора» также была предупреждена сигнальщиками с «Олега» и успела уклониться от торпед. Один из офицеров крейсера «Аврора» писал о поведении матросов в бою:
«Наши команды держались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца!

Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров.

Покрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они - «Успеется, после, теперь некогда!»

Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя, с большим креном».


Цусимское сражение 15 мая 1905 года
С наступлением темноты японцы предприняли ряд атак, использовав для этого все свои миноносные силы - около 40 больших и малых миноносцев.

Атака началась около 21 часа и продолжалась до 23 часа, когда японские миноносцы потеряли русскую эскадру из виду.

Соединенно держался лишь отряд адмирала Небогатова, вместе с которым шли единственный уцелевший новый броненосец «Орел» и крейсер «Изумруд». Отойдя на юго-запад, адмирал Небогатов около 21 часа повернул на север, чтобы идти во Владивосток.

Учтя опыт Порт-Артура, адмирал Небогатов не открывал ночью прожекторов и уклонялся от атак миноносцев; ни один из кораблей не был поврежден.

Однако утром 15 мая, около 10 часов, отряд оказался окруженным всем японским флотом. Не оказав никакого сопротивления, Небогатов сдал корабли (4 броненосца).

И только крейсер «Изумруд», разобрав сигнал о сдаче, дал самый полный ход и, прорвавшись через кольцо японских кораблей, направился к Владивостоку.

По пути туда он зашел в бухту Владимир, где наскочил на камни и, по приказанию своего командира, был взорван. Команда сухим путем пришла во Владивосток.

Около 21 часа был торпедирован крейсер «Адмирал Нахимов», затем броненосцы «Сисой Великий», «Наварин» и крейсер «Владимир Мономах». Однако ночью погиб от торпеды только один броненосец «Наварин», остальные продержались на воде до утра и затем были уничтожены своими командами.

15 мая, около 16 часов, миноносец «Бедовый», на который был передан раненый адмирал Рожественский со штабом, был настигнут японскими миноносцами и, не сделав никакой попытки к бою или уходу, сдался.

Таким образом, командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вместе со всем своим штабом попал в плен.

Миноносец «Грозный», следовавший совместно с «Бедовым», увидев, что последний поднял сигнал о сдаче, дал самый полный ход и пошел во Владивосток, преследуемый более сильным японским миноносцем.

Вступив с ним в бой, «Грозный» причинил ему столь сильные повреждения, что японский миноносец вынужден был прекратить преследование. Без компаса, с серьезными повреждениями, «Грозный» все же пришел во Владивосток.

Приблизительно в то же время, когда «Грозный» вел бой, доблестно погиб броненосец «Адмирал Ушаков». Этот старый корабль из-за полученных в дневном бою повреждений отстал и шел один на север. В 18:10, когда весь боевой запас был израсходован, по приказанию командира броненосец был уничтожен своей командой.

Итог - во Владивосток дошли лишь 1 крейсер и 2 миноносца, 5045 человек убито, 803 ранено и 6016 взято в плен.

Победа Японии в Цусиме абсолютна. Российское правительство, у которого больше нет ни флота в регионе, ни земельных резервов, достойных своего имени, решает начать переговоры о прекращении войны.

Исход конфликта закрепил японскую победу с подписанием мирного договора 5 сентября 1905 г. в Портсмуте (США).

Выводы

Война на море подтвердила положение, что корабельная артиллерия - основное оружие флота решает исход морских сражений.

Исходя из этого, были пересмотрены дальность и мощность огня корабельной артиллерии; если русские корабли в мирное время стреляли на дистанциях до 15-25 кабельтовых, то во время войны дистанция стрельбы увеличилась в среднем до 40 кабельтовых.

Это потребовало увеличения на броненосцах и крейсерах дальнобойной крупнокалиберной артиллерии за счет уменьшения средних и изъятия малокалиберных орудий.

Если довоенные линейные корабли имели артиллерию четырех и более разных калибров, то после войны вновь вступавшие в строй корабли вооружались артиллерией преимущественно двух типов: главной крупнокалиберной, дальнобойной для эскадренного боя и среднекалиберной, так называемой противоминной артиллерией, предназначенной главным образом для отражения атак миноносцев.

Война на море показала исключительно важное значение скоростей. Превосходство хода позволяло навязывать противнику невыгодные условия в маневрировании, в дистанции боя и т.д. Тихоходная русская Тихоокеанская эскадра при встречах с противником всегда ставилась им в невыгодные для боя условия: против солнца, ветра и т.д.

Совершенно изменился характер войны на море. Она стала непрерывной, повседневной и напряженной. Это в основном объясняется появлением в массовом масштабе нового оружия - мин и торпед.

Корабли погибали не в открытом бою в море с противником, а на минах даже у своих баз, поражались торпедами ночью в местах стоянки флота.

Поэтому стала необходимой постоянная разведывательная и позорная служба, повседневное траление фарватеров и рейдов, постоянная боевая готовность всего флота. Это потребовало колоссальных ресурсов и сил личного состава.

Маневрирование, обеспечивающее сосредоточенный огонь по концевым кораблям противника, было принято после войны во всех флотах за образец тактики в морском сражении и нашло широкое применение в первой мировой войне.

В боевой подготовке кадров русский Тихоокеанский флот имел много недочетов, выявившихся в ходе войны.

До войны на кораблях обучали стрельбе только комендоров, во время войны после гибели или ранения их некем было заменить, так как замена не готовилась; артиллеристов мало тренировали в быстром заряжании орудий, отсюда недостаточная скорострельность; стрелять обучались на спокойной воде, а сражаться пришлось при всякой погоде; учились стрелять по щитам, освещенным солнцем, вести бой пришлось в пасмурную погоду и даже ночью; в мирное время стреляли по неподвижным или чуть двигавшимся целям, а в бою встретились с быстроходными кораблями противника; учились стрелять на коротких дистанциях, а во время войны они оказались в два-три раза большими; до войны не учились стрелять «по площадям», а в целях экономии снарядов вели медленный огонь с изменением целиков, прицелов и углов возвышения орудий почти после каждого выстрела.
Добавим ещё пару фактов.

Неправильная и недоразвитая система базирования только создавала предпосылки поражения в войне.

Но флот - корабли и люди - под командованием умелого флотоводца, даже без системы базирования, мог при определенных обстоятельствах выиграть генеральное сражение и тем завершить войну. Но и корабельный состав русского флота развивался не так, как должно.

К началу русско-японской войны был нарушен внутренний баланс сил флота. Выразилось это в том, что Россия странным образом не имела крейсеров, отвечавших характеру войны на море в те годы.

Во всех флотах мира к тому времени произошло разделение крейсеров на два подкласса: броненосные крейсеры водоизмещением от 8 до 12 тыс. тонн, по общему расположению и схеме бронирования сходные с эскадренными броненосцами (линкорами) тех лет, но обладавшие меньшими по калибру орудиями и более слабой броней по сравнению с броненосцами; и легкие крейсеры водоизмещением от 2,5 до 4,5 тыс. тонн, имевшие артиллерию калибра 120 - 152 мм в палубных установках практически без броневой защиты.

Броневая защита их включала только броневую палубу, которая на уровне ватерлинии, подобно панцирю черепахи (но внутри корпуса корабля) закрывал энергетическую установку и погреба боезапаса.

Некоторые крейсера этого класса не имели даже бронированных рубок, в которых сосредотачивалось управление кораблем во время боя. Броневая палуба и дала название классу этих кораблей: бронепалубный крейсер.

Легкие (бронепалубные) крейсера предполагалось использовать для разведки, перехвата в море и уничтожения торговых судов, сопровождения и поддержки миноносцев, а также для защиты своих броненосцев от вражеских миноносцев.

Броненосные крейсера предполагалось использовать для прикрытия действий легких сил и совместно с броненосцами в артиллерийском бою.

В середине 1880-х гг. в России был построен броненосный крейсер «Адмирал Нахимов».


Крейсер «Адмирал Нахимов»
Но этот удачный тип корабля с броневым поясом по всей ватерлинии, броневой палубой и артиллерией главного калибра в четырех двухорудийных бронированных башнях, расположенных ромбом, остался единственным.

Вместо дальнейшего развития этого перспективного конструктивного типа боевого корабля, изжившего себя только в ходе первой мировой войны, Россия построила серию броненосных крейсеров «Рюрик», «Россия», «Громобой» водоизмещением около 12 тыс. тонн.


Крейсер «Россия»
По сравнению с бронебашенным «Адмиралом Нахимовым» эти корабли, при большем водоизмещении, из-за размещения артиллерии в палубных установках вдоль бортов на нескольких палубах имели плохую защиту артиллерии броней и по этой причине были малопригодны для эскадренного боя.

Потом эти корабли посчитали слишком дорогими в постройке и решили перейти к строительству бронепалубных крейсеров около 6,5 тыс. тонн водоизмещением («Аврора», «Варяг» и др.). «Варяг» строили на верфях «William Cramp and Sons» в Филадельфии (США).


Крейсер «Аврора»
Этот тип также оказался не эффективным. Его вооружение (главный калибр - 152 мм, 8 - 12 орудий в палубных установках без брони), как и у «Рюрика», «России», «Громобоя» было для того, чтобы уничтожить торговый небронированный пароход, но из-за практически полного отсутствия броневой защиты, эти корабли не могли длительное время находиться под огнем сопоставимого с ними по мощи артиллерии противника.

Ярче всего это проявилось на «Варяге» (корабль был в составе 1-ой Тихоокеанской эскадры, пытался прорваться в блокадный Порт-Артур в 1904 году): за 45 минут боя осколками (а не прямыми попаданиями) было выведено из строя 75 % артиллерии корабля, естественно, что и большая часть боезапаса осталась лежать в погребах крейсера, затопленного после боя по приказу В.Ф. Руднева.

Основная причина столь печального исхода боя у Чемульпо - конструктивный тип крейсера, не пригодный к боевым действиям.

Итогом такой военно-технической политики было то, что ни броненосные, ни бронепалубные крейсера не могли действовать самостоятельно и не могли поддерживать огнем свои броненосцы.

Броненосцы России также обладали многими недостатками, но все же не в такой степени, как её крейсера.

Погибшему в той войне выдающемуся флотоводцу и инженеру адмиралу Степану Осиповичу Макарову принадлежит печальный каламбур:
«лучше иметь 12 крейсеров по 3 тыс. тонн водоизмещением, чем 3 крейсера по 12 тыс. тонн».


Степан Осипович Макаров
Эти слова отражают факт неготовности России вести крейсерскую войну на удушение экономики противника пресечением его морской торговли.

И были люди которые понимали, что нужно флоту, но их устраняли, как и В.Ф.Руднева, с тех должностей, где они могли оказать влияние, а мнения их не находили выражения в кораблестроительных программах России.

Отставал русский флот и в технике, прежде всего в артиллерии. На большинстве кораблей к началу войны не было оптических прицелов и оптических дальномеров, в то время как у японцев оптический дальномер был в каждой артиллерийской башне дополнительно к общекорабельным, и все орудия были снабжены оптическими прицелами.

Россия не имела и хороших фугасных снарядов, а её корабли были не приспособлены к тому, чтобы выдержать массированный обстрел фугасными снарядами противника.

В ходе войны выяснилось, что наиболее распространенные на кораблях орудия - 152 мм пушки системы Кане - ломаются сами при стрельбе на больших дистанциях (с большими углами возвышения): гнутся подъемные дуги и выкрашиваются зубья секторов и шестеренок, что исключает наводку орудий и стрельбу.
Использованная литература:
  1. Е.Ю. Спицын «Российская импери XVIII - Начала XX веков» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов, Книга III, Москва, Изд-во: Концептуал. 2022.
  2. Цусимское сражение 1905 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.bigenc.ru/military_science/text/4678767
  3. «Николай II побледнел»: почему Россию разгромили при Цусиме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2020/05/28_a_13098733.shtml
  4. Цусима: как разгром русской эскадры повлиял на развитие флота [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/05/27/cusima-kak-razgrom-russkoj-eskadry-povliial-na-razvitie-flota.html
  5. Русско - Японская война 1904-1905 гг. Сражение у острова Цусима [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://flot.com/history/si34.htm
  6. Цусимская битва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.frwiki.wiki/wiki/Bataille_de_Tsushima
  7. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rgavmf.ru/books/obzor-glavneyshih-kampaniy-i-srazheniy-parovogo-flota/cusimskoe-srazhenie-14-15-maya-1905-g
  8. Карты боевых действий Русско - Японской войны 1904 - 1905 гг.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/maps/190_/1904_1905.php
  9. «Разгерметизация», Внутренний Предиктор СССР, М., 2019.

Большевик

***
Источник.

НАВЕРХ.

война, история, оружие, Германия, Франция, империя, Тайвань, Россия, ВМФ, войска, царизм, Великобритания Англия, Япония, Китай

Previous post Next post
Up