В Национальную электронную детскую библиотеку добавлена подшивка газеты »Пионерская правда» за 1951 год
. С первых номеров газета рассказывает о великих стройках, которые были начаты в 1950 году, в специальной рубрике «Великие стройки коммунизма».
Попробуем проследить развитие событий.
№2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям». Главный геолог Волго-Донского канала В.Д. Галактионов рассказывает о строительстве самого канала и вспомогательных или сопутствующих стройках: о Цимлянском гидроузле, Главном Туркменском канале. Совет министров СССР на два года сократил срок создания водного пути и к весне 1952 года на канале должна открыться навигация.
№2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям»
№3 от 09 января 1951 года. «Разведчики». О подготовительных работах, геологических и гидрологических изысканиях с целью определения места для возведения плотины Куйбышевской ГЭС рассказывают специалисты «Куйбышевгидростроя». И через пять лет, по плану, на необозримом пространстве должно разлиться Волжское море.
№2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям»
№4 от 12 января 1951 года. «На трассе Волго-Донского канала». Не взирая на суровые погодные условия работы идут полным ходом, идет поставка необходимых материалов: леса, цемента. Монтируется сверхмощный электрический экскаватор, строятся городки для речников и электриков.
№5 от 16 января 1951 года. «Наступление на пустыню». На юге идут подготовительные работы к прокладке Главного Туркменского канала. Уходят в походы изыскатели, ставятся буровые вышки для забора проб грунта, намечаются места будущих сооружений - гидростанций, плотин, шлюзов.
К тому времени, когда закончится сооружение канала, биологи и почвоведы будут уже точно знать, какие сельскохозяйственные культуры смогут хорошо развиваться на орошённой земле Кара-Кумов.
№59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской»
И.В. Сталин в беседе с корреспондентом газеты «Правда», опубликованной в «Пионерской правде» №15 от 20 февраля 1951 года, упоминает великие стройки как один из аргументов против заявления английского премьера Эттли о наращивании Советским союзом боевой мощи.
… не может ни одно государство, в том числе и Советское государство, развёртывать во-всю гражданскую промышленность, начать великие стройки вроде гидростанций на Волге, Днепре, Аму-Дарье, требующие десятков миллиардов бюджетных расходов, продолжать политику систематического снижения цен на товары массового потребления, тоже требующего десятков миллиардов бюджетных расходов, вкладывать сотни миллиардов в дело восстановления разрушенного немецкими оккупантами народного хозяйства, и вместе с тем, одновременно с этим, умножать свои вооружённые силы, развернуть военную промышленность.
№№21, 22 от 13, 16 марта 1951 года. «1500 километров по пескам» Рассказ главного инженера проекта Главного Туркменского канала И.С. Семенова о работах, предшествующих началу строительства. Несмотря на то, что главное направление трассы уже определено, необходимо исследовать местность от мыса Тахиа-Таш через Кара-Кумы по древнему руслу реки Узбой до Красноводска и найти ответы на множество жизненноважных вопросов. Главный - где взять воду для строителей канала?
№23 от 20 марта 1951 года. «Крым завтрашнего дня». Секретарь Крымского обкома ВКП(б) П.И. Титов рассказывает о планах строительства Северо-Крымского канала.
Много было смелых, но нереальных проектов. Только в наши дни по гениальному Сталинскому плану преобразования природы будет, наконец, осуществлён проект, который сделает Крым цветущим; будет построен Северо-Крымский канал.
№59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской». О строительстве Сталинградской гидростанции и самотечного канала, который должен соединить Волгу с Уралом. Он должен стать самым длинным в мире после Главного Туркменского.
№59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской»
№71 от 4 сентября. «Советская география». Первое стихотворение турецкого поэта, бежавшего из Турции в Румынию, а оттуда в Советский союз, написаное на советской земле.
Эти смелые люди творят чудеса -
Строят землю с горами, лесами.
И советские горы, каналы, леса
Так светлы, как строители сами.
Здесь невиданный мир создаётся для всех,
Мирный мир, справедливый, свободный.
И всеобщее право на радостный смех
В этом мире - закон всенародный!
Назим Хикмет (пер. С. Маршак)
(«Пионерская правда», 1951 год, №71)
В том же номере рассказывается о работах на Цимлянском гидроузле.
Цимлянский гидроузел называют сердцем Волго-Дона, потому что он будет питать своей водой и оросительные каналы, и главный судоходный канал, соединяющий Волгу с Доном.
№76 от 21 сентября 1951 года. «Стройки счастья и стройки горя». По традиционной схеме «у нас - у них» рассказывается о советских стройках и американских проектах.
Стройки счастья («Пионерская правда», 1951 год, №76)
Взгляни на эту карту, читатель. В ней отражен и сегодняшний день и прекрасное завтра нашей любимой Родины. Ровными прямоугольниками выстроились полезащитные лесные полосы, плотины мощных гидроэлектростанций преграждают течение могучих рек, новые оросительные каналы перерезают засушливые земли…
Новые моря намечены, а тех местах, где сегодня ещё шумит под ветром ковыль. Карта сталинского плана преобразования природы, карта созидания, карта мира перед тобою, читатель.
На 150-летний юбилей Владимира Ивановича Даля в №94 вышла статья Ожегова «Сокровищница русской речи» с кратким экскурсом в историю развития языка.
В своих гениальных трудах по языкознанию товарищ И.В. Сталин учит, что с развитием промышленности, сельского хозяйства, науки, развитием общества в целом обогащается и словарный состав. Особенно быстро расширяется словарный состав в советскую эпоху.
Новыми словами, такими, как «высотник», «скоростник», «колхозник», «новостройка» и тысячами других, обогатился наш язык. Появились такие выражения, как «великие стройки коммунизма», «герой труда», «новатор производства».
В последнем выпуске 1951 года сообщается об предстоящем открытии новых станций московского метро: «Комсомольская» (кольцевая), «Ботанический сад», «Белорусская» (кольцевая) и «Новослободская».
Красивая мраморная колоннада открывает вход в вестибюль станции «Новослободская». 32 витража - картины из цветного стекла - украшают подземные залы. Уже появились на стенах позолоченные надписи: «Новослободская»; уже установлены часы и секундомеры, по которым будут следить за точным движением поездов.
До встречи в новом, 1952, году. Продолжим наблюдать за реализацией великих планов.
Сталин - это дружба,
Сталин - это мир,
И великих строек
Славный командир.
Вера Цибикова,
ученица 6-го класса
***
Источник.
Вопрос к родившимся в РФ: как вы думаете, кто изображён крупным планом на коллаже?
НАВЕРХ.