В монографии, являющейся первой книгой задуманной научной монографической трилогии, раскрывается феномен свободы человека и свободы общества и критика либерального разума и либерализма, как онтологически ложного мировоззрения, абсолютизирующего «свободу-от» в форме «оденьженной свободы», «свободы капитала» и ведущего человечество в пропасть Глобальной Экологической Катастрофы
. Книга завершается концепцией ноосферной парадигмы свободы.
Оглавление
Предисловие от автора
1. Противоречие свободы в буржуазном мире
1.1. Свобода капитала «питается» свободой труда
1.2. Противоречие свободы в буржуазном мире
2. Либерализм как идеология капиталократии
2.1. Либеральная «свобода» - свобода накопления капитала в одних руках
2.2. Либеральная «свобода» - свобода «оденьженного человека», свобода денег
2.3. Либеральная «свобода» - свобода эксплуатации наемного труда
2.4. Либерализм - идеология капиталократии
3. Социал-дарвинизм как основа либеральной концепции свободы
3.1. Социал-дарвинистский идеал свободного человека - «человек-волк»
3.2. Криминогенная катастрофа в России - результат реализации «конкурентного человека» - «человека-волка»
3.3. Ложность идеологемы социал-дарвинизма как идеологемы либерализма
3.4. Приговор социал-дарвинизму и либерализму со стороны императива выживаемости человечества в XXI веке
4. Свобода человека или свобода общества? «Свобода-от» или «свобода-для»?
4.1. О «либеральной свободе» как «свободе-от». Ее негативные последствия для развития человека
4.2. Свобода общества и исторический маятник «свободы человека» и «свободы общества»
4.3. «Свобода-для» как формула истинной свободы человека
5. Капиталорационализация свободы. Тоталитаризм капиталократии под маской свободы
5.1. Свобода - главный миф капиталократии. Капиталорационализированная свобода
5.2. Тоталитаризм капиталократии под маской свободы
5.3. Манипуляционная власть капиталократии как форма проявления тоталитаризма в либеральной оболочке
6. Какова цена либеральной свободы в России в условиях капиталистической контрреволюции?
6.1. Свобода потреблять или свобода создавать? Свобода капитала или свобода труда?
6.2. Либеральная свобода в России как механизм ее колонизации и превращения в сырьевой придаток капиталократии Запада
7. Свобода, управление и развитие
7.1. Противостояние либерального и управляющего разумов. Чем проверяется качество свободы человека и общества?
7.2. Свобода раскрывается в качестве управления будущим
7.3. Свобода как форма развития человека и общества. Свобода и память
8. Свобода, собственность и гуманизм
8.1. О соотношении свободы и собственности
8.2. Свобода, труд и гуманизм
9. Качество и квалиметрия свободы
9.1. Качество свободы и его историческое восхождение к ноосферному качеству свободы
9.2. Качество свободы через призму взаимосвязи свободы, коллективизма, ответственности, долга и труда
9.3. Квалиметрия свободы
10. Свобода в контекстах воззрений Н.А. Бердяева и И.А. Ефремова
10.1. Свобода по Н.А. Бердяеву как центр противоречий человеческого бытия в мире Капитала
10.2. Единство свободы и коммунизма в воззрениях И.А. Ефремова, представленных романом «Час быка»
11. Свобода и онтологическая правда
11.1. Онтологическая правда - основание истинной свободы
11.2. Онтологическая правда как онтологическая критика либерального разума
12. Ноосферная парадигма свободы
12.1. Ноосферизм и свобода. Меморандум Булгакова-Вернадского-Чижевского и «Кредо Манифеста системогенетики»
12.2. Ноосферная свобода как особый тип Ответственности человека перед Землей и Живым Космосом
13. Эпилог
13.1. Нет свободы без любви к человеку и природе
13.2. Ноосферная свобода - это ноосферный гуманизм и спасение человечества от экологической гибели в XXI веке
13.3. Большая духовная идея для человечества в XXI веке рождается в России
Предисловие от автора
Вся история человечества есть история восхождения его к свободе. Свобода - символ истории борьбы человека за социальную справедливость, за освобождение от любых форм эксплуатации, за раскрытие творческих сил человека, символ гуманизма.
Но свобода в то же время - слово, с помощью которого осуществляется манипуляция сознанием целых обществ и народов. Это слово, под чьим именем, правит свой бал Капитал-Фетиш на Земле и реализуется диктатура мировой финансовой Капиталократии.
Это слово, от имени которого осуществлялась колониальная политика капиталистических стран Европы, Великобритании и Соединенных Штатов Америки на протяжении всей истории капитализма, это - слово, которым прикрывал фашизм свои злодеяния.
Но «Свобода» и слово, призывным смыслом, которого осуществлялись буржуазные, антиколониальные и социалистические революции, происходили национально-освободительные движения.
Под именем «Свобода» осуществлялась капиталистическая контрреволюция в СССР, во главе которой стали М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин.
Писатель - либерал, много наклеветавший на историю Великой Отечественной войны и на русскую культуру, В.С. Гроссман, расчищая идеологически путь этой контрреволюции, обвинил целую историю русского народа как форму стремления к несвободе.
В статье «Все течет» он в 1989 году в журнале «Октябрь» писал: «Русское развитие обнаружило странное существо свое - оно стало развитием Несвободы... Могучая деятельность Петра, основоположника русского научного и промышленного прогресса, связалась со столько же могучим прогрессом крепостного права...
Помимо помещичьего... при Петре зацвело государственное крепостное право... В феврале 1917 года перед Россией открылась дорога свободы... И все же рок русской истории определил Ленину, как ни дико и странно звучит это, сохранить проклятие России: связь ее развития с несвободой, с крепостью»
М.П. Капустин в книге «Конец утопии? Прошлое и будущее социализма» (1990) соглашается с В.С. Гроссманом в ряде оценок и пишет: «Октябрь открыл «чарующую простоту пути», пути Колумба не географии, а Истории, и ленинский синтез несвободы с социализмом ошеломил мир больше, чем открытие внутриатомной энергии».
Но так ли это? Если французы сдали свою страну немецко-фашистским захватчикам в 1940 году за несколько месяцев, а «несвободный» русский народ и «несвободные» другие народы СССР сражались за свою свободу, советскую власть, социализм и свою страну в течение почти 4-х лет и победили в этой Великой Отечественной войне и освободили весь мир от фашистской чумы, то кто из них был более свободен - французский или советский народы?
Почему Русь - Россия проявляла такую волю к свободе, что ее так и не смог окончательно покорить ни один враг? Что дало повод Алену Даллесу назвать русский народ самым непокорным народом в мире.
«То, что настоящая история России - это история осажденной крепости, - пишет В.Т. Рязанов, - подтверждают такие исторические факты.
По подсчетам С.М. Соловьева, с 1055 по 1462 г. Русь перенесла 245 нашествий. Причем 200 нападений на Россию было совершено между 1240 и 1462 г., т.е. нападения происходили каждый год.
С 1380 г. (года Куликовской битвы) по 1917 г. Россия провела в войнах 334 года, т.е. почти 2/3 периода.
Они распределялись следующим образом по направлениям и воюющим странам
Запад:
Швеция - 8 войн и 81 год войны,
Польша - соответственно 10 войн и 64 года войны,
Литва - 5 и 55,
Ливония - 3 и 55,
Франция - 4 и 10,
Германия - 1 и 3,
Пруссия - 2 и 8,
Италия - 2 и 4,
Австрия - 1 и 1,
Венгрия - 1 и 1,
Австро-Венгрия - 1 и 3,
Англия - 1 и 3;
Юг:
Турция - 12 и 48,
Крым - 8 и 37,
Кавказ - 2 и 66,
Персия - 4 и 28;
Восток:
монголы - 7 и 130,
Сибирь - 1 и 35,
Амур - 1 и 1,
Кульджа - 1 и 1,
Хива - 4 и 6,
Бухара - 1 и 5,
Коканд - 3 и 15,
Техе (Туркмения) - 1 и 3,
Афган - 1 и 1,
Япония - 1 война и 2 года войны.
Если суммировать приведенное количество лет войн по странам, то цифра составит 666. Превышение лет войны связано с тем, что 134 года Россия вела военные действия против коалиций и союзов разных государств. В том числе, одну войну против 9 государств, две - против 5, 25 войн - против 3 государств и т.д.».
Такое могла выдержать только общество, берегущее свою свободу, только свободолюбивый русский народ. Если с этих позиций взглянуть на Историю Руси - России, русского народа, то она оказывается Историей Свободы, т.е. получает прямо противоположную оценку и той, которую дал В.С. Гроссман.
Разве мог несвободный народ и «история Несвободы» по В.С. Гроссману в лице русского народа и истории России явить миру такое великое творчество, такое великое созидание и такую великую культуру и философию? Думаю, нет.
Да и сама оценка России XVIII-XIX вв. как крепостнической страны грешит против правды.
А действительно, каков масштаб имела крепостническая система в России в самый расцвет ее развития в середине XIX века?
Так вот, незадолго до ее отмены «собственно крепостных крестьян насчитывалось около 22 млн. человек, но это было 30% от всего населения страны и примерно 40% сельского населения».Это означает, что Россия XVIII-XIX вв. была страной с многоукладной экономикой и с общинной организацией сельской жизни и сельскохозяйственного производства.
Поэтому судить о ней как о стране «Несвободы», противопоставляя ее якобы «свободному миру» Европы, - значит грешить против Правды.
А Правда состоит в том, что Россия являлась и является общинной цивилизацией, отвергавшей и отвергающей до сих пор европейское жизнеустроение с ее культом эгоизма и индивидуальной свободы в противовес общественным интересам и общественному благу, с культом капиталистической частной собственности.
Стоит прислушаться к оценкам Карла Маркса в его письме к Вере Засулич от 8 марта 1881 года из Лондона, в котором он акцентирует внимание на конфликт между «частной собственностью, основанной на личном труде» и «капиталистической частной собственностью, основанной на эксплуатации чужого труда, на труде наемном».
Либерализм, либеральный разум этой дифференциации внутри частной собственности не замечает. Он под постулатом, что основой свободы является частная собственность, на самом деле «протаскивает» постулат, что основой частной собственности является капиталистическая частная собственность, т.е. эксплуатация человеком человека.
Появляется удивительный парадокс либеральной свободы. Чтобы она состоялась, нужна капиталистическая частная собственность, нужна эксплуатация человека труда. А это означает, что либеральная или капиталистическая свобода реализует себя за счет Несвободы труда.
Оказывается она только свободой для того, кто владеет средствами производства, т.е. капиталистической частной собственностью, и то, относительно, частично, потому что в век мировой финансовой капиталократии, когда формировалась «пирамида капиталовластия», проявилась многоэтажность капиталистической, либеральной свободы или иерархия свободы.
Уровень концентрации капиталовластия в одних руках и есть уровень концентрации либеральной, капиталистической свободы в одних руках, которая, будучи замешанной на невежестве и своекорыстии, определяет нарастающую неустойчивость, катастрофичность социально-экономического и экологического развития мира.
Это еще одно из оснований антиразумности капиталистического («либерально- буржуазного» якобы!!!) устройства мира, которая воплотилась (уже!!!) в первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы.
Сама «экологическая петля на шее рыночно-капиталистического человечества», все туже и туже затягивающаяся, есть свидетельство чего-то «неблагополучного», скрывающегося в либеральной рефлексии по поводу свободы, которая занята самолюбованием уже почти 200 лет.
Фактически первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы подписала приговор самым логике и основаниям «либерального разума», в том числе «либерального экономического разума», под «масками» которых скрывается Анти-Разум Капитала-Фетиша и ему служащей Капиталократии, или «капиталорационализированный разум» (я беру его в кавычки, потому что он не есть разум, поскольку в своей антиэкологической - антиноосферной логике самоуничтожается).
Данную работу я назвал «Свобода. Критика либерального разума». Она продолжает мою монографию «Критика «экономического разума», но несколько с других позиций, делая большой акцент на понятиях свободы, либерализма и либерального разума. Данная книга является первой книгой задуманной научной трилогии под общим названием «Свобода».
У Г.В.Ф. Гегеля в «Феноменологии духа» есть одно утверждение: «Бунт, индивидуальности или безумие самомнения».
Либерализм, либеральный разум есть и бунт капиталистической индивидуальности, обезумевшей от капиталовластия, и безумие самомнения капиталократии.
Это подтверждают и события в августе-месяце этого 2008 года, когда мною дописывалась книга о свободе, а именно - геноцид южноосетинского народа, который устроили грузинские войска с 8 по 10 августа под провокационным и поощрительным воздействием империализма США и тоже под прикрытием слов о свободе и демократии, защиты «американских ценностей» на Кавказе, как представил свою преступную акцию Саакашвили.
По этому поводу Г. Элевтеров, обращаясь к руководителям США, написал:
«Тот ад, который вы устраиваете на нашем континенте, - это безмозглая алчность и прямое безумие. Нефти полно и на Американском континенте. Но вам надо сдержать цены на нефть. Зачем? Потому что вы обладателей этих ресурсов не считаете за людей...
Переходите от американского диктата, от американской тирании, от американской угрозы миру на земле к нормальным рыночным отношениям. Откажитесь от грабительского не эквивалентного обмена, от этого откровенного неоколониализма современности, и вас перестанут ненавидеть. А теперь ответьте, зачем вы вооружали и обучали армию Саакашвили?...».
Поистине, как говорил, Эль Сальвадор, на переднем плане у империализма США «Пятая Свобода» - «свобода... грабить, эксплуатировать и господствовать» (выдел. мною, С.А.).
Критика либерального разума не только важна с позиций научной истины и правды, но и важна с точки зрения прорыва России и человечества в целом к своему будущему в XXI веке и за его пределами, которое возможно, по убеждению автора, только в форме ноосферного и одновременно социалистического/коммунистического развития - управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.
Только на этом пути человек обретает «царство свободы», которое неизбежно должно придти по К.Марксу вместо «царства необходимости».
И в этом контексте я данную работу рассматриваю как развитие научно- мировоззренческой системы, которую я назвал «Ноосферизмом», образовав это слово от слова «ноосфера».
Жизнь - явление космическое. Человек, человеческий разум появляются на Земле как результат прогрессивной эволюции и появляются не случайно, отражая собой результат «оразумления» эволюции, «оразумления» Вселенной.
В.П. Казначеев и А.В. Трофимов в работе «Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля» (2004) в конце своих размышлений и исследовательских обобщений, возвращаясь к антропному принципу К.Э. Циолковского, сказали:
«Эволюция Вселенной как разумного образования, как разумного интеллектуального пространства формирует наблюдателя (или Наблюдателей), который приобретает свойства самоотражения Вселенной и в этом самоотражении находит новые энергоинформационные пути эволюции самой Вселенной.
Идет вселенский отбор. И те цивилизации, которые противоречат ее эволюции, ее неустойчивой равновесности в сторону бифуркации, отрицательных воздействий, исчезают. Мы находимся в такой точке, на грани бифуркации в космопланетарном, биофизическом пространстве... Мы на планете Земля - частица Континуума Вселенной».
Разум человеческий есть самоотображения мира (Вселенной, Универсума), но самоотображение не пассивнее, а активное, входящее в поток эволюции мира как механизм управления какими-то частями общего потока эволюции и возвышение разума происходит как возвышение масштаба и качества такого управления.
Причем это управление входит в поток эволюции как его неотъемлемая и гармоническая часть, потому что «самоотображение мира» включает «самоотображение действующих законов».
Понятие «ноосфера» как научное понятие разработано В.И. Вернадским.
И хотя оно по своему смыслу есть «сфера разума» («ноо», «нус» - разум), но ноосфера в своей научной экспликации не сводится к «сфере разума» (иначе это будет вульгарным прочтением работ В.И. Вернадского), она есть новое состояние Биосферы, в котором человеческий разум начинает «мягко» управлять ее эволюцией в единстве с развитием (эволюцией) социального человечества, как ее части, выполняя роль гармонизатора социоприродной эволюции.
«Царство свободы» по К. Марксу диалектично «снимает» в себе «царство необходимости», т.е. подчиняет себе эту «необходимость». Коммунизм как «подлинная история» (К. Маркс) включает в себя превращение человека в субъекта истории, т.е. переход к управляемой истории.
Теперь, в начале XXI века, это диалектическое снятие углубляется по своему содержанию, т.е. приобретает ноосферное, космопланетарное содержание, связанное с действием императива выхода человечества из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Вот почему Ноосферизм как состояние управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества я называю Ноосферным Социализмом/ Коммунизмом.
Таким образом, проблема свободы несет в себе не только проблему оценки цены свободы человека, но и проблему будущего человека, а значит и будущего содержания свободы. Это будущее содержание свободы можно назвать ноосферной парадигмой свободы.
Она отрицает либеральную свободу человека, которое уже завела его в «яму» первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Важно, чтобы эта «яма» не преобразовалась в «пропасть», из которой у человечества не будет выхода, т.е. в экологическую гибель.
Но мы пока живы. И жива Россия. И мы богаты опытом советского социализма, советской истории. И в нас есть разум. И живы наши культура и наука.
И не умерли еще в нас дерзание и полет мысли. Если мы - разум, а не какой-то симулякр разума, если в нас есть мужество и мы не потеряли своего влечения к Правде, к единству Истины, Добра и Красоты, и готовы жизнь отдать за Правду, то мы найдем путь в Будущее, достойное нашего Разума!..
*
Продолжение публикации
здесь. А ниже - ещё один отрывок из книги А.И. Субетто.
**
...12.1. Ноосферизм и свободы. Меморандум Булгакова - Вернадского -
Чижевского и «Кредо Манифеста системогенетики»
Биосфера ХХ столетия превращается в
ноосферу, создаваемую прежде всего ростом
науки, научного понимания и основанного на
ней социального труда человечества»
«...понятие ноосферы, которое вытекает
из биологических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей,
проникающей в научный социализм...»
В.И. Вернадский
Ноосферизм есть, с одной стороны, научно-мировоззренческая система, формируемая на базе синтеза наук, и раскрывающая законы и закономерности, принципы и императивы становления управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества, с другой стороны, есть желаемое состояние будущего человечества в виде Ноосферного Социализма/Коммунизма, позволяющего человечеству выйти из экологического тупика Истории - первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и продолжить Историю в новой парадигме - парадигме космоноосферной истории.
Одновременно Ноосферизм мною рассматривается как итог «вернадскианской революции» в системе научного мировоззрения, названной так в честь В.И. Вернадского.
Ноосферизм есть внешнее отрицание капитализма, капиталократии и либерального разума, и, одновременно есть внутреннее отрицание капиталогенной формы отчуждения человека и его труда от общественных продуктов, создаваемых этим трудом, и средств производства. Как внутреннее отрицание, он есть утверждение ноосферного социализма.
Ноосферизм означает собой подъем «свободы-для» как свободы творчества и проявления планетарной мощи мысли человека на новую высоту - высоту Ответственности за будущее человечества в единстве с Биосферой, ее разнообразием на Земле.
В этом контексте ноосферизм включает в себя философию свободы, вернее он и есть в целом философия свободы, но философия свободы космоноосферная, в которой свобода приобретает масштаб космоноосферной ответственности.
Философия свободы в системе Ноосферизма преодолевает онтологическую ложь капитализма, идеологии и философии либерализма как его «маски», поскольку опирается в своих установках на реализацию ноосферного императива духовно-нравственного, интеллектуального возвышения человека.
Мною было показано выше, что капиталократия как строй капиталовластия, строится на лжи, а ложь убивает духовность и нравственность человека постоянно, рождает цинизм и жестокость.
Еще раз воспользуюсь оценкой И.А. Ефремова в «Часе быка»: «Общество низшего капиталистического, типа не может обойтись без лжи. Целенаправленная ложь тоже создает своих демонов, искажая все: прошлое, вернее, представление о нем, настоящее - в действиях, и будущее - в результатах этих действий. Ложь - главное бедствие, разъедающее человечность, честные устремления и светлые мечты».
В обществе «низшего, капиталистического, типа» - и свобода низшего качества, - свобода, основанная на онтологической лжи, - и свобода лжи, которая не объединяет человечество, а его разъединяет.
Свобода в ноосферной парадигме представляет собой свободу высшего качества, свободу позитивную и созидающую, которая строится и раскрывает себя как форма очеловечивания человека, превращения его в ноосферного человека.
В «Ноосферизме» в 2001 г. я так определял процесс ноосферизации человека: «Чтобы человек стал подлинным, реализующим свою родовую сущность, он должен стать ноосферным человеком, перейти в своем разуме из состояния«Разума-для-Себя» - в «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса».
Уже в этой ноосферной трансформации человеческого разума отражен процесс преодоления человеком собственно эгоцентричного мировидения, перехода от Классического Эгоцентричного гуманизма, лежащего в основе либерального, буржуазного, потребительского гуманизма, к Неклассическому, экоцентричному гуманизму».
Ноосферный человек «отрицает» в себе человека-потребителя как «атома» потребительского общества и воплощает в себе человека-творца, Ноmo Creator, человека-созидателя, человека-гармонителя.
И.В. Астафьев сформулировал императив отрицания «потребительского человека»: «Настало время подняться над потреблением».
Ноосферизм и ноосферная философия свободы исходят из «Космического меморандума организованности живого вещества», как назвали «меморандум Вернадского - Чижевского» И.Ф. Малов и В.А. Фролов. В чем состоит сущность этого «меморандума»?
В.И. Вернадский подчеркивал: «Биосфера представляет собой определенную геологическую оболочку, резко отличную от всех других геологических оболочек нашей планеты... И это только потому, что она заселена живым веществом, которое является огромного значения геологической силой, ее совершенно перерабатывающей, меняющей ее физические, химические и механические свойства.
Но это единственная оболочка планеты, куда проникает заметным образом космическая энергия, ее еще более живого вещества изменяющая. Главным источником ее является Солнце. Его энергия - тепловая, световая и химическая - наряду с энергией химических элементов есть первоисточник создания живого вещества».
В.И. Вернадский заостряет внимание, что Биосфера есть результат «создания Солнца» и «процессов Земли», поэтому люди - это «дети Солнца», и «Биосфера не может быть понята в явлениях, на ней происходящих, если будет упущена эта ее резко выступающая связь со строением всего космического механизма».
А.Л. Чижевский, независимо от В.И. Вернадского, приходит к близким выводам и оценкам: «...наружный лик Земли и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого воздействия космических сил»;
«люди и все твари земные являются поистине «детьми Солнца»; «эрукптивная (взрывная - ред.) деятельность на Солнце, и биологические явления на земле суть соэффекты одной общей причины - великой электромагнитной жизни вселенной»;
«жизнь... в большей степени есть явление космическое, чем земное» и создана «воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал земли»; «перед нашими изумленными взорами развертывается картина великолепного здания мира, отдельные части которого связаны друг с другом крепчайшими узами родства».
«Меморандум Вернадского - Чижевского» есть меморандум, обращенный к человеческому разуму и его свободе, говорящий о целостности и организмичности мироздания, что она является в определенном смысле живым организмом.
Он, если вникнуть в его сущность, полностью совпадает с «меморандумом метафизического коммунизма мироздания С.Н. Булгакова».
Я снова повторю главные положения булгаковского меморандума:
• «...возможность потребления принципиально основана на метафизическом коммунизме мироздания, на изначальном тожестве всего сущего, благодаря которому возможен облик вещества и его кругооборот, и, прежде всего, предполагает единство живого и неживого, универсальность жизни...»,
• «...то, что мы наблюдаем, как в модели, в организме, этой «стянутой вселенной», то в отношениях между живым и неживым мы наблюдаем в жизни всей вселенной, natura naturans»..,
• «Только потому, что вселенная есть живое тело, возможно возникновение жизни, ее питание и размножение».
Если воспользоваться приемом, осуществленным И.Ф. Маловым и В.А. Фроловым, введшим в научный оборот понятие «Меморандум Вернадского - Чижевского» или «Космический меморандум организованности живого мироздания», то я думаю, что его по смыслу можно расширить и включить в него то, что я назвал «Меморандумом метафизического коммунизма С.Н. Булгакова».
Мы получаем в этом случае «Меморнадум Булгакова - Вернадского - Чижевского», вторым названием которого можно предложить такое название: «Космический меморандум организованности и метафизического коммунизма живого мироздания».
Меморандум Булгакова - Вернадского - Чижевского в концентрированном виде отражает главную мировоззренческую линию «Русского Космизма» и рассматривается мною как важная часть ноосферной философии свободы человека в научно-мировоззренческой системе Ноосферизма.
Мною в 1996 году, в рамках развития концепции Ноосферизма, в послесловии к монографии В.П. Казначеева «Проблемы человековедения» (изданной в 1997 году) «Человековедческие основания российского образования и императив его гуманизации, или Неклассическое Человековедение» был сформулирован «принцип презумпции всеоживленности Космоса сущего»: «Живой человек взаимодействует с живым Космосом, он - его часть. Принцип Альберта Швейцера «благоговения перед любой жизнью» приобретает космические масштабы».
Отмечу, что Меморандум Булгакова - Вернадского - Чижевского и мой принцип презумпции всеоживленности Космоса сущего подтверждается все новыми и новыми теоретическими гипотезами и научными данными.
А.Е. Кулинкович предложил всеоживленность космоса эксплицировать через витемную картину мироздания. По А.Е. Кулинковичу мироздание состоит из «витем» - объектов, очень похожих на живой организм и, следовательно, на человека.
Витема (слово, образованное от латинского слова «vita» - жизнь) - сложная система, находящаяся вдали от точки термодинамического равновесия и поэтому нуждающаяся для своего сохранения в питании, в постоянном притоке энергии.
Витемами по Кулинковичу являются и человек, и клетка, и Земля, и Солнце, и Солнечная система, и галактика, и в целом Вселенная, и атом, и молекулы.
Как видно картина мироздания витем полностью повторяет, спустя почти 85 лет, «Меморандум метафического коммунизма» С.Н. Булгакова.
В.П. Казначеев определяет «Живой Космос» как «демиурга» мира. Он пишет: «...мир создается демиургом, т.е. провозглашается или утверждается гипотеза креационизма, креативного видения и планеты Земля, и человека как сотворенных живым космосом в его эволюции.
Действительно, рассматривая эволюцию планеты и выживание на ней человечества, необходимо признать демиургом живой космос. На этой основе могут возникнуть отношения человеческого интеллекта и человечества с разумным космосом в виде диалога.
Тогда человечество поимеет свое соучастие и свою микроскопическую долю в этом гигантском бесконечном живом пространстве космоса...».
Позиция В.П. Казначеева фактически подкрепляет мною сформулированное «Кредо» в «Манифесте системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии» в 1994 г., позже мною названным «Манифестом системогенетики» (2005).
«Кредо» провозглашает основные положения Креативной Онтологии Мира и служит важнейшим основанием для «Принципа презумпции всеоживленности Космоса сущего» и рассматривается мною как важное мировоззренческое положение Доктрины духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования.
Привожу его полностью.
1. Мир самотворящ! Такова главная формула креативной онтологии мира!
2. Мир самотворящ! - и является результатом креативной эволюции и подчиняется закону креативной эволюции! Такова вторая формула креативной онтологии мира.
3. Креативная эволюция «самотворящего мира» привела к появлению «человека-творца» (Ноmо Creatоr), который развитием своего интеллекта входит в общий процесс интеллектуализации, «оразумления» Космоса, Земли - Геи, Биосферы. Такова третья формула креативной онтологии мира.
4. Процесс «Онтологического творчества», как и творчества «человека-творца», подчиняется единым законам системогенетики и креатологии. Такова четвертая формула креативной онтологии мира.
5. Поэтому «онтология человека» есть всегда «креативная онтология человека». Но поскольку креативная онтология мира есть креатоэволюционная онтология мира, постольку «креативная онтология человека» всегда есть «космоэволюционная онтология человека». Такова пятая формула креативной онтологии мира.
6. Креативная онтология мира и креативная онтология человека - дуальна, биполярна, подчиняется циклически-волновому, пульсирующему движению, принимающему в прогрессивной эволюции характер сходящейся спирали. Этим обусловлена исключительная роль инвариантности и цикличности развития, дуальности управления и организации систем в креативной онтологии. Такова шестая формула креативной онтологии мира.
7. Творчество - главный закон жизни человека и эволюции Космоса. Креативная онтология мира определяет креативную онтологию языка, речи, мыследеятельности, мыслетворчества, психических процессов в человеке. Фундаментальное свойство креативности Бытия Мира делает его «живым». Живой Космос - это креативный Космос, эволюция которого определила появление «человека-творца», в котором проявляется становление «космическогоразума». Такова седьмая формула креативной онтологии мира.
А.И. Субетто
***
Источник.
НАВЕРХ.