К 100-летию образования СССР
На встрече президента России В.В. Путина с историками и представителями традиционных религий России 4 ноября 2022 г
. председатель правления Российского исторического общества (РИО) К.И. Могилевский справедливо
отметил:
«Историческое образование, вообще знание истории формирует чувство ответственности перед прошлыми поколениями, перед будущими поколениями».
Формирование исторического знания и сознания населения - важная социокультурная задача сегодняшнего дня. Особое значение решение этой задачи имеет для сотрудников органов безопасности России.
В видеообращении к сотрудникам спецслужб России по поводу 105-летия со дня образования ВЧК 20 декабря 2022 г. В.В. Путин
подчеркнул:
«На протяжении всей истории нашего Отечества органы безопасности были надёжной опорой государства.
И мы по праву гордимся подвигами их легендарных сотрудников, которые беззаветно служили Родине, решительно вставали на пути тех, кто хотел сделать нашу страну зависимой, уязвимой, раздробленной».
В ходе проводившегося Всероссийским центром общественного мнения и маркетинга (ВЦИОМ) в 2018 г. исследования об отношении наших современников к события гражданской войны 1918-1920 гг., респондентам был задан вопрос и о каналах получения ими исторических знаний.
Основными "каналами" получения исторических знаний, были названы:
- уроки истории в школе, институте - 79 процентовответов;
- книги по истории,исторические романы- 48 %;
- кинофильмы, телесериалы - 30 %;
- телепередачи- 24 %;
- разговоры с друзьями, знакомыми - 15 %.
Форма вопроса не позволила определить роль Интернета в распространении исторических (или псевдоисторических знаний, мифов, хотя понятно, что роль эта достаточно велика и по воздействию на аудиторию,
едва ли уступает сегодня влиянию телевидения.
Утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Основы Государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в числе основных задач называют необходимость сохранения исторической памяти, противодействия попыткам фальсификации истории, сбережения исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю.
В числе инструментов реализации государственной политики сохранения и укрепления традиционных духовных ценностей есть и мониторинг достижения целей этой политики. А необходим ещё и мониторинг средств, форм, инструментов реализации этой политики.
И здесь смысл коснуться некоторых вопросов новейшей историографии советских органов госбезопасности (1).
* * *
Напомним. Выступая 8 июня 1982 г. в Британском парламенте с речью «Демократия и тоталитаризм», президент Рональд Рейган так охарактеризовал содержание и логику ведущейся США против СССР информационной войны:
«Решающий фактор происходящей сейчас в мире борьбы - не бомбы и ракеты, а проверка воли и идей, испытание духовной смелости, испытание тех ценностей, которыми мы владеем, которые мы леем, идеалов, которым мы преданы» (2).
В декабре 1999 г. Совет национальной безопасности США распространил «Стратегические рекомендации по информационному противоборству второго поколения».
В директиве формулировались, в частности, следующие задачи «информационного противоборства второго поколения», основанного на успешном, с точки зрения американского политического руководства, опыте «информационного противоборства первого поколения» (1945-1991):
- подмена у граждан иностранных государств традиционных нравственных ценностей и ориентиров созданием атмосферы бездуховности, разрушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурно-историческому наследию;
- манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп в целях создания обстановки напряженности и хаоса;
- дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
- подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами (3).
Обратим особое внимание на первую из названных задач - «подмена традиционных нравственных ценностей и ориентиров, создание атмосферы бездуховности, разрушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурно-историческому наследию».
По сути, это квинтэссенция замысла, изложенного в известном «плане Даллеса для СССР». И здесь дан окончательный и однозначный ответ на непрекращающийся спор относительно подлинности этого замысла (4).
Подчеркнём также, что 24 мая 2022 г. верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель на дебатах в Исследовательском центре европейской политики (CEPS) заявил, что Европейскому союзу следует найти «собственный нарратив, который помог бы убеждать людей» в обоснованности и справедливости позиции Евросоюза.
И зафиксировал: «Битва нарративов может быть эффективной» в современных международных условиях: «Я даже считаю, что нарратив - это своего рода валюта мирового влияния».
Фактически он подчеркивал важность самооправдания Европы, информационного противодействия позициям и действиям России.
Боррель
заявил: «Из-за действий России на Украине произошел тектонический сдвиг в ландшафте европейской безопасности. Теперь стало ясно, что Европа находится в опасности.
Новая среда безопасности демонстрирует, что ЕС должен взять на себя больше ответственности за собственную безопасность».
Создавая свой нарратив для оправдания нарушения Евросоюзом и НАТО международного права, конвенций и Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе, верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза запамятовал, что он и лично виновен в том, что НАТО и ЕС в недопустимо ультимативной форме отклонили в начале января 2022 г. российское предложение о переговорах по гарантиям безопасности для России.
Боррель молчит о том, что ОБСЕ с 2014 г. получала сообщения от собственной смешанной мониторинговой комиссии сообщения о действиях ВСУ, содержащих признаки военных преступлений и являющихся прямым нарушением минских договоренностей.
При этом Боррель и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен забыли спросить с Э. Макрона и А. Меркель / О. Шольца, в чем же заключается их роль как гарантов выполнения Украиной минских договоренностей 2014 и 2015 годов...
Нарратив в отношении истории отечественных органов безопасности был задан докторской диссертацией профессора Кембриджского университета (Великобритания) Джулией Федор (5).
Ей, как и подавляющему большинству работ «ревизионистского направления» западных исследований нашей истории, свойственны два методологических недостатка.
Первый: полное игнорирование разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств против СССР. Второй: недооценка проблем нормативно-правового регулирования деятельности советских органов госбезопасности (6).
Остановимся на двух основополагающих моментах. Они связаны с исполнившимся в 2022 г. 100-летием создания контрразведывательных подразделений ГПУ РСФСР и столетием образования Союза Советских Социалистических республик.
На основании майского решения Коллегии Государственного политического управления РСФСР, 7 июля 1922 года Приказом управления делами ГПУ № 102 объявлялись штаты и структура Контрразведывательного отдела (КРО) ГПУ. Начальником КРО ГПУ был назначен Артур Христианович Артузов (Фраучи).
Разумеется, юбилейная дата не означает, что раньше органы ВЧК-ГПУ не осуществляли контрразведывательные мероприятия и операции (7).
Столетию образования советской контрразведки издательство «Вече» посвятило специальную книжную серию «Библиотека контрразведки».
Эта серия состоит из двух неравноценных частей: художественно-беллетристических произведений о работе чекистов, и научных и научно-популярных изданий.
Из числа художественных произведений серии следует, прежде всего, отметить роман В.И. Ардаматского «Возмездие», роман бывшего начальника 4-го отдела УНКВД по Орловской области Г.М. Брянцева «По тонкому льду», а также два романа «О. Шмелева, В. Востокова», под псевдонимами которых скрывались бывший начальник ВГУ КГБ СССР генерал-лейтенант О.М. Грибанов, и полковник В.И. Петраченков.
Научно-популярная часть серии представлена двумя книгами начальника 1-го отдела ВГУ КГБ генерал-майора Р.С. Красильникова «КГБ против МИ-6. Охотники за шпионами» и «Призраки в смокингах».
Обе книги неоднократно издавались и ранее; уникальные по содержанию, они представляют значительный интерес.
Разумеется, книги, посвященные советской контрразведке, появлялись не только в серии издательства «Вече».
Издательством «Международные отношения» были изданы две книги ученика и преемника Рэма Сергеевича Красильникова генерал-лейтенанта ФСБ Валентина Григорьевича Клименко (1944-2021), существенно расширяющие представления о содержании противоборства спецслужб США и СССР в недавнем прошлом (8).
В исторической ретроспективе научно-популярной части «Библиотеки контрразведки» также представлены работы членов Общества изучения истории отечественных спецслужб Б.А. Старкова (Санкт-Петербург), Н.С. Кирмеля и О.М. Хлобустова (Москва) (9).
Ранее издательством «Вече» были выпущены книги Н.С. Кирмеля «Спецслужбы белого движения. 1918-1922». (2013), Н.С. Кирмеля и О.В. Шинина «Красные против белых: спецслужбы в Гражданской войне 1917-1922». (2016).
И завершает этот раздел серии «Библиотеки контрразведки» интересное исследование Дмитрия Викторова и Олега Львова «Не только Штирлиц. Контрразведка в советском кинематографе».
Понятно, что годы, последовавшие за прекращением существования СССР, также привели к появлению немалого числа кинематографических творений, которые пока еще ждут исследователей.
Говоря о 100-летнем юбилее контрразведки советских органов госбезопасности, нельзя не упомянуть и о том, что 6 мая Почта России выпустила серию марок, посвященных этому событию.
На марках серии присутствуют в хронологическом порядке портреты начальников Второго главного управления КГБ СССР Петра Васильевича Федотова (1900-1963), Евгения Петровича Питовранова (1915-1999), Олега Михайловича Грибанова (1915-1992), Григория Федоровича Григоренко (1918-2007), Ивана Алексеевича Маркелова (1917-1990).
(
Окончание следует)
Примечания
(1) См. также Материалы научной конференции (круглого стола) «Современная историография и источниковедение истории отечественных органов госбезопасности (от Ф.Э. Дзержинского до Ю.В. Андропова). Тенденции развития. // Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Том III. М., 2007, СС. 8-131.
(2) Рональд Рейган внешней политике США. Бойня в воздухе: правда и ложь о гибели корейского пассажирского авиалайнера. Нью-Йорк, 1983, СС. 29-38.
(3) Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства. // Зарубежное военное обозрение. М., 2001, № 8. (Дата обращения 17.03.2016).
(4) Хлобустов О.М. Еще раз о «пресловутом плане Даллеса». // Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Том I. М., 2006, СС. 215-221.
(5) В России она была издана под названием Федор Дж. Традиции чекистов от Ленина до Путина. Культ государственной безопасности. С-Пг, 2012.
(6) Подробнее см.: Хлобустов О.М. Некоторые вопросы историографии КГБ СССР (конец 80-х - 2006 г.). // Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Том III. М., 2007, СС. 65-68.
(7) См., например, Поединок со старейшей спецслужбой мира. // Хлобустов О.М. Контрразведка в истории КГБ. М., 2022, СС. 26-49; Ишина О. Могла ли британская разведка остановить революцию в России? [Электронный ресурс]. Би-би-си. Русская служба. 31 августа 2017 г. // URL:
www.bbc.com./russian./features-40892145. (Дата обращения 24.04.2022); Дюкс П. Британская шпионская сеть в Советской России. Воспоминания тайного агента МИ-6. М., Центрполиграф, 2021.
(8) Клименко В.Г. Записки контрразведчика. Взгляд изнутри на противоборство КГБ и ЦРУ, и не только. М., 2018; его же Записки контрразведчика. ЦРУ раскрывает свои секреты... Ветераны ЦРУ о тайных операциях в СССР. Книга вторая. М., 2019.
(9) Старков Б.А. Охотники на шпионов. Контрразведка Российской империи 1903 - 1914 гг.; Кирмель Н.С. Российская контрразведка в годы первой мировой войны.; Хлобустов О.М. Контрразведка в истории КГБ.
О. Хлобустов
***
Источник.
НАВЕРХ.