(no subject)

Aug 24, 2016 16:43



"Маяк" почти не виден



Обычно, в этом цикле "Записок" для каждого будущего "героя" повествования у меня скапливается порядочно различного материала о его прошлом. А вот из настоящего времени, порой, по теме подыщется всего пара-тройка подходящих ракурсов и больше ничего интересного. На этот же раз вышло все совершенно наоборот: посчастливилось побродить по огромной заброшенной территории и сделать детальные фото, но вот рассказать о прошлом почти нечего. Возможно, как это бывало не раз, мне удастся набрести на что-то ещё уже после оформления темы, и тогда, конечно же, я обязательно её дополню. А пока предлагаю настроится на просмотр большого количества видов былого величия одной из многочисленных заброшенных гагрских здравниц.

Санаторий с некогда блестающим названием "Маяк", как и положено настоящему маяку, стоит высоко на горе, над Цихервским ущельем. Дорога-серпантин, поднимаясь на высоту восьмидесяти метров, приводит на большую трехъярусную площадку, где расположились пять корпусов. Снизу эти старые величественные здания почти не видны - они хорошо скрыты от взгляда с шоссе густой зеленью. Зато санаторий отлично виден с моря, оправдывая этим фактом свое название.

Четыре корпуса, построенные в стиле сталинского ампира, начали функционировать еще до войны, в 1935 году. На нижних ярусах территории разместились клуб и лечебный корпус, а выше по горе - два спальных корпуса. Изначально здравница носила название "Санаторий министерства морского флота СССР", а в обиходе просто "Морфлот".



Какая-то воинская часть стояла, дислоцировалась в санатории “Маяк’’. До войны и после войны Великой Отечественной, он назывался “Морфлот’’. Однажды эта воинская часть нарушила светомаскировку, и немец ударил по этому Цихервинскому ущелью бомбой. Мы ходили в этот санаторий после работы, после госпиталя на танцы к морякам.



Главный жилой корпус
Фото 1947 года с сайта cccp-foto



Главный жилой корпус с левым флигелем
Вид с нижнего яруса парка
Фото 1952 года



Главный жилой корпус
Скамейка у левого флигеля
Фото 1964 года

С 1962 года для дальнейшего совершенствования лечебного дела, на курортах стало проводиться профилирование санаториев. Санаторий "Маяк" был передан в ведение Абхазского Совета по управлению курортами профсоюзов и профилирован для больных, страдающих функциональными заболеваниями нервной системы.

К жилым корпусам, на верхний ярус, отдыхающие поднимались через парк с цветниками и кипарисовой аллеей. По выработанным нормам организации советского курорта внутренний парк санатория для нервнобольных представлялся как парк с небольшими прогулочными дорожками. В его обустройстве решающими были эстетические факторы, а размер рассчитывался по 200 кв. м на койку.



Кипарисовая аллея
Фото 1947 года с сайта cccp-foto



Дорожки парка
Фото 1947 года с сайта cccp-foto

В середине 60-х был введен в строй пятый корпус, представляющий собой обычную трехэтажную бетонную коробку с жилыми номерами для отдыхающих. Однако, почему-то назывался он гинекологическим.



Вид с шоссе на новый корпус и клуб
Фото 1961 г. с сайта pastvu.com



Общий вид Цихервского ущелья
На левой горе видны пять корпусов "Маяка"
Фото 1971 года с сайта pastvu.com



При санатории для обследования и лечения больных имелись лечебно-диагностические кабинеты, оснащенные передовым оборудованием. В водолечебнице санатория отпускались морские, радоновые и углекислые ванны, разнообразные лечебные души, ингаляции, проводились процедуры электросветолечения, лечебная физкультура, массаж, гипнопсихотерапия. Для досуга отдыхающих, кроме клуба с кинозалом, здравница располагала также библиотекой (в новом корпусе) и спортивными площадками. В санатории одновременно могли отдыхать 306 человек, работал он круглогодично. "Маяк" входил в число наиболее крупных гагрских домов отдыха, уступая существенно по вместительности только санаторию имени Челюскинцев и дому отдыха "Скала".

Главный жилой корпус
Правый флигель
Фото 1952 года



Три корпуса нижнего яруса

Лечебный корпус

Поскольку здание стоит на уклоне, с фронтальной и задней сторон оно имеет разное количество этажей. Войти на первый (цокольный) этаж можно либо спереди, либо с торца. Но главный вход находится как бы со двора, а входящий попадает сразу на второй этаж.


Вход спереди только на цокольный этаж



Лестница к переднему и торцевому входам



Главный вход позади здания









Холл цокольного этажа с видом на море









Один из кабинетов на цокольном этаже





Помещение с провалившимся полом в западном торце



Большое помещение в восточном торце









Небольшой холл у входных дверей второго этажа



Лестница на третий этаж









Холл третьего этажа







Кабинет рентгеновской диагностики







Большой кабинет с процедурной комнатой



Три смежных кабинета, два входа в которые заварены









Силовой шкаф, установленный в прорубленном отверстии в стене одной из трех смежных комнат





Грамота из какого-то санатория "Абхазия" за 1969 год



Инвентарный номер на стенке шкафа



Виды из окон на западную и восточную стороны







Клуб

Клуб первым встречает посетителя, попадающего на территорию через пешеходный вход. Чтобы заехать на автомобиле, нужно по дороге дать еще одну петлю вдоль лечебного корпуса и въехать через ворота на эстакаду позади него. Клуб также стоит на склоне, поэтому, если войти в маленькую дверку позади здания, то попадешь сразу в актовый зал, а с парадного входа в зал нужно подниматься по лестнице. Еще выше - балкон и будка оператора. Причем, чтобы туда подняться, нужно обязательно выйти с лестницы в актовый зал, а потом рядом зайти в другую дверь на ту же лестницу, ведущую выше. Под актовым залом, в передней части первого этажа уместился холл и еще несколько помещений.




Ступеньки двухкаскадной лестницы от входа в снаторий вдоль стены клуба













Лестница в актовый зал











Лестница на балкон



Прямо - в будку оператора, влево по темному коридору - на балкон

















Выход со сцены на отдельную лестницу, ведущую в маленькую комнатку на чердаке







Гинекологический корпус

Это, самое молодое, здание в плане архитектуры интересно только длинной террасой, на которую выходят все комнаты первого этажа. Перегородки между номерами дощатые, оштукатуренные по сетке. Санузлы выгорожены шифером. Еще наверху была большая библиотека. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать об этом корпусе.











































Главный жилой корпус

Несомненно, это здание является основным не только по предназначению, но и по богатству оформлению фасада среди зданий архитектурном комплексе санатория. В нём, в единственном из всех, видны следы ремонта, осуществленного когда-то, уже в новейшей истории. Большинство жилых комнат полностью отделаны в стиле "евроремонта" конца девяностых. Многие номера заперты. По какой-то причине этот ремонт не был доведен до конца и здание законсервировали до лучших времен, которые, видимо, так до сих пор и не наступили.













































Столовая

Весь второй этаж, не считая флигелей, занимает огромная столовая с планировкой типа "распашонка". Входы расположены с двух симметричных лестниц по бокам центрального зала. От дверей к нему ведут короткие коридоры, по обе стороны которых имеются входы еще в четыре зала. Два небольших, банкетных, выходят на общий балкон над парадным подъездом. Два других, столовых, по вместимости не меньше центрального, выходят на тыльную часть здания. Из центрального зала, напротив выхода на балкон - высокая арка, ведущая к кухне. Кухня также имеет несколько залов, которые переходят от здания главного корпуса в пристроенное позади здание хоздвора.



Вход с правой лестницы



Вход с левой лестницы



Рукомойники у лестницы перед входом в столовую



Столовый зал по левой стороне



Столовый зал по правой стороне



Один из банкетных залов



Центральный зал







Окна выдачи





Окно выдачи со стороны кухни



















Вид из окна кухни в пристройке хоздвора на здание малого корпуса







Грузовой лифт и выход на хоздвор

Малый жилой корпус

Хотя этот корпус меньше и скромнее главного, здесь сосредоточена большая часть номерного фонда санатория. Никаких помещений, кроме жилых номеров в этом здании нет. Более того, за счет уменьшенного холла на третьем этаже добавлено 2 комнаты по сравнению с похожим вторым этажом.







Холл первого этажа



Комната первого этажа с видом на горы



Лестница, отделанная паркетом



Комната второго этажа с видом на море



Боковой балкон из коридора второго этажа



Холл второго этажа





Выход на балкон из холла второго этажа





Вид с балкона на главный корпус и хоздвор



Холл третьего этажа



Коридор третьего этажа



Один из номеров третьего этажа









Территория и парк



Водонапорный бак и беседка позади гинекологического корпуса



Ярусная дорожка, ведущая от клуба, мимо спортплощадок, к жилым корпусам



Кипарисовая аллея в парке





Бетонная беседка в парке, над высоким склоном



Хоздвор позади главного корпуса



Летний кинотеатр (танцплощадка) между жилыми корпусами с видом на левый флигель главного корпуса



Танцплощадка и будка киномеханика с видом на малый корпус



Танцплощадка и будка киномеханика
Вид из главного корпуса, с балкона второго этажа



Солнечные батареи и будка электроснабжения







Лестница в парке к жилым корпусам







Нижний хоздвор и трансформаторная будка





Будка охраны на въездной эстакаде







***

Поговаривали, что еще в начале двухтысячных "Маяк" в числе нескольких других советских здравниц Абхазии был передан одному из российских ведомств. Если вспомнить, что по соседству располагаются две действующие "госдачи", также принадлежащие двум важным российским ведомствам, и режимный пляж, то предположу, что их концентрация еще с советских времен в районе Цихервского ущелья была не случайной. Не знаю точно, какими критериями это обусловлено, но господствующее расположение "Маяка" над близлежащей местностью, в том числе и над "госдачами" (при том что сам "Маяк" снизу почти не виден), наверняка не могло остаться не замеченным в ответственных службах. Исходя из такого предположения, неудивительно, что до сих пор информация о санатории, в отличии от многих других бывших абхазских здравницах, не слишком часто мелькеает в интернете.

В заключении добавлю, что все корпуса, кроме гинекологического и цокольного этажа лечебного корпуса, не доступны для прохода. Более того, все двери и окна главного корпуса заварены решетками или металлическими прутами. Впрочем, за четыре часа моего нахождения на территории санатория мне никто не встретился, кроме собаки. Вот только куртка с пристегнутого в кустах велосипеда и насос бесследно исчезли. Очень не хочется плохо думать на собаку, но тогда кто же ещё?

При написании использованы источники и материалы с сайтов:
1. Гердов К. Из Арктики, из материнского лона, из миротворной бездны. - С.: Абхазгосиздат, 2007 г.
2. Кузнецова Л. Пространство советского курорта: Свобода или контроль? - Новое литературное обозрение № 126 (2/2014) - М.: Новое литературное обозрение, 2014. Сайт Новое литературное обозрение.
3. Курорты Абхазии / Н.В. Мгеладзе, Ш.Д. Гогохия, З.Т. Абгадж и др. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1981.

>> А музыка звучит, как разлуки стон...



<< На главную

Гагра, Абхазия, история

Previous post Next post
Up