Минул год санкций против российских генеральных директоров, но Москва позиции не изменила
Запад не понимал структуру власти в России, когда вводил санкции против руководителей высшего звена в надежде привести страну к экономическому краху, пишет Forbes
. В итоге эти санкции могли бы сработать разве что в сказочном мире единорогов и фей, иронизирует автор статьи.
Кеннет Рапоза Скоро будет год, как Запад ввел беспрецедентные санкции против российской экономики, - а Россия стоит как ни в чем не бывало. Об этом вам с готовностью напомнит любой клеврет Кремля.
А ведь многие аналитики последние десять месяцев наперебой предрекали свержение Владимира Путина, крах его всемогущей партии "Единая Россия" и повторение "Великой депрессии" начала 1990-х после распада СССР. Но этого пока не произошло - а может, и не произойдет никогда.
Согласно исследованию Санкт-Галленского университета и Международного института управленческого развития в Лозанне, Россию покинуло на удивление мало европейских компаний - всего 8,5%. Это же исследование показало, что ушли всего лишь 18% американских дочерних компаний.
(Впрочем, об этом я писал еще в апреле).
На сей раз Вашингтон и Брюссель не только взяли под контроль счета российского ЦБ в банках США и Европы, но и наложили санкции на руководство компаний - причем, не только государственных, но и частных.
Прежде за действия России на Украине расплачивались лишь государственные предприятия.
Так, генеральный директор гиганта "Роснефти" Игорь Сечин находится под санкциями с 2014 года. Именно тогда Россия аннексировала черноморский полуостров Крым.
Но с боевыми действиями все изменилось.
Российские танки вкатились на Восточную Украину в феврале 2022 года. Запад решил покарать не только российских банкиров и промышленников, представляющих так называемый олигархат, но и генеральных директоров и топ-менеджеров, которых обвинили в "связях с Путиным" или "с Кремлем" - эта формулировка в Вашингтоне в ходу как минимум с 2016 года.
Всего с марта 2022 года под санкции попало свыше 400 российских руководителей - в том числе главы частных компаний и бывшие любимцы международных инвесторов (например, Владимир Рашевский из "ЕвроХима", Александр Шульгин из Ozon, Дмитрий Конов из "Сибура" и многие другие). Всем им пришлось уволиться.
Миллиардер Владимир Потанин из декабрьского списка Forbes счастливо избежал первой волны санкций, но попал под следующую. Потанин числится вторым в списке богатейших россиян и владеет почти третью акций "Норильского никеля" - одной из десяти крупнейших российских компаний.
Хотя Потанин и раскритиковал разразившуюся между Россией и Западом в марте прошлого года санкционную войну, предупредив, что она отбросит российскую экономику в начало 1900-х, он не проявил влияния и не попытался переубедить Кремль насчет Украины.
Прежде чем внести в черный список российского интернет-миллиардера и основателя "Яндекса" Аркадия Воложа, Европейский союз наложил санкции на генерального директора компании Тиграна Худавердяна, которому немедленно пришлось уйти в отставку.
Под санкции попал еще один миллиардер из списка Forbes - Олег Тиньков. Он раскритиковал боевые действия на Украине и заявил, что не видит "никакой пользы от этой безумной войны".
Путин его не послушал. Тиньков даже не живет в России. А его взгляды никак не котируются в "Единой России", не говоря уже о путинском окружении.
Смысл санкций против российских руководителей высшего звена в том, чтобы нанести финансовый удар по людям, которые привыкли проводить время в Европе и США и имеют там недвижимость и летние резиденции, а их инвестиционными портфелями управляют американские и европейские менеджеры.
Расчет был такой, что после этого они впишутся в команду Запада.
Российские боссы: богатые технократы без политической власти
Частный сектор России породил сотни мультимиллионеров, которые впоследствии заделались на постсоветском пространстве мультимиллиардерами. После краха старой системы они скупили государственные активы за дешевые рубли, воспользовавшись тем, что никто не представлял себе их истинной стоимости.
Многие из этих предприятий были на момент приватизации в ужасном состоянии, но новым владельцам удалось превратить их в успешные банкоматы: некоторые даже начали котироваться на фондовых биржах Европы.
Тогда Запад еще любил Россию. Затем явились банкиры, консультанты, хедж-фонды, офшорные производители и выкупили российские активы.
Вскоре возникло недоверие. Реальная власть сосредоточена на троне в Кремле, а не в московских залах заседаний. В России балом правят siloviki- этим неофициальным термином именуют сторонников жесткой линии в верхушке спецслужб и армии.
А противостоят им либералы вроде Эльвиры Набиуллиной из Центробанка и генерального директора "Сбербанка" Германа Грефа.
Влияние олигархов - Потанина, Тинькова и десятков других сверхбогатых россиян - оказалось ограниченным. В России не принято нанимать армии лоббистов, а даже если до этого и доходит, то они ограничиваются коммерческими интересами и во внешнюю политику не лезут.
Их влияние на Путина ослабло еще больше: Кремль с ними вообще не считается. А наемные руководители и вовсе ничего не весят. Санкции бы вынудили миллиардеров лоббировать интересы Вашингтона и Брюсселя разве что в сказочном мире единорогов и фей.
Санкции ударили по российским бизнесменам, но те играют вторую скрипку после государственной элиты
За 30 лет экономических преобразований в России так и не сложилось класса топ-менеджеров в западном понимании.
Если посмотреть на 200 лучших генеральных директоров 2022 года от журнала CEO World Magazine, то можно встретить топ-менеджеров из Китая, Индии, Бразилии, Саудовской Аравии и Тайваня.
Единственный представитель России в нем - генеральный директор "Газпрома" Алексей Миллер (разумеется, под санкциями). По влиянию Миллер занимает 145-е место из 200. Для сравнения, генеральный директор Taiwan Semiconductor Чун Чин Вей занял девятое место.
Среди первых 50 в этом списке нет ни одного россиянина.
В 2009 году Путин публично унизил находящегося под санкциями Олега Дерипаску.
Это походило на то, как республиканцы допрашивали Джека Дорси и Марка Цукерберга, только в исполнении главы государства, а не конгрессменов, это смотрелось более уместно.
Дерипаска ушел с поста генерального директора основанного им "Русала" в 2018 году - опять же из-за санкций. Вскоре после этой встряски в том же году из-за экономических проблем ушел новый генеральный директор и весь совет компании.
Правда, тогда корнем бед стала не Украина, а обвинения, связанные с Трампом. Однако на внешней политике России скандал с Дерипаской никак не сказался.
Ходили слухи, что приобрести детище Дерипаски намерен Китай. Но вместо этого "Русал" решил выпустить облигации в юанях.
Российская деловая газета "Коммерсант" считает, что слабый российский генеральный директор - это проблема для всего бизнеса. Выходит, что за ниточки дергает государство. И это государство вертит компаниями, а не наоборот.
"Коммерсант" отмечает, что экономическое развитие требует не только структурных реформ, которые до сих пор не окончены, но и принципиально иного отношения государства и общества к управленцам.
Если на Западе считается, что управленцы "попутали берега", то в России их нет как класса. Именно из-за этого санкции против этих лиц пошли не по плану. Им не удалось изменить подачу конфликта в России.
И едва ли правительство допустит, чтобы эти компании разорились. Ждать ли застоя? Может быть.
Издание BNE Intellinews сообщило со ссылкой на "Коммерсант", что санкции "свели на нет стремительный прогресс ведущих российских корпораций" в развитии излюбленной в Европе модели корпоративного управления ESG или ОСВО ("окружающая среда, социальные вопросы, внутрикорпоративные отношения").
Она не только снискала одобрение эко-активистов, но и привносит в кадры расовое и половое разнообразие. Это могло бы придать компаниям западный облик и открыть двери для новых инвестиций. Но этого больше нет.
Большинство ведущих компаний, включая "Норильский никель", внедрили политику ОСВО еще до конфликта на Украине, и по корпоративному этикету почти сравнялись с Европой.
Сейчас же многие из них пытаются уберечься от санкций, а насчет ОСВО больше не беспокоятся - даже если раньше и делали вид.
Слабые показатели российских миллиардеров в списке Forbes вполне ожидаемы от страны, чье высшее руководство выросло и сформировалось в советское время при коммунизме. Это было всего 30 лет назад - всего одно поколение.
Выход России из политического краха СССР мало чем отличается от выхода Бразилии из периода диктатуры, который закончился в конце 1980-х. Так, бразильской валюте всего 28 лет.
Экономический переход от плановой экономики, где все решает государственная "управленческая элита", к более свободному рыночному подходу не изменил роли генерального директора в российской политике.
Независимый экономист Александр Зотин заключил на страницах "Коммерсанта": "Это одна из проблем устройства российской экономики, где по-прежнему только акционеры и основатели воспринимаются как лица, принимающие решения.
Государство и регуляторы привыкли вести диалог только с ними, а менеджеры - это в лучшем случае одетые в смирительные рубахи управленцы, а в худшем - козлы отпущения. Сложившаяся система не дает им расправить плечи".
Источник.
*
Запад слишком глубоко увяз на УкраинеBloomberg: Запад дошел до безрассудства в стремлении победить Путина на Украине
Европа и США взяли на себя новые обязательства перед Украиной и начали призывать к военной интервенции, пишет автор.
Эта жажда победить Россию безрассудна - достаточно вспомнить оглушительные фиаско недавних геополитических игр Запада.Стремление победить Владимира Путина приобретает опасный и безрассудный оборот. Ситуация во многом похожа на Ирак.
Опасная новая эпоха в глобальной политике началась со свежих и весьма драматических военных обязательств перед Украиной, которые взяли на себя Европа и Соединенные Штаты. Мы должны немедленно признать ее угрозу, не поддаваясь самообману и избегая эвфемизмов.
Несмотря на введенные год назад суровые экономические санкции <...>, Россия, как и прежде, не желает вести переговоры о прекращении вооруженных действий.
Она проводит мобилизацию дополнительных сил и бомбит критически важную инфраструктуру Украины. Ее президент Владимир Путин в ответ на решение Запада направить Киеву танки может пойти на дальнейшую эскалацию и начать действовать еще более яростно.
Между тем нет никаких признаков того, что русские разочаровались в своем "безрассудном" руководителе или возмущены его действиями. Мало кто оспаривает усиливающуюся уверенность Путина в том, что нравственно деградирующий Запад объединился против России.
Нет также свидетельств того, что народы и правительства глобального юга, в наибольшей степени страдающие от последствий этого вооруженного конфликта, решительно настроены против Путина или что большая часть мирового населения видит какие-то качественные различия между российской военной операцией на Украине и вторжением США в Ирак.
В Индии, которая вроде бы находится в союзе с Западом, недавно был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что больше людей винят в военных действиях на Украине не Москву, а Вашингтон и государства НАТО.
Запад пошел ва-банк на Украине. Последствия будут печальные
В отсутствие публичных дебатов также совершенно непонятно, поддерживают ли жители западных стран усиление конфронтации с Россией. На самом деле, их мнением практически никто не интересуется.
Население Германии резко разделилось в вопросе об отправке танков "Леопард 2" на Украину, и там шли длительные дискуссии на эту тему.
Власти США и Британии практически не информировали своих граждан о решении направить в зону конфликта современное вооружение.
Западу сегодня выгоден широкий и почти никем не оспариваемый консенсус, сложившийся в аналитических центрах и СМИ основного направления, которые уверены: поражение России, а то и ее полная капитуляция чрезвычайно важны для обеспечения территориальной целостности Украины и ее будущего как суверенного государства. Может быть, они и правы.
Но вера в то, что наша политическая и медийная элита мыслит правильно и поступает мудро, не очень-то соответствует результатам ее деятельности за последние годы.
Все крупные страны западного альянса причастны к военным фиаско, разорившим и опустошившим целые регионы в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке.
Политические лидеры доводили дело до вполне предсказуемых катастроф, а их при этом поддерживал дружный хор средств массовой информации, начиная с Fox News и кончая Economist, которые заглушали либо целенаправленно очерняли мнения несогласных.
Есть все основания для тревоги, когда интеллектуально-промышленный комплекс Запада, не наказанный за свои пагубные просчеты, вновь громко призывает к военной интервенции, но на сей раз - против <...> лидера ядерной державы.
Еще хуже другое. Остальных в такой обстановке не очень-то тревожит это шоу склонной к просчетам элиты, которая снова принимает меняющие историю и географию решения без должного демократического надзора за ее действиями.
В тех странах, где в последние годы происходили политические землетрясения, линии разлома между правителями и народом снова могут легко расшириться.
Как умело продемонстрировал Дональд Трамп, демагоги всегда готовы воспользоваться недовольством людей бесконечными, дорогостоящими и безнадежными войнами.
Будущее Украины как демократии тоже все больше застилают тучи, если задуматься о судьбе тех государств, которых щедро одаривали оружием и долларами.
До конфликта это была одна из самых коррумпированных стран в мире, а теперь она еще больше отдалилась от появления честной и подотчетной элиты.
Когда со временем будет проведен подробный учет финансовых злоупотреблений и нравственных преступлений, совершенных во время вооруженного конфликта, последний скандал с участием людей из окружения президента Зеленского покажется мелочью.
Танки не остановят конфликт на Украине
Появляется слишком много признаков того, что поиск союзников для участия в конфликте, который, по сути, превратился в войну Запада против Москвы, негативно влияет на политические и нравственные суждения.
Так, Индию в США и Европе регулярно называют противовесом китайским и российским самовластным руководителям, хотя правительство этой страны, в котором преобладают сторонники превосходства индуистов, усиливает наступление на демократию, а Нью-Дели наращивает закупки российской нефти.
Преобладает какая-то странная забывчивость по поводу двух мировых войн, и Германия под громкие аплодисменты Запада перевооружается и отправляет боевую технику на свои прежние поля сражений.
Один простой исторический урок, которым пренебрегают практически все государства, состоит в том, что власти становятся все более безрассудными, когда военная эскалация начинает казаться единственной дорогой к миру.
Лидеры Японии, которая тоже была милитаристским ужасом в 20 веке, лихорадочно перевооружают свою страну, не обращая внимания на колоссальный дефицит бюджета.
Нет нужды говорить о том, что Токио не анализирует подробно опасности, связанные с милитаризацией (эти опасности исходят от Пекина и Москвы, с которыми он воевал).
Более того, Япония даже не пытается объяснить, как страна с острой нехваткой молодежи будет комплектовать свою увеличивающуюся и крепнущую армию личным составом.
Такая безответственность в равной мере характерна и для западного политического истэблишмента, который пытается расширить военное присутствие своих государств за рубежом вопреки внутренним экономическим кризисам.
А это становится четким и ясным предупреждением о том, что впереди нас ждет большой и разрушительный пожар.
Панкадж Мишра
(Pankaj Mishra)
***
Источник.
НАВЕРХ.