В.Л. Авагян. Торговцы пустотой и антиколониализм

Jun 04, 2022 07:03



Существует ли в реальности такое явление, как «объективная цена» того или иного продукта? Не спекулятивная (причём сразу и в бытовом, и в философском* смысле слова «спекуляция»), а именно объективная, что называется, «приборами измеряемая», существующая не только в голове у человека?



На этот вопрос сомнительны оба ответа: и «да», и «нет» . Предположим, что объективной цены, например, масла, не существует, и всякая его цена - лишь вымысел продавцов, принятый покупателями.

В этом случае получается, что ничто в мире вообще ничего не стоит, а цены - лишь злая воля плохих обманщиков (на чём, кстати, обожглись коммунисты**).

Такое предположение - как уже понял читатель - какое-то, мягко говоря, странное. Как это - «ничто не имеет цены», и цену лишь придумывают мошенники ради личной наживы?!

- А вот так! - скажет коммунист - Мошенник, торгующий чайниками, закончив работу и придя домой, тот же самый чайник, может быть, из той же партии и из своей лавки - БЕСПЛАТНО даёт жене и детям. То есть почему-то среди «своих» чайник вполне себе «ходит» бесплатно, а цену он получает только по отношению к «чужим», которых хотят обмануть…

- Нет, нет - скажем мы коммунисту - ты свою дичь нам не втирай, объективная цена существует, это всякому понятно хотя бы из ограниченности даров природы (при сопутствующей безграничности размножения людей).


То есть мы с читателем отрицаем отрицание объективной цены. Она есть, и это можно доказать. Но тут возникает другой вопрос: если объективная цена взятого нами для примера масла существует - почему тогда цена на него всё время скачет и пляшет?!

Если объективная цена существует, почему её нельзя вычислить, высчитать, и ввести - раз и навсегда?! И как понимать в рамках теории объективной себестоимости то, что масло то дороже, то дешевле?

Закрадывается подозрение: в лице рыночной цены мы имеем дело с гибридом! Это объективно существующая стоимость продукта, плюс хитрость жулика минус отчаяние банкрота.

Отягчающие факторы - хитрость и отчаяние - и обуславливают постоянные колебания вокруг объективной ценовой стоимости.

Ведь в реальной жизни есть не только спекулянт, который снимает пенки нетрудовой прибыли на вздутии цен, но и, например, фермер, у которого картошка гниёт.

А - раз она гниёт - он готов продать её даже дешевле себестоимости, от отчаяния, чтобы выручить хоть сколько-нибудь, пусть даже и меньше, чем вложил. Ведь иначе он потеряет всё, и не вернёт (не отобьёт) даже части своих вложений!

И миллионеры, и банкроты - постоянный фон капиталистической рыночной жизни. Они, как пузыри на варящейся каше - всё время в этой гуще событий возникают и лопаются, снова и снова.

И мы понимаем две вещи.

С одной стороны - есть объективная цена блага, которая всегда останется за сырьём, как бы далеко не ушла техника обрабатывающего сектора.

Себестоимость штамповки, по мере роботизации штамповочного агрегата и всей линии его обслуживания может снижаться, снижаться, снижаться - до около-ноля***. Но себестоимость ТОГО, ИЗ ЧЕГО ШТАМПУЮТ - нет. И себестоимость того, ГДЕ штампуют (т.е. пространства, территории, земли) - тоже нет.

С другой стороны, эта доказанная нами объективная цена является ускользающей величиной, она никак не может перейти из теории в практику.

Как косточка сливы никогда не родится без самой сливы, так и объективная цена - всегда существует только как часть общей цены (в случае банкротств - отрицательная).

На вопрос «существует ли объективная цена?» не ответишь «нет», потому что тогда признаешь, что всё на самом деле бесплатное. И не ответишь «да», потому что в рыночной практике объективной цены в чистом виде действительно не существует.

Как же так получилось?

Разбираемся…

+++

Есть понятие «условное топливо», а мы, для удобства и лёгкости понимания ключевой проблемы мировой экономики, введём понятие «универсальный продукт».

Универсальный продукт - это количество ЛЮБОГО продукта, которое можно приобрести за одну и ту же денежную единицу. Например, рубль (или доллар, или тугрик, и т.п.).

Например, в некоей условной стране на 1 рубль можно приобрести Х грамм масла, Y грамм бензина, N грамм хлеба, и т.д. Одно шило, и одно мыло. Разумеется, шило и мыло - разные продукты, у них разные параметры, назначения, вид. Но - в том и заключается научная экономика, что с узко экономической точки зрения и шило и мыло - одно, если они стоят 1 рубль каждое.

В числе прочих наполнителей понятия «универсальный продукт» имеется и такая специфическая (даже «магическая», фигурально выражаясь) штука, как ПУСТОТА. Если при обмене один человек взял масла на 1 рубль, а отдал ничего (ничего не отдал), то он выступает «торговцем пустотой», он пустоту меняет на нечто объективно-полезное и реально ценное.

Таким образом, универсальный продукт (всё по цене рубля) - оказывается то плотным, то разреженным. Когда нам продают пустоту «в нагрузку» к какому-либо полезному продукту, а иногда и саму по себе, как чистый обман покупателя - это называется «неэквивалентный обмен».

Это когда один участник обмена получает очень мало, отдавая очень много, и наоборот: другой (которому всё это выгодно, и который всё это устраивает) - очень много в обмен на очень мало.

Никогда не задумывались, почему у хозяина есть возможность платить слуге, а у слуги есть необходимость соглашаться быть слугой за эти деньги? Каким образом общество даёт хозяину столько, что ему и самому за глаза, и на слуг остаётся? И наоборот, как это общество так обделило слугу, что для него сотая часть доходов другого человека - стала привлекательной?

+++

Никто не спорит, что торговать пустотой в обмен на реальные блага - очень и очень выгодно. Любое Нечто, поскольку оно сущность, больше чем Ничто (поскольку оно ничто).

Даже если вам за ноль будут давать всего одно зёрнышко - всё равно количество зёрнышек ограничено, а количество нолей в вашем распоряжении - ничем и никак.

Вы возьмёте лист бумаги и нарисуете на нём сумму с единичкой и нолями донизу, и у вас будет много зерна, а у того, кто получит такую бумагу - не будет зерна, и ничего взамен зерна тоже не добавится.

По сути, вся отчаянная борьба капитализма за выживание - может быть сведена к борьбе торговцев пустотами и дальше торговать пустотой. Им хочется получать хлеб и мёд, бензин и масло в обмен на ничто, и всякий иной обмен будет для них невыгоден, ударит по их уровню жизни, благосостоянию.

Но проблема в том, что неэквивалентный обмен не только аморален (на что все давно наплевали), но и технически разрушителен. Неэквивалентный обмен умножает диспропорции всех обменных процессов, полезный труд он демотивирует, убивает - а паразитизм и разбой наоборот, стимулирует, и они буйно разрастаются.

Грубо говоря, если можно получать масло в обмен на ничто - то все хотят быть на стороне «ничто» и никто не хочет оставаться производителем масла.

Происходит хорошо знакомая рынку «голландская болезнь» - отток всех сил общества в аномалию повышенной доходности. А поскольку пустота, пока её получается продавать, обладает абсолютно повышенной доходностью - именно на пустоту и переориентируется вся молодёжь и все «мобильные» люди.

Пока в экономике действуют бумажные пирамиды, вроде долларовой эмиссии - никто не хочет, да и не может заниматься производственной экономикой. Кроме неудачников, которых туда силком и террором загоняют, по сути, не нанимая, а именно заставляя, внеэкономически принуждая делать продукт в обмен на ничто.

Этим, кстати, объясняется феномен «переноса» производственной сферы из Европы (с дорогим и правовым трудом) в Азию, с её трудом дешёвым и бесправным.

+++

Торговцы пустотой имеют, по сути, сказочную скатерть-самобранку, но только с одной оговоркой: вся снедь на этой самобранке не возникает из ниоткуда, она берётся со стола у других людей. Но, пусть и так, кто же захочет, имея скатерть-самобранку, выращивать продукты питания в тяжёлом фермерско-крестьянском режиме, или даже просто ходить за ними в магазин?!

Расстелил скатерть - вот тебе и пир горой ! Нашлёпал долларов (в последние годы их даже на бумаге не печатают, так, в электронном варианте нолики проставляют) - и зачем что-то ещё? Если хочешь масла - не нужно парится, сбивать масло; надо напечатать долларов, купить на них масло у тех, кто его делает, и вся недолга!

Красивая жизнь успешных торговцев пустотой вызывает у нищих мира (9/10 населения планеты) то, что успешные торговцы называют «завистью». На самом деле это не зависть (то есть обида за чужое превосходство), а клептофобия, ненависть к воровству, жертвой которого регулярно оказываешься.

Даже неграмотный азиат в силах задуматься над вопросом: почему я всё время работаю - и так бедно живу? А европеец вообще не работает, в лучшем случае бумажки перебирает - но пособие у него больше, чем моя зарплата за 14-часовой рабочий день?!

В основе волшебства лежит извлечение Нечто из Ничто. В сказках это красиво. Но почему магию называют «чёрной», задумывались? Почему говорят, что «белой» магии не существует, в лучшем случае - только «серая»?

Да потому что «Нечто из Ничто» по законам космического равновесия в другом месте уравновешивается «Ничто из Нечто». Чем больше пустота отдала в одной точке, тем больше она заберёт в другой. Иначе и быть не может: ведь она же пустота, у неё ничего своего нет, её и самой-то, в общем-то, нет!

+++

Дисбалансы мировых обменных процессов, вызванные «присадкой» пустоты к товарным оборотам - главная причина современных войн, бедствий и катастроф с геноцидами. Разумеется, не единственная.

Я реалист, и понимаю, что, например, такое извращение, как «украинство», эта разновидность духовной содомии, противоестественного соития обезумевшего человека с перевёрнутой системой ценностей (в которой зло называют «добром», своих «чужими» и т.п.) - очень и очень отягощает ход планетарных кризисов.

И такие бедствия, как украинство, осложняют ход мировой болезни, уводя мысль человеческую вообще в иррациональное зазеркалье.

И, тем не менее, первоисточник кризиса цивилизации - борьба торговцев пустотой за возможность и дальше торговать пустотой, менять Ничто на Нечто.

Такие же уродства человеческой психики, как украинство - стимулируются и поощряются торговцами пустотой, и без их «спонсорства» не покидали бы психиатрических лечебниц.

Торговцам пустотой нужны безумцы - которые сами не понимали бы, как торгуют пустотой, и другим не давали бы этого понять, проживая жизнь в непрекращающихся галлюцинациях и бредовом состоянии.

Но, как бы ни бесновались бесноватые - мы, люди разумные, понимаем корень проблемы, то рациональное зерно, которое лежит в кровавом кошмаре XXI века.
Вазген Авагян
----------------------------

*Спекуляция - в философии это отвлечённое рассуждение, тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту.

** Предполагая, что в экономике коммунизма всё будет бесплатным и каждому по потребности, коммунисты, начиная с Маркса, пусть неявно, но отрицали объективность цен, полагали всякую цену лишь злым вымыслом, мороком, который напускают мошенники и хищники.

Отчасти они были правы, отчасти нет, неправы они были в той части, в какой учение Маркса не рассматривает ограниченность сырьевых ресурсов, самой той исходной базы, из которой идёт потом переработка.

Переработка, сама по себе, может, технически развиваясь и совершенствуясь, снизить цену производимого если не до ноля, то до величины, очень близкой к нолю. И по этой части в СССР были достигнуты огромные успехи (очень много бесплатных благ, ещё больше благ по т.н. «символической цене»).

Но это касается ТОЛЬКО обрабатывающей сферы! Парадокс в том, что не может стать бесплатным именно то, что веками потреблялось людьми именно бесплатно, начиная с воздуха и воды, природных ископаемых, словом, всей ресурсной базы обрабатывающих линий.

*** Люблю приводить такой яркий пример, как доступность простой и обычной чугунной сковородки.

Историкам хорошо, на основании достоверных документов, известно, что в Средние Века сковорода обходилась крестьянину очень дорого - по цене урожая целого года, а то и не одного. Это было связано с минимальным развитием металлургии, делавшей любое металлическое изделие крайне труднодоступным для трудящихся.

По мере развития металлургии цена сковородок снижалась, и ныне является почти символической.

Перейти от нынешней цены на сковороды в хозмагах к бесплатной их раздаче - для современного государства легче лёгкого.

В.Л. Авагян

***

Источник.

НАВЕРХ.

Авагян, рубль, колония, экономика, рынок

Previous post Next post
Up