20. 25/17 "Зебра"
Пока прочие герои жанра занимаются явными самоповторами, или записывают целые альбомы про то как они адски дуют (первая половина), а потом бросают (вторая), из условно классического русского хип-хопа, со всеми его присущими атрибутами (включая малолетних слушателей), 25/17 звучат неожиданно впечатляюще. При всей кажущейся отвратности всех этих винтиков русского хип-хопа механизма, есть ощущение что это, что называется, "тру".
19. Севара и Эльф "Так легко"
Известная в кругу любителей World Music по сотрудничеству с Realworld узбекская певица Севара Назархан записала поп-альбом звучащий для России очень уж модно и слишком уж для этой модности неглупый. Выверенные синти-поп аранжировки, мощный вокал и песни не о вечеринках и сексуальных позывах, а по-хорошему наивные, поэтически небанальные и ироничные (даром что в авторах - Гребенщиков, Михалок и прочие нестыдные люди)
18. Ill!noiz "Society of people who haven't sex since 1968"
Нижегородские приверженцы музыкальной эклектики выпустили свой дебютным альбом под неудобоваривым, но любопытным названием. Вот и музыка, кажется, не столь удобоварима, но за её следованием и дальнейшим развитием очень любопытно следить. Из новых музыкантов их чуть ли не единственных хочется приписать к последователям как "Вежливого Отказа", так и "Аукцыона", и в обоих случаях иметь в виду этих сравнений только хорошее, и при этом не до конца охватив всю ширину стилевого многообразия коллектива.
17. Танок на Майданi Конго "С.П.А.М."
По-прежнему главная хип-хоп гордость украинской музыки выпустила свой первый альбом за пятилетку. За эти годы ничего не изменилась - группа всё так же рубает свой мощный и уверенный рок-н-ролл-хип-хоп, в котором есть место и юмору, и патриотизму, и лирике, и серьёзным темам. А также диск неизменно, по всем законам жанра, изобилует скитами (которые имеются почти между всеми песнями).
16. Бранимир "Лили Марлен"
Волжский самородок Бранимир записал диск отчаянный и эмоциональный. В его текстах прошлое встречается с настоящим, и это неизменно оборачивается вкушением горечи бытия. Такие осовременненые былины. Музыка же - акустика с редкий добавлением перкуссий и электрической гитары. Но берет он слушателя нахрапом в первую очередь эмоциональным, сжигая глаголом с рыком похлеще, чем у Чернецкого.
15. Chikiss "Медленно"
Первый официальный альбом Гали Чикис лучше всего охарактеризован своим же названием. Он воодушевляющ, свеж и действительно не быстр. А диску на обложку так и просится лейбл "Мелодии" - куда логичнее этот диск сравнивать именно с выпускаемом нынче этой компании бэк-каталогом замечательных советских певиц. Тем более что именно на студии Мелодии, с помощью аналогового оборудования, диск и записан.
14. Alina Orlova "Mutabor"
Литовское дарование Алина Орлова выпустила второй номерной альбом. Творческое взросление и развитие налицо - он на порядок интереснее звучит, да и песни, если честно, мне вот нравятся больше. Хотя, никаких масштабных откровений нет - это всё те же трогательные и красивые песни на русском, английском и литовском, исполненные преимущественно, как и у предыдущей замечательной девушки, на фоно.
13. Мегаполис "Супертанго"
Первый полноценный альбом Мегаполиса за дюжину лет, расхвален, кажется, всеми. Записан живьём (и действительно очень круто), грустен и безысходен - все песни о смерти, старении или одиночестве. Но уныние этих многих воодушевляет, а по мне так к концу альбома наскучивает. Как камбэк, альбом, безусловно, удался. Но с громкими фразами о том, что "Супертанго" в дискографии коллектива альбом наилучший, согласиться не могу
12. Ю-Питер "Цветы и тернии"
После экспериментов "Биографики" и цельности "Богомола", Бутусов со своим главным коллективом нулевых вернулся к матрице альбома "Имя рек" - всё понемногу. Громкие боевики и песни небыстрые (назвать их лиричными не получится - все в том нешироком эмоциональном диапазоне, за который Бутусов не выходил со времен Наутилуса). Впервые так сильно и мощно раскрывается Каспарян. Из всего пантеона именитых руссорокеров, пытающихся молодиться, выделяется лишь Бутусов, причем ему это удаётся без особых трудов, и даже того особо не желая.
11. Найк Борзов "Изнутри"
Первый после восьмилетнего перерыва альбом Найка нисколько не грандиозный - он из всей прошлой дискографии наиболее близок к "Головоломке", первому шагу Найка в мейнстрим. Поп-альбом со светлыми гармониями и предельно ясной лирикой, но не более того. Артист оказался в плену своего прежнего успеха - после "Занозы" все ждали чего-то грандиозного. Получившийся альбом неплох, но чтоб восемь лет? Для такого масштабного перерыва у него явно какой-то проходной характер.
10. Несмеяна "Щас ты не звонишь"
Группа "Несмеяна" из провинциального Воронежа играет двадцатилетней давности нарочно неряшливо сыгранное реддиско, обскакавшее разом всех своих вдохновителей из тех же времен. Результатом "демонизации" конца 80-х, о которой говорил лидер группы Саша Селезнев, стали страшные тексты о смерти, одиночестве, разлуке и разрухе, от сочетания которых с диковатыми попискиваниями синтезаторов натуральные мурашки по коже даже после сотого прослушивания.
09. Вежливый Отказ "Гуси-Лебеди"
Новый, первый за почти десятилетие альбом грандов советско-российского индепендента. В отличие от последнего перед распадом коллектива в середине нулевых альбома "Герань", тоже джаз-роковый диск "Гуси-Лебеди" куда более доходчив и понятен, хотя и далеко не прост. А доходчив потому как тут, несмотря на сложность аранжировок, преобладают вполне себе обыкновенные песенные формы.
08. Птицу ЕМЪ "Птицу СЪЕМ"
В интро диска звучит "Русский рэп - это пиздец, не хотел бы удостоится славы русского рэппера". Эта слава ребятам явно не грозит - они сама по себе этому самому русскому рэпу альтернатива. Жаркий замес из Бонч Бру Бонч, Кирпичей и 2H Company текстуально и какие-то совсем нестандартные для местных сочинителей инструменталки - резкие и дерзкие.
07. Последние Танки в Париже "Порядок Вещей"
Самая кропотливо записанная и выверенная музыкально (настолько, что даже неожиданно) работа ПТВП. А по текстам - один из самых неуверенных дисков Никонова. Возможно, потому что темы с годами не меняются - революция, одиночество и вселенская большая любовь (и такая же разлука). Но и то, что для Никонова не очень, для иных - уровень недостижимый.
06. Хроноп "Двенадцать писем на небо"
Очередная порция песен от непризнанного таланта Вадима Демидова. Лирика с высоким градусом искренности и взрослой грациозностью, выверенные аранжировки и запись, по качеству равной которой в России из клиентов Максимума и Нашего Радио не пишется никто. А Вадим сам упорно гнёт несгинаемую линию, уже пятый год и четвертый альбом кряду. Увы, пластинка получилась слабее "Венецианского", но это не значит, что она не удалась.
05. Motorama "Alps"
Воздушный и лёгкий пост-панк, насколько эти понятия вообще могут подходить подобной музыке. После невнятных EP ростовский коллектив выдал прекрасный альбом, и жаль, что он не на русском (а проект "Утро" на порядок слабее, на мой взгляд)
04. Noize MC "Последний альбом"
Главный герой и создатель информационных поводов русского хип-хопа образца 2010 года. От панибратства и близости к своему слушателю в дебютнике Иван перешел на более серьёзные формы и вещи связанные не только со стёбом или темами непосредственно волнующими современную молодёжь. Неизбежное взросление отразилось на творчестве Вани, и интересно куда он пойдёт дальше.
03. Дети Picasso "Герда"
Несмотря на то, что группа давно покинула Россию, почему-то именно окончательно оставив родину она решила записать альбом целиком на русском, и практический обойтись без этники, на которую так падки европейцы. Это действительно мощный эпичный арт-рок, в котором имеется размах, и размах ого-го. Во всяком случае, здесь есть место как авангарду, так и прямолинейному блюз-року, и одинаково уместно звучат как оркестровые зарисовки, так и электронные подложки.
02. Moremoney "Tricky"
Восхитительная московская группа выпустила наконец дебютный альбом - поп-музыка с элементами трип-хопа, модно и изобретательно аранжированная с использованием живых инструментов и электроники. Опять же, небольшое сожаление по поводу текстов на английском, но звучат они с творящимся пиршеством духа в музыке довольно органично.
01. Весна на Улице Карла Юхана "P.S."
Лучший альбом "Весны" и главная запись этого года. Любовь Владимира Бузина к музыке поп и музыке шугейз родила альбом в котором встречаются грусть и счастье, жизнь и смерть, любовь и разлука, наивность и фатализм, разлуки и встречи, джангл-поп и песенные традиции достойные советских музыкальных див из 40-60-х, в конце концов. Единственное, что слишком уж академично звучит вокал Ирины Трепаковой - на альбомах "Любовь и Бедность" и "Монпансье" он был каким-то более естественным и неформальным, что ли, и здесь бы ему это пошло больше.