Индусы и авестийцы в самых древних эпосах Ригведе и Авесте выложили нам информацию о прибытии их предков из Заполярья буквально на тарелочке, но история по-прежнему предпочитает об этом помалкивать
. Редкие сподвижники-профессионалы (Бал Тилак, А. Сабутис, Н. Гусева, С. Жарникова, и многие другие) пытались убедить высокоинтеллектуальную научную массу в реальности информации о прародине европеоидов на Севере, но ставни понимания закрываются еще плотнее.
Связано ли это с тем, что в таком случае приходится признавать - эта заполярная история как-то связана и с непосредственными предками русов?
Более того, они в те незапамятные времена могли уже обитать на своей территории до появления на планете англо-саксов, германцев, древних греков, латыням и прочих?
И Русская равнина, наряду с Сибирью, стоящая десятки тысяч лет назад на пути переселенцев с Севера, сохранила память о великой трагедии людей Арктиды в гидронимах, самой древней на земле мифологии - русских сказках.
Но главное, эта память запечатлена в праязыке, наиболее полно законсервировавшемся в языке русов, и исходящих из него санскрите и славянских языках.
И когда мы слышим, из уст российский санскритолога 19-го века профессора Ф.И. Кнауэра, что «индийцы» жили на Волге раньше, чем пришли в Индию, то не могут не возникнуть вопросы, а все ли в порядке с нашей историей, если эта информация оказалась почти не замеченная ею?
Из дописьменного периода истории, кроме доступной археологической информации, до нас, как правило, доходят древние названия водных объектов (гидронимы). Они могут рассказать о былых обитателях территории не меньше, чем летописи.
Недаром Русский советский историк В.В. Мавродин называл топонимику «языком земли»
В ряде статей я уделил немалое внимание арийским названиям на Восточно-Европейской равнине, в Зауралье и на Дальнем Востоке.
Особенно заметной арийская гидронимия оказывается в районе Онежского озера, в Архангельской и Вологодской области.
Страбон и Птолемей многократно упоминали, что в большинстве случаев этноним и гидроним совпадают.
Такое совпадение может позволить узнать, кто был реальными жителями территории даже в дописьменное время.
Сакральные названия рек или гор служили своего рода метками территории, очерчивающими границы владений. Они, естественно, носили, как имя народа, так и главных богов-покровителей.
Многочисленные арийские гидронимы на Восточно-Европейской (Русской) равнине говорят о былом здесь бытии ариев, как минимум, 4,5-5 тысяч лет назад. Но в то же время, в той же фатьяновской культуре жили и предки русов, которых наука определяет как «праславяне».
Позже арии оставили на юге Урала и в Зауралье и свое имя в названиях рек. А на территории Русской равнины можно вести речь о русах.
Вся территория от Волги до Балтики, реально усеяна гидронимами с корнем рас-/рос-/рес-/рус-/русь и здесь до сих пор живут потомки русов - русские. Прародина русов и есть Русская равнина.
Так, историк Д.И. Иловайский писал, что река Неман в древности называлась Рось или Руса [Начало Руси. М. 1996]. Куршский залив также назывался Русна или Руса. Греки III - IV в. н.э. упоминали Волгу в форме Рос (’Рως).
Вопрос в том, насколько древними являются эти гидронимы? И являются ли они современниками арийских гидронимов Русской равнины? Или даже, собственно, арийскими ли являются гидронимы с корнями рас-/рос-/рес-/рус-/русь?
Например, профессор Ф.И. Кнауэр (1849-1917) отождествлял мифическую реку Rasa из «Ригведы» с Волгой, доказывая, что древнее имя Волги - Ра приняло затем формы «Рос» у греков и арабов, а у славян - Рось, Русь, Роса, Руса.
Уже въ гимнахъ Рпгведы, которые отчасти были сочинены, когда нндійцы еще жили на рѣкѣ Индѣ, и которые, быть можетъ, тысячелѣтіямп древнѣе Гомеровой Иліады, встрѣчается мифическая рѣка, текущая вокругъ земли и воздушнаго пространства, рѣка, находящаяся какъ бы на краю свѣта. Названіе ея Rasa.
Имѣемъ основапіе думать, что эта мифическая рѣка была когда-то дѣйствительною рѣкою, на которой жили древніе индійцы раньше, чѣмъ пришли въ ІІндію.
Что были у нихъ воспоминанія о какой-то величавой рѣкѣ на краю свѣта, т. о. въ прежней ихъ родинѣ на дальнемъ сѣверо-западѣ, на это указываютъ разные намеки….
И такъ я считаю доказанными, что русскія рѣчныя названія Роса, Рось, Руса, Русь этимологически тождествены съ названіемъ рѣки Rasaна древне-индійскомъ, Raha на др.-перс, и Rauha въ зендскомъ языкахъ». [Ф.И. Кнауэр. «О происхождении имени народа Русь»].
Наиболее раннее упоминание Русской земли содержится в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», где в одной из книг рассказывается о стране Расатала. На это обратила внимание этнограф С.В. Жарникова.
На севере, находится «счастливая страна Расатала», где поток небесного молока, упав на землю, образовал «Молочное море» (Белое море), которое является «очистителем Вселенной».
К слову, в санскрите /tala/ [тала] это - равнина, долина, даль (дл →тл). А Расатала - это Русская равнина, долина, земля. В пределах ареала от Волги (Rasa) до Немана (Русь)искомая Русь, заселенная русами, и располагалась.
Если ко всему сказанному присовокупить и более современную информацию, об изначальной общности рода ариев и русов (R1a-Z645) на Русской равнине, обосновавшегося здесь как фатьяновская культура, то бытие в ней этнонима рус\рос 5-4 вполне очевидно.
Также в «Авесте» в самой древней ее части, где повествуется о сотворении мира, рассказывается о далекой северной прародине иранцев - земле богов и предков.
Там с запада на восток протянулись хребты Высокой Хары - Хары Березайти с их главной вершиной горой Хукайрья.
Над Харой сияют Полярная звезда и семь звезд Большой Медведицы. Над горами Высокой Хары вечно кружит солнце, и полгода длится здесь день, а полгода - ночь.
Отсюда, с этих золотых вершин, берут начало все земные реки и величайшая из них - чистая река Ардви-Двойная, ниспадающая с шумом в море Воурукаша. (Из «Авесты»)
В словосочетании Хара Бэрзайти (Высокая Гора), ясно просматривается слова «Гора» (Хара) и «Береза» (Бэрзай).
Она, видимо, называлась «Гора Берез». Да и река Ардви Сура, это вполне ясное название Двойная или Двина. На севере многим описываемым параметрам соответствует река Северная Двина, впадающая в Белое Море. Сура на санскрите - это бог, божественная.
«На далеком севере, где земля полгода покрыта снегом, протянулись с запада на восток великие и бескрайние горы….
С этих гор устремляются вниз все великие реки земли, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие - на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери и в золотых руслах текут здесь реки.
Горы, отделяющие север и Молочное (Белое) море от всех остальных земель, зовутся
горами Меру, а величайшая из вершин - Мандарой.
За горами Меру полгода длится день и полгода - ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания.
Там в небе над океаном сверкают радужные водяницы (северное сияние - Б.Н.) и только птицы да великие мудрецы - "риши" знают дорогу в этот край».
Что это за горы? Не о Северных ли Увалах говорится в Махабхарате? Сегодня в этой старой горной цепи не так заметна былая древняя величественность. По мнению исследователей, десятки тысячелетий назад картина была совсем другой.
Но сегодня горы одряхли и опустились. Старение коснулось и Урала, считающегося очень старыми горами.
Северные Увалы, которые крупнейший геоморфолог Ю.А. Мещеряков называл аномалией Русской равнины, являются главным водоразделом бассейнов северных и южных морей.
Историк античности Клавдий Птолемей именно на широте Северных Увалов помещал знаменитые Рипейские - Гиперборейские горы.
С этих гор устремляются вниз все великие реки земли, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие - на север, к белопенному океану, говорится в Махабхарате. Там же упоминаются и северные сияния:
Горы, отделяющие север и Молочное (Белое) море от всех остальных земель, зовутся горами Меру, За горами Меру полгода длится день и полгода - ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания.
Там в небе над океаном сверкают радужные водяницы (северное сияние - Б.Н.) и только птицы да великие мудрецы - "риши" знают дорогу в этот край».
В Ригведе (75-й гимн Х мандалы) превозносятся реки, среди которых выделяется река Синдху как «яростный поток, с бурными притоками «с водопадным обликом» и водной пылью, который несется впереди всех, ревя и сверкая, по склону между двух краев, богатых растением бореальной (северной) флоры силама (камыша)».
Литовский исследователь, профессор Ленинградского университета А. Сейбутис на основании приведенной в Ригведе информации о реках помещал их у Полярного круга. Что, по его мнению,
«наиболее четко совпадает с системой приледниковых водоемов… приблизительно 15 тыс. лет т. н. Один край Синдху мог струиться вдоль края Скандинавского, а другой - Новоземельского ледниковых щитов… далее они потекут прямо между Канином и Колгуевым…».
В ареале предполагаемого комплекса Синдху из Ригведы от ледников (померанской) вепсовской стадии до приледниковых водоемов и предполагаемого потока Синдху находятся современные топонимы: Индига (река); Инта; Индус (река, озера); Кубена (река); Кыма, озера Гангозеро, Кама (река в Карелии).
«На Русской равнине должна находиться большая часть гидронимов Ригведы, - писал профессор А. Сейбутис.
- Экологическая обусловленность миграций позднеледникового человека наталкивает на предположение, что арктические сюжеты ригведического образца должны скрываться и в фольклоре других восточных индоевропейцев, в первую очередь балтов и славян».
Исследователь В. Я. Пропп отмечал, что русских сказки более древние, чем античные мифы.
Примером такой древности являются сказочные «Молочные реки и кисельные берега», которые выступают как край изобилия в сказках «Три царства - медное, серебряное и золотое» и в сказке «Гуси-лебеди» и других. Этот край изобилия находится там, куда гуси-лебеди ежегодно улетают - на Севере!
Что это, фантазии наших предков или описание реальной действительности о незабвенной Арктиде, счастливой земле предков многотысячелетней давности?
Санскритолог Кнауэр провозгласил реку Раса не только как реку, но и как «великую матерь».
В соответствии с тем, что имя древнего народа являлось «частью системы сакральных представлений». Оно обычно было связано с именем первопредка этого народа - мужского или женского.
И священное имя первопредка переносилось, как правило, на важные природные феномены - реки\озера или горы.
К таковым названиям относятся гидронимы Русь. Л. Грот обратила внимание на то, что «имя Русь в русской традиции прочно связывается с материнским образом, что позволяет определить и Русь как «великую матерь»» и подводит к мысли о происхождении имени Руси от материнского первопредка».
Впрочем, матриархат - древнейший этап существования общества, поклоняющегося женщине-матери. Тому доказательство многочисленные статуэтки палеолитических Венер в самых древних археологических слоях.
Вот и сохранилось в народном сознании русов, детей Руси, «матушка Русь», как память о материнском первопредке, нашедшем воплощение в названии реки Русь.
Также и у кельтов праматерью является богиня Дану, в ирландской мифологии богиня подземных вод. Аналогичный образ находим и в индийской мифологии под тем же именем Дану.
Их объединяет как имя, так и связь с подземными водами. Дану, в «Авесте» (*dānu-) - это «вода, источник, влага». Из того же источника поклонения богине женского рода Дану и реки - Днепр, Дон, Дунай, Днестр.
Той же традиции следовали и арии, оставившие по пути своего следования - Южное Приуралье - названия рек Арий, Арья, после ухода из Восточной Европы и по пути своих миграций. (на карте внизу):
Видимо, именно древняя традиция рождать этноним от названия священного источника, чаще всего, реки лежит в основе связи имени Руси и русов с многочисленными гидронимами в Восточной Европе, имеющими корневые компоненты рас-/рос-/рес-/рус-/русь..
Сакральность такого священного источника часто усиливалась персонификацией реки с божеством того же имени.
Вот почему так значительно количество арийских гидронимов, посвященных богам покровителям как женского, так и мужского рода на всей территории России. в числе которых и гидроним Русь.
Но пришли они с Севера, или имел место некий окружный путь из Сибири в Европу и на Русскую равнину, это еще предстоит уточнять и уточнять.
На сегодня по археологическим основаниям отмечен путь носителей культуры шнуровой керамики (R1a-Z645) из Центральной Европы (Германии, Балканы), на Русскую равнину (фатьяновская культура).
Там же, видимо, либо на самом подходе к Русской равнине, 5400 лет назад эта гаплогруппа образовалась. Два ископаемых древних образца - один в Ярославской области (датировка 5000 лет назад), другой в Эстонии (4000-4800 лет назад) - это малая информация на этот счет в YFull YTree.
До образования R1a-Z645 сложилась следующая цепочка преемственности: R1a-M459 (вр. образ. 18200 лет н.) → M735 (15100 лет н.) → M198 (14000 лет н.) → M417 (8800 лет н.) → Z645 (5400 лет н.).
Ископаемые древние образцы субклада R-M417 обнаружены: два в Голландии (с датировками 3000 и 3700 лет назад соответственно), в Швейцарии, Германии, Польше, Чехии (датировки 1900 лет назад), в Швеции и Польше (датировки 2100 лет назад).
У R-M735 древние снипы YP1306 обнаружены в Архангельской области (культура Веретьё - 10500-11000 л. н.) и на Южном Оленьем острове (6900-7500 л. н.) Онежского озера, по периметру усеянного, кроме прочего, гидронимами Гангозеро.
Присутствие там же озер и рек по имени Анга, Анго, Онега - это явное осовременивание с редукцией начального согласного «Г» многочисленных там водоемов Ганг(о/а).
Субклады M459, M735, M198 большого потомства не дали, не прошли «бутылочное горлышко выживания популяции».
Лишь более «молодые» субклады M417 и Z645 гаплогруппы R1a благополучно размножились, и сегодня их потомки составляют самую многочисленную в Евразии группу, именуемую в широких кругах «индоевропейцами», а ДНК-генеалогия - потомками ариев.
Очевидно, что на выживаемость древних субкладов R1a - M459, M735, M198 (от 18,2 до 14 тысяч лет назад), значительно влияли трудные постледниковые климатические условия обитания.
Конечно, дальнейшие исследования могут внести в этот рисунок новые штрихи. Но от суровой действительности постледниковья никуда не уйти.
Впрочем, снипы YP1306носителей R-М735 из Архангельской области (два образца) свидетельствуют об обитании людей там 6900-11000 лет назад. Но для создания более реальной картины, что называется, копать и копать.
Ископаемого материала не хватает. Один бог знает, что можно на Вологодчине, в Архангельской области, в Карелии еще обнаружить.
К слову, в Кабардино-Балкарии обнаружен дальний потомок того же субклада YP1272 снип Y81296 (время образования 7200 л. н.) с датировкой 550 лет назад. Что означает, потомки у него были, хотя и оказались на расстоянии в тысячи километров от древних родственников. Возможно, там и живут до сих пор.
Кто, куда шел, не понятно, то ли с юга на север, что нереально, то ли с севера на юг? Нам история столь дальних времен ответа дать не в состоянии.
Тем не менее на протяжение как минимум 4 тысяч лет некие люди рода R1a далеких 11 тысяч лет назад в пределах Онеги и озера Лача (культура Веретьё) определенный образ жизни вели.
Так, в обнаруженном мезолитическом поселении имелось 3 жилища площадью 40-65 кв. м.
В каждом был очаг на песчаной подсыпке или из камней. Подобные очаги располагались и между домами. Повсюду скопления оружия, орудий, бытовых предметов. Обращает на себя и наличие у жилища № 3 мастерской в виде высокой каменной наковальни.
А рядом скопление расколотого кремня, берестяной туес с кремнёвыми заготовками и орудиями. И вблизи с поселением останки 42 собак.
Б. Новицкий
***
Источник.
НАВЕРХ.