Goldman Sachs & CO шлют всем привет и говорят спасибо за то, что вы были столь доверчивы. Операция под кодовым названием «поцелуй дракона» выполнена успешно! Паникеры сдали среднесрочные лонги по бросовым ценам, среди которых было достаточно много относительно крупных фондов денежного рынка, матерых и мелких спекулянтов по классическому сценарию посадили на массовые маржинколлы: с размаху пробили 1040 по СИПИ, закрепились там, обнулили несколько особо упрямых счетов, дожали еще вниз, чтобы у наиболее подозрительных отпали всякие дурные мысли о ралли, далее устроили еще один пролив с целью сбить биды, потом в пятницу позволили рынку отскочить, где народ закрывал лонги, используя, по их мнению, свой последний шанс, другие истерично шортили, рассчитывая на скорый апокалипсис. Поздно ночью/ ранним утром во вторник, 6 июля собрали еще один урожай из стопов лонгистов, а потом начались карусели! Не нужно удивляться, все тоже самое было в апреле, но с точностью наоборот. Тогда ключевой уровень был 1150, откуда народ упорно шортил, его жестоко наклоняли до 1220, где отчаянные от безысходности закрыли шорты и перевернулись в лонг. Сейчас ничего не изменилось в поведении рынка, уровни просто стали другими.
Наверное, маркетмейкеры тихо ржут у себя, наблюдая за тем, как легко разводить публику в последнее время - это как искусство стало! Запусти изрядно протухшую информацию про европейские долги, отлакируй новостной фон убийственно плохой макростатистикой, пересмотри показатели за прошлый месяц в худшую сторону, наконец, обрисуй картину во всех красках и делай все, что захочешь. На прошлой неделе я написал пару статей, где недвусмысленно намекнул, что пора завязывать с шортами, рассчитывая на отскок, как минимум, а максимум на выходе можем получить еще одно краткосрочное ралли, как в июне, например.
Главный фактор, который высасывал ликвидность с рынков в последние пару недель - это, как уже много раз говорились - необходимость европейских банков погасить к первому июля годичный кредит ЕЦБ, но на самом деле не к 1 июля, а 7 июля, т.к. в начале июля 78 банков, участвовавших в аукционе взяли 6 дневный кредит общей суммой 112 млрд евро. Поэтому, на мой взгляд, 7 июля может стать переломной точкой, кроме всего прочего перед сезоном отчетности и в первые 2 недели рынки растут, либо пребывают в периоде консолидации. Если не брать итоги провального 4 квартала 2008 года и крайней напряженную обстановку в начала 2009, то во всех остальных случаях рынки росли в первые недели, когда находились на низких уровнях и консолидировались при высоких ценовых значениях. Судя по графику, наиболее сильные ралли совпали с итогами Q1 и Q2 2009, т.е. рост рынков с 7 апреля 2009 (от 815 пунктов с максимальным ростом 14.7% к 24 торговой сессии) и с 7 июля 2009 года (от 881 пункта по СИПИ с максимальным ростом в 16.5% к 34 торговой сессии), где рост был устойчивым на протяжении всех 34 торговых сессий.
На графике ниже красной жирной линией выделен старт сезона отчетности, по оси абсцисс торговые сессии, по оси ординат изменение в % S&P500.
Когда рынок находился в районе 1140 пунктов по S&P500 к 7 январю 2010, то по результатам 4 квартала 2009 года, рост так и не смог произойти. Проболтавшись 5-6 дней возле изначальных уровней, рынок спустился на 7% примерно через 3 недели после старта сезона отчетности. Примерно аналогичная картина с прошлым сезоном отчетности, но в тот момент наиболее оптимистичный сценарий уже был заложен, т.к. СИПИ находился в районе 1180 пунктов, рынок смог прибавить лишь 3%, а примерно через 2 недели страхи возобладали и спустя 1.5 месяца просадка составила порядка 9%. Замечу, что в последние 4 квартала отчетность выходила заметно лучше прогнозов, но сейчас такого может не произойти, учитывая крайне тяжелые для компаний 2 последних месяца, но, даже, учитывая это, я бы не удивился, если рост пойдет вопреки слабым отчетам.
Когда БП отсрочили на неопределенный срок, долгосрочного восходящего тренда, вероятно, больше уже не будет, то инвестбанки вынуждены менять правила игры и начинать работать там, где обычно не работали - волатильностью. У них слишком большие объемы, чтобы была возможность войти и выйти из позиции без проскальзывания, не повлияв при этом на цены. Поэтому сейчас будет широкий боковик на всех рынках, где кто-то будет хуже (Америка и Европа), а кто-то лучше (Латинская Америка, Азия, Россия). Начнет работать идея декаплинга, при котором хорошие активы начнут стоить дорого, а страны с низкой долговой нагрузкой будут выглядеть лучше и смогут привлекать иностранный капитал. Для того, чтобы заработать деньги на таком рынке для инвестбанков встала необходимость выработать принципиально иную концепцию краткосрочной торговли с особо изощренными способами манипуляцией информационным потоком, что, кстати, у них удается превосходно. Хотят создать иллюзию тиши, да благодати - пожалуйста, и вы напрочь забудете про долговые проблемы. Пример марта и апреля вам в помощь. Необходимо посеять панику, чтобы в каждую живую души вселился дьявол и замерещилось двойное дно ? Нет проблем!
На самом деле сейчас удивительные времена. Если раньше падение американского рынка на 3% было связано с чем-то невероятно серьезным, например, крах крупного банка, террористический акт 9/11 аля (тождественно) спланированная диверсия правительства США и т.д., то сейчас это стало рядовым событием, можно сказать в рабочем порядке. Отошел, допустим, на пару часов. Было -0.3%, стало -3.5% и ведь не удивляешься! Или наоборот, утром были в нулях, а потом +3% и тоже не удивляешься! Повод? А зачем, и кому он нужен? Даже новости можно не читать, все равно ничего интересного, что могло бы каким либо образом прямо повлиять на котировки. Тут все зависит от интерпретации информации.
Скажите, пожалуйста, когда с середины февраля по середину апреля народ пужался негативной информации или макроэкономическим отчетам? Я вот тоже не помню. Стата отдельно, рынки отдельно. Тогда был позитив в умах инвесторов и спекулянтов, а помните ли вы, чтобы хоть кого-то в мае-июне, кто вздохнул полной грудью и сказал «Да провались она пропадом вся эта Европа со своими долговыми проблемами. Ничего нам не страшно!!». Нет, такого не было, всех обуял страх и желание выйти с рынка. Только разница в том, что в апреле инвестбанки распрощались со своими лонгами, а мае-июне покупали рынок. Когда рынки падают, то любой позитив используется для возможности закрыть длинные позиции и встать в шорт. Когда растут, то любой негатив используется для наращивания позиций. Рынки уже давно в своем поведении не привязаны к какому то определенному поводу. Все зависит от сентимента толпы и настроя крупных игроков, настрой которых прямо пропорционален ликвидности - ее стоимости и доступности. Генеральный тренд создает крупняк, его в абсолютном количестве ничтожное количество, но он управляет рынками и задает движение. Все остальные нужны для создания рыночного шума.
Почему рынки начали падать в сентябре 2008 года, а не раньше? Финальным триггером послужил коллапс Lehman при котором посыпался многотриллионный рынок производных инструментов. Ликвидность из системы стала утекать - банкам необходимо было срочно затыкать дыры в балансе, а для этого стали продавать активы, начался кризис доверия, при котором на межбанке никто не хотел кредитовать друг друга, что привело к росту TED spread (разницы между 3 месячными T-bill и LIBOR) почти до 450 базисных пунктов (4.5%). Поэтому единственное условие при котором наступит очередной БП - это массированный отток ликвидности с рынков. Сейчас прямой угрозы этому нет, даже не смотря на все логичные и верные доводы в пользу начала новой экономической рецессии. Теоретически паника может наступить при дефолте по суверенным облигациям, где начнется неразбериха с кредиторами, которая может превратиться в принцип домино. Несравненно, долговой кризис существенно, значительно более опасен, чем финансовый. Падение высшей инстанции (государства) это последний гвоздь в крышку гроба. Затрястись могут со всей серьезностью уже к 2012 году...