Гагры курортные - витрина СССР. Веселье, флирт, деньги рекой, вечные приключения. Всё заточено под беспечного курортника. Но всегда была другая сторона, не курортная...
Ф. Искандер
Прочитать в нормальном формате Когда в кругу обывательской публики заходит разговор о Гаграх, он почти всегда крутится вокруг темы отдыха и всего, что с этим связано - как с точки зрения тех, кто покупает отдых, так и с точки зрения тех, кто его обеспечивает. В наши дни среди ассоциаций, возникающих в сознании для топонима Гагры, наверняка в первую очередь будут море, пляж, природа, вино, развлечения, деньги, безмятежность… Всё то же самое было и в советское время, и до него - начиная с момента появления Климатической станции в 1903 году.
Однако параллельно внутренняя жизнь курорта незримо умещает в себе и весь набор проблем соответствующей эпохи, о которых местные жители не говорят при посторонних, да и сами стараются лишний раз не вспоминать. Самым недавним трагическим событием из этого ряда, несомненно, был период 1992 - 1993 годов и последующего десятилетнего безвременья. Но затрагивать тему грузино-абхазского конфликта я не намерен, так как про него сказано достаточно теми, кто был свидетелем и участником событий. В сегодняшней статье я имел задачей собрать своего рода «коллекцию» происшествий из другого, не менее бурного исторического периода. Сразу замечу, что коллекция эта, безусловно, никак не может претендовать ни на полноту, ни на связность.
Гладко было на бумаге...
Как уже было упомянуто, гагринский курорт ведёт свою историю с 1903 года. В советское время персона его основателя, принца А.П. Ольденбургского, если не была совсем забыта, то превратилась практически в сказочный образ. Показательно в этом отношении, что все дореволюционные частные дачи в Старых Гаграх и виллу самого Ольденбургского в обиходе называли обобщённо «принцевскими замками».
Дворец Его высочества и некоторые другие «замки» принца
В новейшее время, когда развился Интернет и, вместе с тем, стало не зазорно интересоваться царским периодом, к былой сказочности добавились ещё подробности из старых рекламных брошюр и путеводителей, представляющие дореволюционные Гагры в облике безупречной «кавказской Ниццы». Теперь наоборот, стало принято идеализировать ранние годы гагринского курорта и всячески прославлять принца Ольденбургского. Считается в частности, что на курорте стараниями принца установился такой идеальный порядок, что Гагры воспринимались местом полностью безопасным и ограждённым от всякого рода криминала.
Из путеводителя Г. Москвича 1913 г.
И наверняка такая констатация справедлива, если учитывать обстоятельства лишь определённого этапа истории курорта. Как будет понятно из прочитанного ниже, относительная идиллия установилась не сразу - только по завершении масштабного строительства на Климатической станции, когда Гагры покинули большинство временных рабочих. Довольно скоро, с началом Германской войны, этот благодатный период завершился, продлившись всего пять неполных сезонов.
Лагерь турецких рабочих на месте нынешнего пансионата "Кавказ"
Турецкие рабочие на укладке трубы
Если верить газетам, вышедшим в благополучные 1912 - 1914 г.г., в Гаграх и окрестностях «кавказской Ниццы» из числа криминальных происшествий в основном совершались лишь незначительные деяния, такие как мошенничества, оговоры или мелкие кражи.
Из «Гагринской газеты» за 1913 - 1914 г.г. (картинки увеличиваются при нажатии)
В воспоминаниях Е.А. Левицкой о жизни дореволюционных Гагр приводится случай с бытовой кражей, хотя и здесь подчёркивается, что такой инцидент оказался для автора полной неожиданностью.
Жозефина Мартыновна Фоман, дама уже в годах, очень полная, вся в кружевах, всегда очень нарядная, была воспитательницей Жени. Как-то она мне подарила ручные часики ромбической формы с чёрным эмалевым циферблатом и золотыми цифрами на нём. Мама спрятала их и не давала носить до окончания школы. Мне было 16 лет, когда я впервые надела их на руку. Поносила месяц или два, и... у меня их украли прямо из дому: я мыла полы, сняла часики, повесила их на гвоздик, где они висели все 10 лет до этого. Вымыла во дворе под краном тряпку, прихожу, чтобы их надеть - а их и след простыл. Подозревали абхазца Георгия, который в то время жил в нашем доме рядом с нами. А дверь в наши комнаты была нараспашку - у нас никогда ничего не пропадало, воровства в Гаграх не было.
Однако и в те годы в окрестностях Климатической станции случались резонансные происшествия - убийства и грабежи, которые невольно размывали ощущение прочности курортной нирваны.
Из «Гагринской газеты» и газеты «Черноморский край» за 1912 - 1914 г.г. (картинки увеличиваются при нажатии)
В июне 1912 года было опубликовано несколько сообщений о неудавшемся ограбление кассира лесопромышленного общества. Причём корреспонденту «Черноморского края» показалось подозрительным тайное знакомство между нападавшими и хозяином земли, на котором действовала лесопилка. Не исключено, что с данным происшествием была как-то связана затяжка запуска деятельности этого знаменитого в округе лесопромышленного общества. Как я ранее предположил в статье
«Лесорубы и опилки: кто хозяин лесопилки?», различные странные обстоятельства вокруг работы Балашовского предприятия наверняка были связаны с масштабными денежными махинациями.
Незадолго до этого, осенью предыдущего года, произошёл ещё более нашумевший случай с ограблением сестры известного предпринимателя Игумнова. Об этом событии сообщали многие российские печатные издания, а местные газеты шумели по данному поводу целый месяц.
Кажется, летом 1910 г. [на самом деле 1911 г.] недалеко от Гагр было совершено разбойное нападение нескольких злоумышленников, вооружённых и замаскированных, на проезжавших в Гудауту. Оно было расследовано управляющим станцией гвардейским ротмистром Старосельским (из самых порядочных и приличных “премьеров” принца). Оказалось, что возглавлял бандитов один из служащих управления станцией. Его судили и сослали в Сибирь.
И. Я. Славин, «Минувшее - пережитое. Воспоминания», 1926 г.
А журнал «Волга», комментируя это ограбление, между прочим, упоминал и некоторые подробности другого недавнего ЧП у Игумнова - беспорядков со стрельбой и жертвами в его имении, расположенном, как известно, недалеко от Гагр.
Нужно заметить, что автор этой статьи в журнале «Волга» не зря делает сравнение с обстановкой на Климатической станции времён «Гагринской республики»: пятью годами ранее в местечке, как и на всём побережье, было очень неспокойно. Поэтому вторая часть полностью посвящена событиям, происходившим в Гаграх в 1905 году.
(Перейти к продолжению...)