Президенту Российской Федерации В.В. Путину: Об организации нового национального проекта «Подъём и развитие Нечерноземья» на основе общественно-государственного движения «Нечернозёмные гектары - новые усадьбы»
Уважаемый Владимир Владимирович!
В ходе Вашей встречи 27 апреля 2018 года в Таврическом дворце с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании Вы определили необходимость серьёзного внимания государства и общества к проблемам Нечернозёмной зоны:
«Нечерноземье уже с первого потока переселения в Сибирь испытывало на себе достаточно серьёзную демографическую нагрузку, потому что все эти переселения, все эти проблемы решались за счёт Нечерноземья, за счёт исконно русских территорий. Поэтому, конечно
. Нечерноземье нуждается в поддержке».
В самом деле, Нечерноземье, в котором в 32-х субъектах Российской Федерации на территории четырёх федеральных округов (ЦФО, СЗФО, ПФО, УрФО) проживает 60 миллионов человек (более трети населения страны!), имеет сегодня ярко выраженную и очевидную для всех специфику фрагментации пространства и обезлюживания, связанных, в частности, с отсутствием у данного макрорегиона тех же зерновых, как на Кубани и в других южных чернозёмных территориях, или углеводородов, как в нефтегазовых регионах, или финансовых ресурсов, как у мегаполисов.
За последние годы стали громко звучать и получать целевые бюджеты другие большие регионы - Арктика, Дальний Восток, Крым, Северный Кавказ, а теперь ещё и Сибирь, в которой предложили построить несколько новых городов-миллионников, а Нечерноземье остаётся своего рода пасынком и по факту до сих пор не существует как объект государственного управления, оставаясь неофициальным названием, не прописанном в государственных документах и решениях.
Даже в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года Нечерноземье не упоминается, будучи растащенным между 6-ю макрорегионами (Центральный макрорегион, Северо-Западный макрорегион, Северный макрорегион, Волго-Камский макрорегион, Волго-Уральский макрорегион, Уральско-Сибирский макрорегион).
В документах такого гигантского макрорегиона нет, зато в реальности имеется весь букет типовых социально-экономических и идеологических проблем, которые в совокупности неумолимо превращают эти исторические пространства между Питером и Москвой в брошенные земли с исчезающим населением.
Страшно и тяжело смотреть на карты плотности населения, на которых тёмно-коричневая густонаселённая центральная Россия за последние полвека буквально побелела.
В отдельных районах, нередко сопоставимых по территории с небольшой европейской страной, в итоге осталось не более 7 тысяч населения, причём, мягко выражаясь, населения немолодого или, что касается детей и молодёжи, думающего исключительно о том, как быстрее уехать отсюда в большие города или даже за границу.
Отсутствие на государственном уровне выделения такого объекта управления как Нечерноземье и мер по его развитию прямо противоречит большинству положений принятой прошлым летом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в частности, таким национальным интересам как
сбережение народа России,
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
сохранение культурного и исторического наследия народа России,
совершенствование системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации,
преодоление тенденции концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях,
обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий,
создание комфортной среды для проживания во всех населенных пунктах,
развитие их транспортной и энергетической инфраструктуры.
С древних времен Нечерноземье играло и играет большую роль в истории России, в ее экономическом и культурном развитии, в формировании идентичности русского народа. Здесь, в междуречье Оки и Волги, в конце XV века возникло само государство Российское, отсюда затем население расселилось по всей нашей огромной стране.
И как русский народ сегодня может совершить рывок и прорыв, к которому Вы совершенно правильно и своевременно призываете, если историческое ядро его земель на наших глазах стремительно вымирает вслед за обрушающейся поселенческой сетью, когда за год безлюдными становится тысячи деревень?
Осознав все эти колоссальные проблемы Нечерноземья Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 ноября 2019 года провёл Парламентские слушания по теме «Проблемы развития Нечерноземья и возрождение льноводства в Российской Федерации» и принял Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2019 года № 556-СФ «Об обращении к Правительству Российской Федерации по вопросу развития Нечерноземья и возрождения льноводства в Российской Федерации».
В ходе Слушаний представителями 14 субъектов Российской Федерации, представителями бизнеса, науки и негосударственных организаций был дан комплексный анализ ситуации в регионах Нечерноземья и представлены перспективные предложения по решению проблемы.
Было отмечено, что с распадом СССР и прекращением действовавшей в РСФСР целевой программы по Нечерноземью данные территории оказались в критическом социально-экономическом и демографическом положении, что привело к очевидным перекосам и неравномерности пространственного развития страны.
Однако, к великому сожалению, Правительство Российской Федерации в ответ на указанное Обращение безответственно отписалось, не сумев даже осмыслить и «схватить» существо проблемы, приукрашивая реальность и заводя рака за камень, а по ряду пунктов попросту грубо дезинформируя Совет Федерации.
Институт демографии, миграции и регионального развития с 2014 года проводит систематический мониторинг общественно-политической, социально-экономической, культурно-антропологической и территориально-пространственной ситуации в Нечернозёмной зоне, пытается инициировать принципиальные решения по макрорегиону на государственном уровне.
В результате на данный момент у нас сложилось отчётливое представление о той системе действий со стороны федерального центра, которые критически необходимы для восстановления и подъёма Нечерноземья.
В основу следует положить идею радикального переосвоения Нечерноземья за счёт организации в рамках нового национального проекта массового добровольного перезаселения мегарегиона лучшей российской молодёжью, получающей здесь инфраструктурно обеспеченные нечернозёмные гектары для создания семейных родовых усадеб и межусадебных поселений как социально-экономического капитала для себя и своих детей.
Несмотря на нынешнюю выраженную депрессивность, Нечерноземье является уникальным и колоссальным гиперресурсом планетарного значения, тем более в логике глобальной экологической и климатической повестки.
Здесь пространные и уникальные незанятые природные ландшафты, дающие с их речками, озёрцами и лесами качество проживания выше среднего мирового уровня, десятки тысяч погибших и вымирающих деревень, но которые способны выступить бесценными опорными пунктами переосвоения и капитализации этих земель, более 20 млн пустующих необрабатываемых гектаров пахотных земель, способных давать оздоравливающие органические продукты питания и дефицитное экологическое льносырьё для текстильной промышленности.
Вдобавок в ситуации идущего потепления в нечернозёмных регионах формируется более мягкий климат и лучшие биоклиматические условия для растениеводства, что позволило недавно Минсельхозу России определить Нечерноземье с его зарастающими пахотными землями как наиболее перспективный на ближайшие годы мегарегион нового аграрного освоения.
Для переосвоения и капитализации земель исторической идентичности русского народа молодыми семьями также имеется огромный людской ресурс.
Так, только в Москве на данный момент находится 3,4 млн молодых людей в возрасте 20 - 39 лет. Если вовлечь в переосвоение Нечерноземья хотя бы всего только 1 % этой молодёжи, то мы получим 17 тысяч семейных пар, и если каждая из них при системно-инфраструктурной поддержке государства освоит хотя бы по 200 га пахотных земель, то это будет 3,4 млн га пахотных земель, что кардинально изменит весь облик территорий этого макрорегиона.
И это не считая Московской области, где в данной возрастной группе находится ещё 2,2 млн молодых людей, и Санкт-Петербурга с его почти двумя миллионами.
При этом надо будет сделать ставку на принципиально новый увлекательный и «крутой» стиль жизни молодёжи, созидающей свою родовую усадьбу и с другими семьями вместе новые деревни и микрорайоны малых городов с получением земель, долгосрочных беспроцентных кредитов, субсидий, прежде всего, товарных (стройматериалами, сельскохозяйственной и иной техникой, интернетом и беспилотниками, посадочным и маточным материалом, молодняком, мальками, другими «подъёмными» под начальное обустройство и т.п.), предоставлением диверсифицированных типовых агромодулей и иных хозяйственных модулей с т.н. «простыми» технологиями, и сетевой финансово-кредитной, научно-методической и консультативной поддержкой.
Подобное переосвоение русских ядерных земель в целом должно быть организовано как технологический неоиндустриальный рывок страны - в том числе с созданием специальной сельхозтехники следующего поколения (беспилотные сельхозмашины всей линейки работ в регионе), малой авиатизации Нечерноземья (у каждого владельца усадьбы возможность аренды или покупки малого воздушного пилотируемого или беспилотного судна, технического дрона), новой ландшафтной архитектуры усадеб и поселений, новых экологических строительных материалов и др.
Тогда в итоге это и будет практическим решением принципиального вопроса для молодых людей в Нечерноземье: комфортный дом и высокопродуктивная высокооплачиваемая занятость в родовой усадьбе внутри современного экологического поселения.
В движение по переосвоению Нечерноземья помимо передовой столичной молодёжи, желающей «осесть на земле» и создавать свои родовые усадьбы, также имело бы смысл привлекать самые разные категории населения, давая шанс каждому желающему после защиты им своего проекта принять участие в большом государственном деле.
Показательно, что лучшие регионы Нечерноземья уже начали организовывать подобные региональные программы.
В частности, широко известна программа «Ленинградский гектар», в рамках которой область выдает заявителю на льготным условиях до 10 га земли и грант в 3 млн рублей, а соискатели должны представлять бизнес-план освоения земли и ведения сельхозпроизводства.
На федеральном уровне имело бы смысл существенно расширить возможности таких программ, в частности, сделав несколько разных опций по размеру «гектара» - не только 10 га на участника программы, но 2, если нужно именно 2, или 100 и более, если нужно, помогая организовывать кооперативные форму, когда могут возникать сообщества и команды, объединяющие свои «гектары» в интегрируемые большие проекты «от поля до стола потребителя».
Одновременно следует создать сквозной федеральный проектно-организационный сетевой сервис под инфраструктурное, финансовое, технологическое, знаньево-методическое и любое иное точечное обеспечение каждых получаемых молодёжью «гектаров».
Разумеется, необходимы прямые безвозмездные вложения в инфраструктуру и длинные беспроцентные кредиты в хозяйственные проекты.
Для обобществления передового опыта нужны и различные медийные программы, в частности, запуск интерактивного молодёжного шоу «Как стать «крутым» на своих гектарах», раскручивающего имидж успешного молодого человека, совершающего дела государственной важности и обеспечивающего себя и своих детей ликвидным имуществом и семейно-родовым капиталом.
Очевидно, Ленинградская область здесь могла бы выступить опорной опытно-экспериментальной (пилотной) площадкой федерального значения, используя уже имеющиеся ресурсы и существующие организационно-правовые механизмы обеспечения развития территорий и поддержки малых форм сельского хозяйства.
Одновременно с организацией общенационального молодёжного движения по переосвоению и перезаселению Нечерноземья требуется реализация нескольких федеральных проектов по созданию типовых инфраструктурно-индустриальных плацдармов на уровне муниципальных районов и инфраструктурно-технологической организации пространства Нечерноземья в целом.
Каждый муниципальный район макрорегиона следует, используя современные технологии, сделать «умным» цифровым районом, обеспечивая интеграцию разнообразной мультиагентской энергетики, «умного» транспорта и логистики, «умной» транспортировки воды, мелиорации и переработки отходов, включённость в общефедеральное пространство цифровых малокомплектных школ и цифровых больниц и фельдшерских пунктов, «умного» спутникового наблюдения для создания высокоавтоматизированных образцовых агропроизводств (точного земледелия) и всей системы цифровых социальных услуг в данных районах на основе группы индексов качества жизни: индексов личной безопасности каждого жителя Нечерноземья, индексов здоровья, индексов образования и др.
Технологическо-индустриальным ядром типового цифрового «умного» района необходимо сделать 3 - 5 типовых модуль-хозяйства, в частности, соответствующих льняных агротехнопарков и иных сельскохозяйственных производств.
Интегральной продукцией модуль-хозяйств будет экологически чистая продукция мирового качества: льноволокно, сливочное масло типа «вологодское», плодоовощная, зерновая (рожь) и иная органическая продукция.
Предлагаемый нашим Институтом подход в итоге позволит существенно трансформировать наличную социально-экономическую модель макрорегиона и в целом выработать принципиально новый подход к развитию Нечерноземья, опираясь на проектирование и массовое тиражирование комплексных жизнеобразующих инфраструктур нового поколения и высокорентабельных производств.
Критериями подъёма и развития Нечерноземья при этом могло бы стать, помимо количества созданных и успешно хозяйствующих семейных усадьб, решение следующих шести ключевых задач.
Первое. Полное введение в оборот необрабатываемых земель, площади которых на данный момент составляют от 30 до 60 % всей пашни в каждом нечернозёмном субъекте Федерации.
Второе. Введение единых стандартов минимально необходимой инфраструктуры муниципального района в Российской Федерации, обеспечивающих базовую доступность социально-культурных, транспортных и иных услуг для населения и компенсирующих отдельные негативные последствия их оптимизации.
Третье. Восстановление структуры посевов, адекватной Нечерноземью и включающей в обязательном порядке три базовых направления - кормовые культуры, овощи или масличные, и лён-долгунец.
Причём, реновация льняного комплекса могла бы выступить своего рода системным интегратором, дающим существенный мультипликативный эффект и устойчивую доходную базу для населения, образуя вместе с Белоруссией с запада и Западной Сибирью с востока единый Евразийский льняной пояс.
Основное продуктовое направление аграрного бизнеса - производство органического питания (молоко и мясо, масло и сыры, овощи) и экологической продукции (льноволокно на премиальные одежду и интерьер) на мировые рынки.
Четвёртое. Реконструкция старопромышленных баз региона и формирование новых индустриальных центров на основе развёртывания сети заводов развития по переработке местных ресурсов (прежде всего, льноволокна) и агропроизводств с высокой производительностью труда.
Пятое. Общее демографическое восстановление и оздоровление регионов Нечерноземья через создание инфраструктурных и социально-культурных условий стимулирования роста численности многодетных семей и реализации долгосрочной стратегии демографического роста до 2050 года.
Шестое. Реконструкция исторических центров русских городов и исторических дворянских усадеб на основе имеющихся альбомов и реестров для восстановления культурно-исторического лица больших, средних и малых городов Нечерноземья - традиционных центров русской идентичности.
Таким образом, в связи с особым значением старорусских регионов как земель культурно-исторической идентичности русского народа и необходимостью срочного решения фундаментальных проблем макрорегиона представляется целесообразным кардинально повысить внимание федеральных органов исполнительной власти, полпредств и глав регионов Нечерноземья к проблеме комплексного подъёма и развития Нечернозёмной экономической зоны России (Нечерноземья), придав ему приоритетный статус в системе государственной политики, и осуществить следующие меры:
1. Ввести Нечернозёмную экономическую зону России (Нечерноземье) во все определяющие документы стратегического планирования, определив данный «большой» регион и кардинально повысив его статус.
2. Инициировать общенациональное молодёжное движение «Нечернозёмные гектары - новые усадьбы».
3. Организовать новый национальный проект «Комплексное развитие и реконструкция Нечерноземья», который мог бы стать логическим продолжением показавшей свою эффективность политики, инициированной Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 20.03.1974 N 206 «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». В составе нового нацпроекта организовать 3 - 4 федеральных проекта по различным индустриально-технологическим аспектам решения проблем.
4. Создать при Президенте Российской Федерации Комиссию по вопросам развития Нечерноземья в целях координации деятельности по подъёму, реконструкции и развитию Нечернозёмной экономической зоны России (Нечерноземья), обеспечению комплексной безопасности данного макрорегиона и эффективного вовлечения молодёжи в новое освоение Нечерноземья.
5. Создать в логике национального проекта «Наука» и на базе ведущих научных организаций и вузов данного региона наукоград (академгородок) развития Нечерноземья, включающий инновационный научно-технологический центр «Льняная долина - долина развития Нечерноземья» и научно-образовательный центр мирового уровня.
6. В целях восстановления государственного внимания к проблемам Нечерноземья и продвижения наиболее перспективных проектов его развития организовать ежегодно проводимый Фестиваль развития Нечерноземья.
Уважаемый Владимир Владимирович, Ваш род укоренён в Нечерноземье, в одной из самых его типичных областей - Тверской. Вы глубоко и разносторонне знаете проблемы этих земель формирования государствообразующего русского этноса и русской идентичности.
Прошу Вас поддержать мои предложения.
Полный текст
доступен в формате PDF (8938Кб)
Ю.В. Крупнов
***
Источник.
НАВЕРХ.