Ночью 13 июня 1945 года, уже в мирное время, в проливе Лаперуза Японского моря был торпедирован и затонул самый большой советский транспортный пароход «Трансбалт», шедший из Сиэтла во Владивосток с грузом ленд-лиза
. По всем фактическим данным, свой собственный военный груз (рельсы, муку и автомобили - всего 9 800 тонн) на дно отправили американцы, но ответственность за атаку «Трансбалта» и по сей день никто на себя не взял.
Транспорт-трудяга
Судно, пока не стало «Трансбалтом», имело много имён. Построенное в Германии в 1899 году, сначала называлось «Белгравия». В 1905 году его купило морское ведомство Российской империи, переименовало в «Ригу» и включило в состав Балтийского флота в качестве учебного судна.
После революции, в сентябре 1918 года, пароход переименовали в «Трансбалт» и перепрофилировали в плавучий госпиталь. По завершении Гражданской войны он стал транспортным судном, передан Дальневосточному пароходству.
Здесь его эксплуатировали на всю катушку. Пароход трудился на магаданском направлении и считался образцово-показательным, обслуживавшим «Дальстрой» (дальневосточный филиал ГУЛАГа).
В начале января 1941 года «Трансбалт» отправился на капитальный ремонт в Сан-Франциско, а в ноябре того же года, когда враг уже рвался к Москве, возвратился во Владивосток с первым ленд-лизовским грузом (10 000 тонн авиационного бензина в бочках).
Не раз и не два сплочённая команда (99 человек) во главе с капитаном Ильёй Гавриловым делала сложные рейсы в Сан-Франциско. Сложные не только по погодным условиям, но и ввиду постоянной опасности быть атакованными вражескими субмаринами.
Враги - это немцы, но и нейтральные японцы могли втихаря атаковать советские суда (и подобные случаи бывали).
Ну а американские подводники, напротив: друзья, союзники и добровольные чуть ли не защитники наших ленд-лизовских конвоев в Тихом океане.
День Победы 9 мая 1945 года экипаж «Трансбалта» встретил в Сиэтле, где судно стояло под погрузкой. Радость, объятья, ликование… И никто из экипажа не мог даже подумать, что эти чувства вскоре сменят страх, боль и отчаяние.
Герой, не умевший плавать
Вечером 12 июня при отличной видимости судно вошло в пролив Лаперуза, и капитан отдал распоряжение проскочить его «до захода солнца».
На выходе из пролива обнаружили три подводные лодки в надводном положении, но никого это не насторожило: так в Японском море в светлое время суток могли идти только сами японцы. И Владивосток почти рядом: по прямой 400 миль, всего-то 36 часов хода.
В 3:30 утра кочегар Владимир Панков пошёл будить сменщиков. Только открыл дверь в каюту - удар, «пароход заскакал». Шагнул к соседней каюте - новый удар! Подумал: «Или на мель напоролись или о скалу ударились? Но откуда здесь мели и скалы?» Спустя минуту запахло взрывчаткой и стало ясно - «Трансбалт» торпедирован!
После атаки судно оставалось на плаву всего ничего, только десять минут, и за это время капитан Гаврилов проявил себя мужественным и решительным героем, чьи быстрые и точные команды спасли почти всех.
После того, как радист отбил SOS на аварийном передатчике, капитан организованно спустил на воду все спасательные плоты и шлюпки.
С учётом того, что судно быстро погружалось под воду, рассаживаться по местам времени не было, и Гаврилов приказал членам экипажа просто прыгать за борт и плыть к плотам и шлюпкам.
Сам же оставался на судне до конца, как того требует Морской устав. Но ещё и потому, что не умел плавать! И когда банально стал тонуть, героя спас второй механик Коновец, дотащивший капитана практически на себе до спасительного плотика.
Раздался страшный грохот, «Трансбалт» разломился пополам. Корма ушла под воду, нос задрался и, словно копируя эпический «Титаник», почти вертикально скрылся под водой.
До рассвета все четыре шлюпки собрались в одном месте, устроили перекличку по судовой роли. Недосчитались пятерых. Сначала пытались грести к своему берегу, до которого было 120 миль, но спустя сутки выявилась группа моряков, не особенно сильных в академической гребле и потому тормозивших общую «спасательную морскую колонну».
Поэтому капитан принял решение разделиться, с тем умыслом, что лидеры «регаты», которые первыми обнаружат спасателей, пришлют подмогу отставшим. И конечно, подразумевалось, что спасателями будут свои, советские.
Потому как все были уверены, что «Трансбалт» утопили японцы, и навряд ли они, проклятые, выступят в роли спасателей…
План в целом сработал. Вскоре две лидирующие шлюпки (50 человек) заметили японские рыбаки и, взяв их обе на буксир своим моторным ботом, дотащили до японского порта Хонто на Сахалине.
Другие отставшие шлюпки (44 человека) спустя сутки были спасены подошедшими от Хоккайдо двумя японскими тральщиками и эсминцем.
При этом советские моряки, опасавшиеся провокаций, затопили все журналы и документы, кроме морских паспортов, и отказались подниматься на палубу вражеского эсминца.
Со спасёнными советскими моряками японцы вели себя вполне корректно. Хорошо кормили, всех раздетых обрядили в приличные бэушные кители армейского покроя, а некоторым даже выдали пальто.
Помимо этого, каждый получил циновку и одеяло, а также порядковый номер, который написали мелом на спине. Также пытались организовать допросы, но после категорического отказа со стороны Гаврилова на любые беседы от наших моряков отстали.
30 июня, на 18-й день после гибели «Трансбалта», за моряками пришёл пароход «Хабаровск» и 3 июля доставил их во Владивосток.
Фото (warheroes.ru): Героический капитан Илья Гаврилов
Закопанная совесть
Кто же потопил «Трансбалт»? Этот вопрос оставался открытым целое десятилетие после окончания войны, а официально не закрыт и по сей день.
Побеждённая Япония вынуждена была признать факт потопления своими подлодками нескольких советских торговых судов в 1942-1944 годах, но категорически открещивалась от вины за «Трансбалт».
Завеса тайны начала рассеиваться в 1955 году, когда вышла книга бывшего командующего подводными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирала Чарльза Локвуда «Морские дьяволы». В ней автор поведал о военных успехах в реализации операции «Барни» по поиску и уничтожению вражеских судов.
И о замечательных результатах, которых добился экипаж подлодки «Спейдфиш» под командованием капитана Билла Гермерсхаузена, записавший на свой счёт 10 вражеских судов общим тоннажем более 26 000 тонн.
И Локвуд, с одной стороны, допустил, что одно из потопленных судов могло быть советским, а с другой - привёл целый ряд обстоятельств, оправдывающих капитана Гермерсхаузена.
Что и как, по его версии, было? В тот день подлодка следовала в надводном положении вдоль западного побережья Сахалина, отслеживая с помощью радара потенциальные цели в заливе Лаперуза.
Радар обнаружил цель, движущуюся со скоростью 10 узлов в юго-западном направлении. «Размер пятна на радаре указывает, что это крупный транспорт», - отмечено в судовом журнале «Спейдфиша».
Гермерсхаузен знал, что пролив Лаперуза используется советскими судами и что, согласно инструкциям штаба ТОФ, советские суда с грузами ленд-лиза следуют во Владивосток и Находку по западному маршруту.
Очевидно, что, если бы «Трансбалт» повернул после прохода пролива Лаперуза на запад, капитан подлодки вычеркнул бы его из списка вероятных целей.
Но, согласно судовому журналу «Спейдфиша», обнаруженное «судно не следовало предписанным для русских судов маршрутом и обогнуло остров Ребун юго-западным курсом», что по умолчанию, увы, и превратило его в корабль противника…
Советская сторона довольно оперативно отреагировала на атаку «Трансбалта», и в Вашингтон поступил соответствующий запрос.
Локвуд вынужденно связался с капитанами своих лодок в Японском море: а не атаковал ли кто-нибудь из них в течение последних суток цели северо-западнее пролива Лаперуза?
Гермерсхаузен признался, что потопил судно, в принадлежности которого не уверен, и готов понести за это наказание. Но адмирал успокоил подчинённого и призвал его не париться и продолжать дальнейшее выполнение боевых задач.
Локвуда на самом высоком уровне поддержал и командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц, официально заявив, что флот США не имеет отношения к потоплению «Трансбалта». Таким образом, наше судно так и осталось «неопознанным» в списке боевых достижений «Спейдфиша»…
В годы войны американский подводный флот действовал в Тихом океане неосторожно и нагло, по принципу «топи их всех!» - и от его огня страдали не только враги, но и суда союзников.
За годы войны американские субмарины пустили на дно семь советских гражданских судов, при этом погибли 145 граждан СССР, в том числе 21 женщина и трое детей…
Г. Обухов
***
Источник.
НАВЕРХ.