Расхожий лозунг и крутая реплика одного персонажа романа Ф
.М.Достоевского «Идиот» (1868) звучит на всех углах и чуть ли не в детских садах для дружно сидящих на горшках….
Не идиотская ли эта декларация и что за «красивый» такой всеспасительный круг?
Завесу над несколько неожиданной ролью красоты приоткрывает крупнейший биолог и энтомолог А.А.Любищев (1890-1972), применявший - NB! - математику в своих исследованиях. Но сначала - общие соображения.
Вряд ли кто возразит, что эстетические закономерности, широко встречающиеся в живой природе, необъяснимы с позиции «функциональной оптимальности» живых существ.
Если взять роскошный и пышный павлиний хвост, то, казалось бы, он - лишняя обуза, абсолютно бесполезная в его существовании. Да и от хищников труднее спасаться…
По Дарвину, такой хвост не мог бы эволюционно появиться, поскольку он бы мешал выживанию данного вида, и потому отметался бы естественным отбором.
Сам густобородый основатель грандиозного учения о необратимом развитии (1809-82) предположил, что причиной появления красочного хвоста павлина и множества иных признаков эстетического свойства, встречающихся в природе, является половой подбор.
Мол, яркие краски и правильные формы вызывают повышенный интерес у особей другого пола и поэтому их обладатели имеют больше шансов оставить потомство.
Но здесь одна загвоздка подменяется другой, столь же неразрешимой дарвиновской теорией: откуда у живых существ появляется эстетическое чувство? Ведь оно не меньший нонсенс для дарвинизма, чем хвост павлина.
В самом деле, поскольку это чувство способствует возникновению атрибутов типа развесистого хвоста, то оно мешает существованию вида и, следовательно, - по неумолимой логике дарвинизма - должно быть на корню уничтожено всё тем же естественным отбором. Или последний - ахинея (nonsense) и только путает карты?..
Показательно, что не менее плачевны дела и у современной науки. Она проходит мимо яркой окраски цветов, особенно у покрытосеменных растений, пения птиц в весеннем лесу, геометрически правильных форм строения живого, среди которых первенствует… «золотое сечение» (ЗС).
Оно давно найдено в морфологии растений и животных, птиц и человека, в строении глаза, в расположении космических объектов, в биоритмах головного мозга и в электрокардиограмме. Словом, пронизывая все «этажи» мироздания, ЗС наделено глубоким онтологическим смыслом.
Но к пониманию этой тайны нынешняя материалистически ориентированная наука так и не приблизилась Единственное, что она смогла сделать, - это засвидетельствовать о своей полнейшей несостоятельности в объяснении эстетических закономерностей мироустройства.
Причина - в сугубо апостериорном подходе - от опыта к истолкованию. Притом, доминируют дифференциальные уравнения, выстраивающие однобокое «дифурное» мышление. Но ЗС не втискивается ни в одно из них, являя собой нечто заданное и независимое...
А такие данности требуют расширения кругозора и охвата полной - духовно-материальной реальности.
Таким и был наш «русский Леонардо» П.Флоренский (1882-1937) - физик, математик, религиозный философ и богослов, назвавший ЗС «априорным онтологическим законом природы» («У водоразделов мысли»).
Академик же Любищев в 1925 г. констатировал признание современной биологии в невозможности объяснения эстетического принципа организации живой материи с позиции «функциональной оптимальности» организмов.
Вслед за Кеплером, он считал гармонию «реальным формообразующим фактором» и показал в своих исследованиях, что морфологические структуры биологических объектов «лишь иногда и отчасти определяются выполняемыми функциями, а в более общем случае подчиняются некоторым математическим законам гармонии ( ! ).
В многообразии форм есть своя, не зависимая от функции, упорядоченность». Напрашивается утверждать, что эстетически правильные формы в строении живых существ, каковые, в частности, выражены «золотой пропорцией» (ЗП = ЗС), абсолютно бесполезны в плане повышения жизнеспособности организмов.
Но это - скоропалительное и поверхностное суждение. Если «бесполезная эстетика», обступающая нас, подрывает дарвиновскую концепцию видообразования, то надо идти другим и более верным путём.
В капитальной книге В.Д. Цветкова «Сердце, золотое сечение и симметрия» (Пущино, 1996) показана ключевая роль ЗС в оптимизации работы нашего главного «насоса». Замечательное «сечение» неразрывно с пятерной симметрией, запрещённой в кристаллах и специфичной только для живого.
Воспользуемся ею в качестве «нити Ариадны», протянутой от причины к следствию - если под первой подразумевать, например, математически расписанную идею, а под вторым - её воплощение в виде наблюдаемой «золотой» архитектоники (греч. «строительное искусство». Подробнее - БМВ. «Откровения принципа Кюри» (2022, trinitas.ru)
Обратим внимание на двойственную рецепцию ЗП уже при первом знакомстве с нею: (1) по-школьному, исходя и канонической записи - «целое так относится к большей части…» и (2) по многим зримым её образчикам в шедеврах искусства, представителях фауны и флоры…
То есть, с одной стороны, как бы рационально-аналитическое, а с другой, - образно-эстетическое
Эта «двуликость» остаётся - притом, с далеко идущими последствиями - при развёртке ЗП до бесконечности в обе стороны.
Сразу выявляется фундаментальный настрой универсума на целостность - трансцендентное и не от мира сего начало, тождественное… Духу Библии. Им, как рабочим инструментом, и сотворено всё сущее.
Пять раз бытописатель повторяет «И увидел Бог, что это хорошо», а в шестой - «хорошо весьма» (Быт.1) В английской Библии (Holy Scriptures) стоит good -хорошо, благо, добро и …удачный. Что же имел в виду Моисей под интригующей оценкой, обронённой Богом? Или он просто цитировал Его?
«Мои мысли выше мыслей ваших» (Ис.55:9), «… и слово Моё, которое исходит из уст Моих…исполняет то, что мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (11)
Бог творит совершенное, совмещающее в себе скрытую целостность и видимую красоту. Первая определяет смысл и цель создаваемого - как «то, ради чего» (Аристотель), а вторая…удовлетворяет взыскательного наблюдателя - кстати, вспомним антропный принцип.
Несмотря на кажущуюся автономность и самодостаточность целостной вещи, нельзя не учитывать её связи с окружением - что эффективно реализуется для любого организма, становящегося подлинно целым только при встраивании в превосходящую целостность общего биоценоза.
Замечательно, что это прекрасно иллюстрируется бесконечной ЗП: каждый её член, являясь частью вышестоящего целого, также выступает и… промежуточным целым, содержащим беспредельное количество составляющих...
Тем самым, наглядно эксплицируется новаторское (и пугавшее многих) положение Кантора о равенстве части целому в бесконечном множестве.
Итак, Господь одарил нас изумительной способностью восхищаться красотой Его творения и благодарить за столь чудесный и красочный мир. А при случае - поразмышлять и о стоящей за этим великолепием целостности.
Такой переход, однако, едва ли уместен при восприятии шедевров искусства - разве что стоит лишний раз отметить (для несведущих, особенно, искусствоведов) их «золотой» изоморфизм с устройством бытия.
Говоря строго логически, красота является достаточным условием целостности, поскольку из первой следует «автоматически» вторая, но не есть необходимое - когда бы вторая влекла за собой и первую.
Целостный дождевой червяк едва ли красив; и законно, что обольстил первую пару именно неэстетичный змей, который стал «проклят пред всеми… обречён «ходить на чреве своём… и питаться прахом…» (Быт.3:14)
Мирообразующая «золотая» целостность («Божественная», по К. Краузе; детали - в кн. Г.Б.Сизовой «Философия КК», 2006, СПб) выступает на первый план. Прискорбный вывод заключается в констатации её неукоснительного разрушения - вследствие вторжения сплошь инородного и лишнего - сенсационных изобретений (с виду завораживающих, но… с деструктивным сопутствием), технических инноваций и т.д.
Звучит ошеломляюще…Неспроста, в некоторых верованиях проповедуется как раз недеяние - воздержание от любых действий, идущих вразрез с естественным ходом и положением вещей…
Вследствие несоблюдения данной заповеди, мироздание теряет устойчивость, шатается и вот-вот …обрушится. Но всезнающий Создатель, конечно, предвидел подобный тупик цивилизации вкупе с её хвалёным научно-техническим прогрессом.
Он и восстановит исходную гармоничную целостность в надлежащий момент и в новой грядущей системе вещей.
Таково подлинное спасение - и ойкумены, и каждого из нас, если мы с готовностью и верой принимаем великий замысел Творца. Только ему подвластно столь всеохватывающее мероприятие вне… границ и расстояний…
Осознание его масштаба доступно только духовно продвинутым и… целостным - кто и обладает, очевидно, внутренней красотой, каковую, возможно, и подразумевал именитый мастер пера и…член-корреспондент Петербургской АН.
Если таково скрытое понимание верного «спасения», то изложенное выше… будем считать не изложенным…
В порядке шутки.
Как-то ночью Чернышевский позвонил по телефону Достоевскому. «Федя, это Коля, позволь - за дружеским советом. Мне предстоит первая брачная ночь, что делать, что делать?» «Колян, и ради такой лабуды ты выдернул меня из постели! Посмотри на часы… Спроси об этом у дворника, а лучше - у Рахметова или Веры Павловны…» .
А наутро, бормоча «что делать, что делать» и кляня одноимённый литературный опус, раздражённый Фёдор Михайлович засел писать… «Идиота».
Возможно, по запарке и раздосадованный прерванной ночью («раздолбаем и долбанутым коллегой по цеху, чокнутым от своих соцутопий!») наш мэтр, и вложил в уста своего героя туманный афоризм, увы, регулярно и бессознательно повторяемый, кому не лень, и поныне
А злополучный ночной инцидент вполне стыкуется с историческими датами…
Быстров М.В.
***
Источник.
НАВЕРХ.