Беспрецедентные шаги, предпринятые Соединенными Штатами и их союзниками по Организации Североатлантического договора (НАТО) для поддержки Украины и «наказания» России после того, как Москва начала СВО в феврале 2022 года, вызвали у американских и натовских стратегов опасения по поводу возможных ответных мер России против альянса
. Хотя планировщики США и НАТО уже давно сосредоточены на подготовке к непредвиденным обстоятельствам прямого конфликта с Россией, война на Украине создала уникальный набор обстоятельств, которые делают более вероятным, по их терминологии, «более ограниченное нападение России».
В случае, если такая российская атака произойдет, Министерству обороны США будет предложено представить варианты ответа на рассмотрение американских политиков. Эта перспектива предлагает основу для создания этих вариантов и выбора среди них.
В этих целях эксперты корпорации RAND подготовили специальный доклад «Ответ на ограниченное нападение России на НАТО во время войны на Украине». Исследование было завершено в октябре 2022 года, результаты опубликованы на сайте RAND 21 декабря 2022 года.
Эксперты стремились ответить на следующие вопросы:
Каковы принципы, которыми должны руководствоваться такие решения?
Какой ответ с большей вероятностью будет способствовать интересам США, ограничивая при этом риск эскалации?
От каких обстоятельств могут зависеть ответы на эти вопросы?
В этой перспективе эксперты RAND исследовали факторы, которые должны учитывать американские политики, если они столкнутся с ограниченным нападением России - от разового удара по изолированной военной цели до более масштабного обстрела нескольких гражданских и военных объектов - на территории США или союзников, целей в Европе или космосе.
В этой перспективе излагаются характеристики потенциальной российской атаки, имеющие отношение к информированию об ответных действиях, в том числе возможные мотивы Москвы для начала атаки, что Соединенные Штаты и их союзники могут попытаться сделать в ответ, и как различные типы ответов США или НАТО могут помочь продвинуть цели США в конфликте.
Определение категорий возможного российского нападения и возможных мотивов
Конкретные характеристики российской атаки (также называемой Шагом
1) будут играть важную роль в определении наиболее целесообразного ответа США или НАТО (также называемого Шагом
2). Характеристики Шага 1 создают различные стратегические и политические стимулы для Шага 2 и могут сигнализировать о различных намерениях и готовности России угрожать дальнейшей эскалацией.
Для целей данного анализа эксперты предположили, что Шаг 1 представляет собой кинетический удар (связанный с реальными боевыми действиями, в том числе, - смертоносного характера, - В.О.) по цели на территории союзника НАТО в Европе, даже если целью является военный объект США или военный объект США или НАТО, действующий в космическом пространстве.
Эксперты исключили из рассмотрения нападение на саму территорию США, потому что такое нападение привело бы к совершенно другому расчету при принятии решений.
Эксперты также предположили, что удар не предполагает применения химического, биологического или ядерного оружия - опять же, потому что применение такого оружия повлечет за собой совершенно иной набор вариантов реагирования.
Потенциальный Шаг 1 в текущем контексте может варьироваться по крайней мере по семи следующим характеристикам:
• нападение на гражданское лицо против военной цели;
• военные потери или ущерб, причиненный нападением;
• жертвы или ущерб среди гражданского населения в результате нападения;
• преднамеренность каких-либо жертв (или отсутствие жертв);
• количество пораженных целей;
• значимость военного потенциала США или НАТО, на который негативно повлияла атака;
• политическая символика цели(ей).
Хотя данный Шаг 1 может иметь любую комбинацию этих характеристик, эксперты в общих чертах обобщили потенциальные комбинации в три категории интенсивности:
• Демонстративное нападение. Эта категория относится к атакам, которые могут быть направлены на то, чтобы послать сообщение или сообщить о своей решимости, но не наносят значительного физического ущерба или не влияют на военный потенциал НАТО.
Такая атака привела бы к минимальным потерям среди военных или гражданского населения. Это будет разовая атака, рассчитанная на то, чтобы возложить на другую сторону ответственность либо за эскалацию, либо за отступление.
Например, Москва может нанести удар по пустующему аэродрому, железнодорожному узлу или военному объекту на территории НАТО небольшим количеством крылатых ракет;
• Целенаправленная атака. Эта категория относится к атакам, включающим удары по одной цели или небольшому количеству связанных целей.
Такая атака может привести к некоторым ограниченным потерям и, вероятно, повлияет - по крайней мере, на время - на определенные военные операции НАТО или оказание помощи Украине.
Действительно, такое влияние на операции НАТО, вероятно, будет частью цели России. Однако целевые объекты не будут иметь решающего значения для общего военного потенциала НАТО.
Например, Россия может наносить одновременные удары на территории НАТО по нескольким целям, участвующим в усилиях по оказанию помощи Украине;
• Менее сдержанная атака. Эта категория относится к нападениям на военные и гражданские объекты, которые приводят к значительным потерям, потенциально как среди гражданского, так и военного персонала, или крупномасштабному ущербу.
Эти цели могут иметь большое значение как для военных операций, так и для гражданской жизни. Такой Шаг 1 будет находиться между ограниченной атакой, предусмотренной в сфокусированной атаке, и безудержной атакой по широкому кругу целей.
Например, Россия может нанести удар по нескольким ключевым авиабазам и портовым объектам НАТО по всей Европе таким образом, что это, по крайней мере, временно ослабит потенциал НАТО, потенциал усиления или и то, и другое.
Чем выше по этой шкале стоит российская атака, тем сложнее, вероятно, будет структурировать ответ США или НАТО, который позволит избежать эскалации до глобальной войны.
Более разрушительная и продолжительная российская атака, нацеленная на более чувствительные в политическом или военном отношении цели, создаст давление для существенного, кинетического ответа США или НАТО.
Учитывая обстоятельства продолжающегося военного конфликта на Украине, также вероятно, что чем более разрушительным будет первый ход, тем больше озабоченность России в конфликте.
Таким образом, ответные действия США или НАТО должны будут сбалансировать несколько конкурирующих целей, включая предотвращение дальнейшей эскалации и недопущение поощрения усилий России по принуждению.
В дополнение к военным характеристикам российской атаки мотивы первого хода важно учитывать при разработке ответа США или НАТО.
Российская атака может сопровождаться явным заявлением о российских мотивах, а может и не сопровождаться, или заявленные мотивы могут не отражать подлинные цели России.
В нынешних обстоятельствах наиболее правдоподобными являются три возможных мотива действий России для первого хода:
• Принуждение к прекращению или ограничению поддержки Украины со стороны США и НАТО или наказание России.
Усилия США и НАТО предоставить Украине военную и другую помощь, одновременно наказывая Россию за ее агрессию экономическими и дипломатическими средствами, по-видимому, имели большой эффект.
Украина использовала полученную помощь с большим оперативным эффектом, а санкции Запада в отношении России стали одной из самых последовательных кампаний экономических наказаний против крупной экономики за последние десятилетия.
Поэтому у России есть сильные мотивы принуждать Соединенные Штаты и их союзников и партнеров к прекращению или ограничению этих усилий, которые, по мнению Москвы, подрывают ее способность выиграть или выдержать военный конфликт на Украине или обеспечить внутреннюю стабильность.
Российские атаки на цели, которые использовались для оказания помощи Украине, были бы самым ярким свидетельством того, что это был мотив Кремля;
• Принуждение США и их союзников к оказанию давления на Украину с целью урегулирования продолжающейся войны на выгодных для России условиях.
Москва может атаковать цель НАТО, чтобы использовать угрозу эскалации, чтобы убедить США и их союзников в том, что риски продолжения российско-украинской войны слишком велики и, следовательно, они должны заставить Украину согласиться на урегулирование.
То есть Россия будет стремиться использовать зависимость Украины от Запада и опасения Запада по поводу эскалации конфликта, чтобы заставить Соединенные Штаты и их союзников оказать давление на Киев, чтобы он свернул свои цели в войне или вообще прекратил боевые действия.
Российские атаки, руководствуясь этой мотивацией, скорее всего, будут направлены на наложение крупномасштабных расходов или угрозу таковых против НАТО, например, путем нанесения ударов по важным экономическим объектам или более чувствительным военным возможностям;
• Ответ «око за око» на конкретную акцию США или НАТО, которая сделала возможным нападение Украины.
Россия также может быть мотивирована для нападения на объекты НАТО в ответ на то, что она считает участием союзников в нападении Украины на Россию.
Например, если Соединенные Штаты предоставят разведданные Украине, чтобы нанести удар по важной российской цели, Москва может счесть, что Вашингтон участвовал в нападении, и в ответ нанести удар по платформе США, которая, по мнению Москвы, предоставила разведданные (например, военный спутник США).
Таким образом, мотивация России будет состоять в сдерживании подобных действий США или НАТО в будущем.
Российские атаки с такой мотивацией должны быть более идентифицируемыми, потому что они, скорее всего, произошли бы в ответ на конкретную помощь США или их союзников в отношении конкретной украинской атаки, которая им предшествовала.
Определение потенциальных целей США в ответ на ограниченное нападение России
Принимая решение о том, как реагировать на Шаг 1 в нынешних условиях, американские политики, вероятно, будут иметь в виду пять ключевых целей, достижение которых будет определять решения о том, какие действия следует предпринять в рамках Шага 2.
Особенно в ответ на более интенсивные действия российских атак, между этими целями США может возникнуть существенное противоречие, и политикам, возможно, придется принимать трудные решения относительно того, какие цели они хотят отдать приоритетным:
• Сдерживать любые дальнейшие российские атаки.
Фундаментальная цель Шага 2, вероятно, будет заключаться в том, чтобы гарантировать, что Россия больше не нападет на НАТО - ни в кризисе, спровоцированном Шагом 1, ни после того, как этот кризис минует;
• Избегать дальнейшей эскалации.
Связанная с этим цель для Шага 2 состоит в том, чтобы избежать эскалации до более широких боевых действий или полномасштабной войны из текущего кризиса, спровоцированного Шагом 1.
Как отмечалось выше, Соединенные Штаты и их союзники будут стремиться реагировать таким образом, чтобы не было Шага 3, сдерживая любое дальнейшее нападение России на НАТО.
Однако, если это окажется невозможным, Соединенные Штаты по-прежнему будут сильно заинтересованы в ограничении серьезности любого потенциального Шага 3. Политика США в войне до сих пор руководствовалась четким императивом избежать войны между НАТО и Россией.
Ограниченное нападение России на НАТО не отменяет этой цели. Последствия эскалации до тотального конфликта, вплоть до применения ядерного оружия, могут быть катастрофическими.
Таким образом, американские политики, скорее всего, воспользуются Шагом 2, чтобы гарантировать, что любой Шаг 3 не приведет к дальнейшей эскалации полномасштабного конфликта. Для достижения этой цели особенно важно понимание основной мотивации русских к первому ходу;
• Подорвать способность России проводить дальнейшие атаки.
В частности, если Шаг 1 отрицательно сказался на возможностях США или НАТО, Шаг 2 мог бы попытаться уменьшить угрозу дальнейших таких атак, нанеся ответный удар российскому подразделению или средствам, которые осуществили Шаг 1;
• Поддерживать доверие к гарантиям безопасности США.
Ограниченное нападение России на цель НАТО в нынешних условиях, вероятно, затронет не только Соединенные Штаты, но и союзника США, перед которым Соединенные Штаты взяли на себя четкие обязательства в области безопасности в соответствии со статьей 5 НАТО.
Обеспечение того, чтобы такие обязательства продолжали рассматриваться как заслуживающий доверия противников США, является жизненно важным национальным интересом США, поскольку он лежит в основе сети альянсов США по всему миру.
Поэтому у Соединенных Штатов есть сильные стимулы для того, чтобы Россия или другие противники США не пришли к выводу, что они могут избежать значительных затрат или наказания со стороны Соединенных Штатов в случае нападения на союзника США;
• Поддерживать сплоченность альянса НАТО. НАТО принимает важные решения на основе консенсуса.
Поэтому поддержание сплоченности среди его государств-членов, особенно по ключевым целям, таким как противодействие России, имеет важное значение.
Если Североатлантический союз не сможет отреагировать на нападение России на союзника по НАТО таким образом, который будет сочтен достаточным для сдерживания таких нападений в будущем, это может поставить под угрозу готовность союзников по НАТО продолжать коллективно реагировать на потенциальные угрозы с потенциально дестабилизирующими последствиями.
В то же время некоторые члены альянса могут возражать против ответа, который они считают слишком агрессивным или вызывающим эскалацию, что усложняет калибровку соответствующего Шага 2.
Определение вариантов для Шага 2
Когда эксперты RAND определяют возможные варианты США или НАТО для Шага 2, они рассматривают как кинетические, так и некинетические шаги, которые могли бы предпринять политики.
Эксперты классифицировали кинетическую часть Шага 2 по континууму пропорциональности Шага 1.
Если Шаг 2 имеет кинетический компонент, его можно спроектировать так, чтобы он был (а) меньше, чем пропорциональный, (б) пропорциональный или (в) более чем пропорциональный Шагу 1.
Некинетические компоненты Шага 2 могут включать различные принудительные меры или дипломатические обязательства.
Принудительные некинетические шаги могут включать, например, кибератаки (на военные объекты или гражданскую инфраструктуру), экономические санкции или предоставление Украине дополнительных вооружений.
Дипломатические обязательства будут направлены на переговоры по соответствующим вопросам. В принципе, можно было бы рассмотреть и односторонние шаги, направленные на решение проблем России (например, обещания сократить объем помощи Украине).
Конечно, в рамках одного и того же общего Шага 2, по мнению экспертов, можно предпринять как принудительные шаги, так и дипломатию.
Далее эксперты исследовали, как вариации этих двух аспектов Шага 2 - пропорциональности возможного кинетического ответа и характера некинетического ответа - могут привести к компромиссам в достижении различных целей США.
Они сделали это, разрабатывая четыре гипотетических сценария Шага 1, которые охватывают различные комбинации трех возможных российских мотивов нападения и трех категорий его интенсивности, описанных выше.
Затем эксперты показали, как разные варианты Шага 2, различающиеся по этим параметрам, могут привести к разным результатам.
Сценарий А
Ночной обстрел из нескольких крылатых ракет поразил склад недалеко от аэропорта на востоке Польши, который является ключевым узлом транзита и хранения для доставки оружия в Украину...
В. Овчинский
***
Окончание следует.
Источник.
НАВЕРХ.