Останется ли Россия в МВФ?
Нам из международных финансовых организаций надо выходить, этого права никакие санкции нас лишить не могут
Санкционная война против России переходит в новую фазу. Коллективный Запад пытается ограничить права и полномочия РФ в ведущих международных организациях или даже исключить Россию из них
. Были уже попытки исключить ее из Совета Безопасности ООН, но эта задача не по зубам «нашим партнерам».
А вот еще замах похожего масштаба. 22 марта Польша предложила рассмотреть возможность исключения России из G20, заявил министр развития и технологий Польши Петр Новак. А министр иностранных дел Польши Збигнев Рау даже сказал, что его страна может… заменить Россию в G20.
Всемирный экономический форум (ВЭФ) приостановил работу с Россией и отменил участие россиян в форуме в Давосе. «Мы не взаимодействуем ни с одним человеком, попавшим под санкции, и заморозили все отношения с российской стороной», -
заявила руководитель пресс-службы ВЭФ Аманда Руссо (Amanda Russo).
25 февраля было временно приостановлено членство России в Совете Европы и ПАСЕ. Позже Россия заявила, что по своей воле покидает ПАСЕ. 15 марта Россию исключили из Совета Европы.
Поднят вопрос об исключении России из состава Венецианской комиссии (консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы). С 16 марта российским и белорусским дипломатам запретили вход в Европейский парламент.
Надо сказать, все подобные запреты и исключения никак не вредят России, скорее они помогают ей избавиться от тлетворного влияния идеологии экономического либерализма.
Фактически Россию исключили из ВТО. США готовят закон, лишающий Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле с Америкой. Япония тоже объявила о прекращении для России режима наибольшего благоприятствования.
Особого внимания заслуживают предложения «наших партнеров» по дальнейшему пребыванию России в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ) и Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР).
Были горячие головы, призывавшие исключить Россию из всех этих институтов. 22 марта член совета директоров ЕБРР от Украины Артем Шевалев призвал руководство банка исключить Россию из своих членов.
Ранее премьер-министр Украины Денис Шмыгаль объявил, что Украина призвала союзников приостановить членство России и Белоруссии в МВФ и Всемирном банке.
Практически сделать это сложно, даже невозможно: предусмотренные процедуры принятия решений предполагают голосование всех членов этих организаций, необходимого количества голосов для исключения не собрать.
Поэтому поставлен вопрос не об исключении и даже не о приостановке членства, а об ограничении полномочий Российской Федерации в международных финансовых организациях.
Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева подчеркнула, что страну можно исключить только на основании нарушения экономических обязательств в соответствии с уставом МВФ, а Россия выполняет все обязательства.
Кстати, в январе 2005-го погасила всю задолженность перед фондом и сама выступает кредитором МВФ.
Пока суд да дело, в МВФ решили предпринять такой демонстративный шаг, как лишение представителя России Алексея Можина почетного звания дуайена совета директоров Фонда. Решение было продавлено делегациями США, Великобритании и Канады.
Министр финансов США уже дал указание представителям США во Всемирном банке и МВФ выступать против «предоставления финансовой помощи Российской Федерации и Белоруссии от соответствующего учреждения, кроме как для удовлетворения основных потребностей гражданского населения».
России от этого указания ни жарко, ни холодно; Москва уже давно не обращалась за кредитами ни в МВФ, ни во Всемирный банк.
Однако «наши партнеры», кажется, всё же нашли способ «ущипнуть» Россию как члена МВФ. На счетах РФ в Фонде находится специфическая валюта, называемая «специальными правами заимствования» (SDR).
Это деньги с ограниченным кругом функций, которые время от времени эмитирует сам Фонд. Их стоимость определяется ежедневно на основе рыночного курса основных валют - доллара США, евро, китайского юаня, японской иены и фунта стерлингов (так называемая корзина SDR).
Сейчас распределено в общей сложности 660,7 миллиарда SDR (примерно 943 миллиарда долларов).
После прошлогодней эмиссии SDR на счет России было перечислено этой валюты 12,3 млрд. единиц (на тот момент это соответствовало 17,5 млрд долларов). В общей сложности на счете РФ скопилось SDR на сумму, эквивалентную 24 млрд. долл.
Доля SDR в золотовалютных резервах России в феврале (накануне заморозки их значительной части) составила 3,8 процента.
SDR может использоваться странами-членами Фонда лишь следующим образом: одна страна может менять SDR на обычные резервные валюты у других стран.
И это безусловное право конвертации SDR в другие валюты поставлено Вашингтоном под сомнение. 17 марта комитет по финансовым услугам палаты представителей Конгресса США одобрил законопроект, который запрещает американскому министру финансов предоставлять России и Белоруссии доллары взамен имеющихся в их распоряжении SDR.
Кроме того, законопроект обязывает главу американского финансового ведомства вести консультации с другими странами, чтобы те «аналогичным образом отказались от конвертации» SDR России и Белоруссии в твердую валюту.
Самый худший сценарий: все наши SDR будут лежать мёртвым грузом на счете России в МВФ. Однако за три десятилетия нашего членства в Фонде мы никогда не пытались конвертировать SDR в другие валюты. Обходились без SDR и сейчас обойдемся. А вот доверие к Фонду и его валюте SDR эта инициатива Вашингтона снизит.
Нам не следует пассивно ждать, пока коллективный Запад ограничивает права и полномочия России в международных финансовых организациях.
Если подытожить результаты нашего пребывания в МВФ, ВБ и ЕБРР, они будут обозначены знаком «минус». Тот же МВФ каждый год спускает Москве свои рекомендации; наиболее резонансной рекомендацией МВФ в последние годы были его предложения по реформе пенсионной системы России.
Нам из этих организаций надо выходить. Такого права нас никакие санкции лишить не могут.
Статья XXVI, раздел 1 свода нормативных документов МВФ
гласит: «Любое государство-член имеет право в любой момент выйти из Фонда, направив Фонду в его штаб-квартиру, письменное уведомление. Государство-член выходит из Фонда с даты получения последним указанного уведомления».
В.Ю. Катасонов
Источник.
*
Россия: Goodbye, ВТО!
В санкционной войне нужны быстрые и решительные шаги по перестройке всей экономики
В далёком 1993 году Москва начала переговоры по вопросу о вступлении в ВТО, где на тот момент состояло более 90% всех государств мира. ВТО - преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), созданного в 1947 году.
Официально заявленная цель ВТО - содействие развитию международной торговли путем снятия тарифных и нетарифных барьеров, выработки единых правил торговли и контроля за их соблюдением.
Переговоры о вступлении России в ВТО продолжались 18 лет и завершились подписанием 16 декабря 2011 года протокола о присоединении нашей страны к данной организации (с российской стороны документ подписала тогдашний министр экономического развития РФ Э. Набиуллина).
Некоторое время в стране еще шли дискуссии по поводу того, стоит ли нам ратифицировать протокол, но в конце концов Госдума его ратифицировала, и с 22 августа 2012 года Россия присоединилась к ВТО, став её 156-м членом.
Это решение было «продавлено» либерально-экономическим блоком вопреки трезвым аргументам противников членства в ВТО. Главный аргумент противников - демонтаж таможенных барьеров, требуемый правилами ВТО, убьёт остатки промышленности и других отраслей реального сектора экономики.
Так и произошло. С момента вступления России в ВТО по август 2019 г. средневзвешенный импортный тариф в России снизился примерно в два раза, на 4,2 процентных пункта, до 4,8%.
Для некоторых групп российских товаров снижение было большим. Например, средневзвешенная ставка для продовольственных товаров снизилась за семь лет примерно на 4,5 процентных пункта, на текстиль, текстильные изделия, обувь и на кожевенное сырье - примерно на 6 пунктов.
Пострадали и предприятия реального сектора экономики страны, и бюджет. По оценкам, за первые пять лет членства в ВТО бюджет недосчитался поступлений пошлин на сумму 800 млрд. руб. Главными бенефициарами вступления России в ВТО стали ее торговые партнёры (они же - конкуренты).
Они внимательно следили за тем, чтобы Россия скрупулёзно выполняла все требования организации: не допускала государственного субсидирования своих экспортёров, обеспечивала выход цен на внутреннем рынке на уровень мирового рынка и т. д.
Против России стали подаваться многочисленные иски в арбитражный суд ВТО, который почему-то выносил решения преимущественно в пользу истцов. Как мы помним, в 2014 году в связи с первыми санкциями против России Москва приняла ряд решений по импортозамещению.
К сожалению, ни одно из решений не было выполнено до конца, некоторые были просто провалены. Тем не менее ряд западных стран пытались обвинить Москву, что она импортозамещением якобы нарушает правила ВТО.
Вот лишь один пример: в декабре 2021 года офис торгового представителя США (USTR) при ВТО выдвинул очередную жалобу против России. Мол, она усиливает государственный контроль над экономикой из-за программы импортозамещения.
К сожалению, никаких серьёзных оценок результатов пребывания России в составе ВТО министерством экономического развития и другими ведомствами не проводилось.
Этим занимались преимущественно независимые эксперты, которые заключали, что с каждым годом убытков от пребывания России в ВТО всё больше.
Особенно сомнительным это пребывание стало с 2014 года, когда против Российской Федерации начали вводиться экономические санкции, шедшие вразрез с международным правом и уставом ВТО. Нарастающий вал санкций против России при молчаливом согласии со стороны ВТО стал серьёзно подрывать авторитет этой организации.
Начавшаяся в конце февраля сего года санкционная война против России ярко продемонстрировала, что США и их союзники откровенно игнорируют правила ВТО, заменяя их соображениями политической целесообразности.
Блокировка значительной части экспорта и импорта Российской Федерации беззаконна с точки зрения международного права и устава ВТО. Кроме того, она серьезно бьёт по мировой экономике.
Даже Международный валютный фонд проявил беспокойство по данному вопросу, предупредив, что санкции могут стать триггером мирового финансово-экономического кризиса.
А руководство ВТО в лице ее генерального директора госпожи Нгози Оконджо-Ивеалы (Ngozi Okonjo-Iweala) молчаливо поддерживает санкционный беспредел (эта дама, по происхождению нигерийка, является гражданкой США).
То, что творится сейчас в ВТО, можно видеть на двух событиях. В Конгрессе США на прошлой неделе был запущен законопроект о «приостановке нормальных торговых отношений с Россией».
Цель - лишить РФ режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с Америкой. Законопроект 18 марта прошел голосование в палате представителей Конгресса США.
За проголосовали 424 члена палаты представителей, восемь конгрессменов выступили против. Законопроект передан в верхнюю палату конгресса.
А Япония уже лишила Россию статуса страны с режимом наибольшего благоприятствования, о чём 16 марта заявил премьер-министр Фумио Кисида.
Решения США и Японии нелегитимны, ибо обе страны являются членами ВТО и в одностороннем порядке лишать какого-то другого члена ВТО статуса страны с РНБ не имеют права.
Такое решение может выносить лишь ВТО на основе специальных процедур рассмотрения и голосования.
Несколько ранее Вашингтон поставил в ВТО вопрос о приостановке членства России в этой организации. Однако не все страны-члены ВТО готовы поддержать инициативу Вашингтона.
Поэтому США решили действовать напролом и продавить решение по России не в Женеве (где находится штаб-квартира ВТО), а в конгрессе.
Если смотреть на ситуацию, то надо признать: хотя де-юре Россия еще состоит в ВТО, де-факто она уже вне этой организации. США и их союзники вытолкали Россию оттуда. И, наверное, коллективному Западу за это надо сказать спасибо.
У России развязаны руки, и она может определять свою политику в сфере внешней торговли без оглядки на «ключевых акционеров» организации (прежде всего, США). Осталось лишь выполнить некоторые формальности, чтобы оформить выход из ВТО де-юре.
По этой причине 21 марта фракция «Справедливая Россия - За правду» (СПЗП) внесла в Госдуму законопроект о выходе России из ВТО. Инициатива призвана защитить национальные интересы страны и стать самозащитой в ответ на санкционное давление Запада.
Полное название документа:
«О денонсации Российской Федерацией Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации и признании утратившим силу Федерального закона № 126-ФЗ от 21 июля 2012 г. "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации 15 апреля 1994 г."».
Глава фракции СРЗП Сергей Миронов прокомментировал законодательную инициативу: «Последствия от участия в ВТО мы пожинаем сейчас, когда Россию начали массово отрезать от западных товаров и технологий.
Кто-то считает, что для России ВТО стало благом, я же эту позицию не разделяю. Данная организация принесла немало вреда экономике России, поэтому в условиях санкционного давления наша страна должна незамедлительно выйти из ВТО».
Хотелось бы верить, что в ближайшее время Россия окончательно покинет ВТО. Однако это лишь первый шаг.
Если мы хотим выстоять в санкционной войне и выйти из нее победителями, нужны быстрые и радикальные шаги по перестройке как сферы внешнеэкономических отношений, так и всей экономики.
Стратегической целью такой перестройки должна стать «индустриализация 2.0». А целью самой индустриализации - создание независимой и самодостаточной экономики, неуязвимой для любых санкций со стороны наших геополитических противников.
Индустриализация может проводиться лишь в условиях защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов.
Самая известная в истории индустриализация - промышленная революция в Англии (конец 18 - начало 19 в.) проводилась в условиях жесткого протекционизма. России сегодня необходимо восстановление разрушенных за тридцать лет таможенных барьеров.
Впрочем, таможенный протекционизм - необходимое, но не достаточное условие экономического восстановления России.
Опыт советской индустриализации
показывает, что в сфере внешнеэкономических отношений необходимо установление государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии.
В.Ю. Катасонов
***
Источник.
НАВЕРХ.