Проблема безработицы

Jan 22, 2013 07:34

В рыночной развитой экономике государство в принципе теряет какие либо механизмы воздействия на уровень безработицы. Реформирование служб занятости (бюро по трудоустройству), государственные программы переподготовки кадров, государственные нормативы по регуляции процедуры найма - увольнения сотрудников; профсоюзы, инфраструктурные гос.проекты и даже плантации неэффективных гос.компаний - все это в долгосрочном плане не сможет оказать существенного влияния на уровень безработицы. Т.е. в долгосрочной перспективе ни политического, ни тем более монетарного решения проблемы высокой безработицы не существует.

Так в чем же проблема? 4 основных фактора: рост производительности труда, автоматизация производства, рост квалификации работников и требований к работникам и структурные сдвиги в отраслях.

Рост производительности труда. Главная долгосрочная причина повышения безработицы - это рост производительности и эффективности труда. Например, в США производительность труда за последние 65 лет выросла более, чем в 3.5 раза (с учетом изменения уровня цен). Это значит, что сейчас для производства 100 единиц продукции требуется в 3.5 раза меньше работников, чем в конце 40-х годов 20 века.


Причиной роста производительности является улучшение технологии производства, оптимизация бизнес и организационных процессов и собственно заслуга самих работников в виде более результативного труда.

Когда рост производительности труда существенно превосходит необходимый выпуск продукции и услуг в соответствии с платежеспособным спросом, то повышение уровня безработицы становится неизбежным, т.к. для производства того же количества продукции требуется меньшее количество рабочей силы. Например, в 2007 году, чтобы обеспечить объем ВВП в 13.5 трлн долларов (в ценах 2005), то требовалось 146.5 млн работающих людей. Теперь тот же этот объем ВВП требует найма 143 млн человек. Прогресс очевиден. Потребности общества в товарах и услугах удовлетворены, однако уровень безработицы стал заметно выше. 

Автоматизация производства. Большая часть работы, особенно конвейерного типа выполняется машинами. Не имеет смысла приводить перечень всех видов производства, где роль техники, компьютеров и машин доминирует, т.к. очевидно, что список будет большой. То, что раньше выполнялось группой из 100 человек, может быть сейчас выполнено машиной за существенно меньшие издержки. Полного замещения роботами не произойдет, т.к. машины необходимо проектировать, разрабатывать, устанавливать, обслуживать, контролировать и так далее. Но это приводит к тому, что происходят:

Отраслевые трансформации. Развитие технологий. Из наиболее близких и понятных примеров. Электронная почта и электронный документооборот приводит к перманентно снижающемуся трафику традиционной бумажной почты через почтовые отделения, делая данный вид организации убыточным и впоследствии стабильно умирающим.
Цифровые книги, цифровые базы данных и электронные газеты, журналы приводят к серьезным проблемам у издательских домов, делая их бизнес нерентабельным. Через несколько лет обычные бумажные газеты и журналы уйдут в прошлое, заменив бумажный вариант полностью цифровым аналогом с другой формой организации бизнеса и другой структурой. Аналогичная ситуация ожидает книжное издательство.

Примеров можно привести тысячи из разных отраслей. Если раньше развитие технологий происходило столетиями, теперь же прогресс столь быстрый, что отраслевые трансформации происходят буквально в течение нескольких лет. А к чему это приводит? В силу инертности людей в плане переквалификации, экспоненциальный рост технологий приводит к серьезному лагу, когда старая отрасль отмирает, а люди физически не успевают переориентироваться на новый сегмент. Например, издательская деятельность. Люди, которые не успели быстро сориентироваться и перенаправить ресурсы на цифровой контент теряют долю рынка. Многие издательские дома закрываются и люди теряют работу, а найти новое место работы становится очень сложно.
Далее…

Уровень образования и квалификации сотрудников. Пример: современный промышленный инженер, например, в отделе разработке двигателей для самолетов должен существенно превосходить уровень инженера 80-х годов. Если его знания останутся на уровне школы 80-х годов, то это будет достаточно для выпуска двигателей уровня 80х годов, но недостаточно для выпуска современных высокотехнологических агрегатов. В итоге со старой школой и навыками и не способностью адаптироваться под новые условия работник будет выброшен на произвол судьбы. Требования к сотрудникам повышаются каждый год в силу усложнения техники и факторов производства. Образование - ключевой момент. В новом мире только образованный человек может претендовать на свободу и достойную жизнь. Люди без должной квалификации могут осесть в малоперспективных и низкодоходных отраслях, преимущественного обсуживающегося характера. Но даже сфера обслуги низшего звена ограничивает спрос на рабочую силу. Допустим, даже разносчики листовок и рекламы в торговых центрах и у метро, хотя не требуют никакой квалификации, но количество мест все равно ограничено )

Поэтому из четырёх факторов два является нерегулируемыми (производительность труда и автоматизация производства) - эти факторы являются основой эволюции, развития общества и невозможно регулировать технологический прогресс. Вторые два фактора (отраслевые сдвиги и уровень квалификации) зависят от желаний, мотивации и возможностей людей. В принципе последние два фактора, так или иначе, описываются экономистами. Их можно поместить в определение структурной безработицы, хотя решение этой проблемы всегда разные, далеко выходящие за рамки стандартных экономических теорий. Эти факторы также слабо подчиняются государству, т.к. невозможно насильно заставить людей быть профессионалами, если мы говорим про свободную рыночную экономику. Можно создать условия для повышения уровня квалификации и образования, но все равно все зависит от человека и его мотивации.

Возможно, единственное на что государство может повлиять - это создание необходимых и благоприятных условий для роста качества образования через реформирование среднего и высшего образования и создания альянсов государство-корпорации в виде научно исследовательских центров. Например, государство создает научно исследовательские лаборатории и центры с жестким отбором наиболее талантливой и перспективной молодежи, финансируя фундаментальные исследования, одновременно привлекая корпорации для содействия финансирования практических-экспериментальных исследований. Т.е. компании будут заинтересованы в работе с такими центрами, т.к. фактически получают новых работников без необходимости полного пере-обучения в виду того, что в процессе обучения молодежь будет работать в соответствии с потребностями и задачами реальной экономики. А не абстрактными книжными теоретическими знаниями, полученными в рамках традиционной системы образования, которые в реальном мире подчас нафиг не нужны. Иными словами, на выходе из НИИ студенты будут иметь представление о реальных потребностях и уровне технологий в компаниях. Некоторые такие проекты уже сейчас есть, но их масштаб ничтожный.

Я вообще поражаюсь, как можно проводить образование в современном мире без альянса с корпорациями?!! Какими же дуболомами нужно быть, чтобы целые поколения обучать абстрактными теориями без практического применения, причем это во всем мире так. Очень мало школ и центров, которые работают с бизнесом. В итоге на выходе получается армия неучей, которые имеют нулевую степень адаптации к высоко-конкурентной и высоко-динамической корпоративной среде. Просто идиоты, как так можно поступать в современной мире?

образование, ИТ, технологии, производительность труда, Макростатистика США

Previous post Next post
Up