А музыка звучит, как разлуки стон...
2005 год. Безлюдные переулки в Новой Гагре. В прохладный пасмурный день я иду по узкой асфальтовой дорожке, от которой трава и кусты за много лет оттяпали добрую половину ширины. Мне нужно выйти к рынку: там люди, цивилизация, там меня ждут и мне приятно думать о предстоящей встрече. Я иду мимо двора какого-то длинного двухэтажного здания. Оно неопрятное, мрачное, сырое. Изнутри доносится непонятная мне речь.
Внезапно меня оглушает музыка. Нет, не та, которую слушают местные водилы и не та, которая гремит из динамиков в здешних кафешках. Играет вальс в настоящем духовом исполнении. Музыка плавно вплывает в уши из глубины чернеющих окон с разбитыми стеклами, так, будто играют прямо на улице. На несколько мгновений насыщенные звуки завораживают меня и растворяют в себе, как это бывает с человеком, который давно отвык слышать звуки живой музыки... Так же внезапно, как и начался, вальс обрывается. Теперь уже отчетливо слышен голос глубокого тембра, обладательница которого говорит что-то в строгих интонациях. Я понимаю: репетирует какой-то оркестр. Но мое зрение спорит со слухом, тщетно пытаясь увязать воедино компоненты этой фантасмагории.
В тот момент я был впечатлен не столько самим фактом музицирования, сколько местом и обстоятельствами этого действа. Ощущения внезапной встречи с прекрасным запомнились мне надолго, хоть к тому моменту я уже достаточно был адаптирован к сюрреалистичным сюжетами местной жизни.
Фото Бориса Коробкова 2016 г. с сайта
Путевые заметки.рф Как оказалось, в здании бывшего грузинского детского сада ютилась Гагрская музыкальная школа. Более двадцати лет, вплоть до недавнего времени, дети и педагоги были вынуждены заниматься в разбитых классах этого здания. Частично имущество школы и инструменты хранились в административном здании у водолечебницы. Коллектив во главе с тогдашним директором школы, Мери Викторовной Чанба, и при поддержке уважаемых в Абхазии общественных деятелей, таких как, напримр, Эдуард Пилия, не раз пытались добиться предоставления для школы более приспособленных помещений.
Я хочу сегодня вам рассказать о своей проблеме - проблеме преподавателей и учеников школы искусства г. Гагры. Когда стало рушиться здание нашей школы в центре города, власти его снесли. С советских времен нам по наследству достались 33 пианино и 5 роялей. Так мы их сейчас раскидали по разным строениям. Мы столько лет скитаемся по городу. Сейчас нас приютили в детском саду, а там крыша течет. Мы столько раз обращались к Анквабу, к Багапшу, но они не решают нашу проблему. Нам говорят, что все здания в Гагре кем-то куплены. Но ведь школа искусства много значит для воспитания молодого поколения, а значит и будущего нашей страны. У нашей школы своя специфика, нам сложно ютиться в чужом детском саду, у нас музыкальная школа, значит, в помещении должна быть нужная акустика, хореографическая студия и секция живописи. Учеников у нас 300 человек, они хотят заниматься. Как мы можем сказать им "Не приходите на занятия".
Новый директор, Белла Кокоскерия, более тридцати лет назад тоже окончила Гагрскую музыкальную школу. Ещё раньше, в пятидесятые и шестидесятые, дети обучались музыкальной науке в "игрушечном" каменном особняке с башенкой, постройки времен принца Ольденбургского (бывшая дача Булгариди). Также, одно время, музыканты занимали четвертый этаж ГСШ №2. Но, в соответствии с проектом планировки и застройки города Гагра от 1960-го года, между территорией госдачи и частными домами по улице Советская, было специально выстроено здание, где разместилась детская музыкальная школа (ДМШ). Новая постройка выглядела совсем иначе, чем сейчас - большая, красивая, уютная. Любой, увидевший ее впервые, безошибочно узнал бы в ней мастерскую музыкальной науки по большой фигуре скрипичного ключа в школьном дворике. В сентябре 1967 года в её новых классах приступили к занятиям начинающие музыканты. Возглавил новую школу уже занимавший на тот момент должность директора Баграт Ахметович Богателия.
Из воспоминаний выпускников Гагрской музыкальной школы разных лет:
Я училась в этой школе и учительницей по специальности была милая добрая Анна Ованесовна Керопян. А по сольфеджио Кокоскерия. Училась я по классу фоно. На моём веку сменились два директора школы Богателия и Лодария. Ещё помню учителя по скрипке Михаила Николаевича Панарина.
Преподавали фоно, скрипку, виолончель, духовые, акордион, баян, вёлся хор. Может что-то забыла - прошло столько времени... Вообще, школа была прекрасная!
Очень хорошо помню учителя по сольфеджио Кокоскерия Алексея Чичовича. У него и жена преподавала. У нас был хороший хор, мы ездили выступали в Сухуми. А учителем по фано у меня была Бакучава Наталья. У школы был свой духовой оркестр и возглавлял Виктор Яблоновский.
...Потом открылась новая музыкальная школа, рядом была лавашная. Помню наш прекрасный хор, где мы учили песни на русском, грузинском, абхазском и армянском языках. Автором песен на абхазском языке был директор школы Б.А. Багателия.
Моими учителями кто только не был! Русудан Коридзе, Нелли Лежава, Татьяна Гудзь... Была Жанна Захаровна Булия (или Букия), необыкновенная женщина! Муж ее работал в строительстве, жили они на Церетели и часто перед зачетами или экзаменами на выходные она забирала меня к себе домой заниматься. У нее было своих 3 или 4 детей, дел по горло, но эта редкой души женщина дарила свое огромное золотое сердце и своим ученикам. А как она готовила! На всю жизнь запомнила ее мамалыгу и харчо с орехом! Дай Бог здоровья ей, если она жива, и ее детям-внукам!
Сольфеджио преподавали Хиккура и Кокоскерия А.Ч. На что мы только не шли, чтобы прогулять их уроки: и лампочки в кабинете выкручивали, и просто сбегали за подснежниками. Помню еще Петренко преподавал игру на аккордеоне - в памяти остались выступления его воспитанников. Хорошая была наша музыкальная школа!
Училась в нашей школе с 1969 по 1976 г. Воспоминания самые хорошие. После школы легко поступила в муз. училище. 14 лет проработала в Музыкальной студии ГСШ № 3 у Маркозова Георгия Ефремовича. В нашей ДМШ он вел хор, сам сочинял песни, был прекрасным концертмейстером и хормейстером. Благодарна своим педагогам, профессиональным и чутким. Первая учительница по сольфеджио - Багателия Хикура Хакибеевна. Потом Чанба Мери Викторовна (очень многому научила, спасибо ей). Преподаватели по фортепиано менялись часто, по различным причинам, но все были профессионально на высоком уровне. Это я сейчас понимаю, сама преподаю в ДШИ 35 лет.
С любовью вспоминаю моих дорогих учителей: Щепанского Юрия Борисовича, Гагуа Ирину Ивановну, Вартанову Марину Эдуардовну и Аршба Лору Платоновну, которая научила меня работать над звуком, дала обширные знания по муз. литературе. Я её обожала. До сих пор помню её духи... А Гарбер Марк Леонидович! Как он играл джаз, слушала под дверью, не смела зайти.
Директора - Багателия Баграт Ахметович, Латария Джони Ильич, Чанба Мери Викторовна. Школа была потрясающая, добрая, красивая, ни одной отрицательной эмоции у меня не было. Спасибо им всем, моим чудесным наставникам!
Посмотреть документы >> Сегодня здание ДМШ, простоявшее почти четверть века брошенным, без ремонта, уже вряд ли поддается восстановлению. Но для сотен гагринцев, чья судьба так или иначе была связана с музыкальным образованием, городская музыкальная школа осталась там, где начинается дорога на Мамдзышху.
Центральный вход и холл на первом этаже
Класс в левом крыле у запасного выхода
Кабинет завхоза и стеллаж со старым архивом
Лестница в левом крыле
Лестница в правом крыле
Класс фортепиано на втором этаже
Кабинет завуча
Канцелярия и кабинет директора
Коридор второго этажа
Холл второго этажа
Вид от лестницы в правом крыле
Окно у лестницы в правом крыле
Вид с лестницы в правом крыле
Кабинет у лестницы в правом крыле
"Кладбище" пианино в одном из классов на втором этаже
Класс фортепиано между лестницей и холлом
Класс на третьем этаже, у концертного зала
Класс на третьем этаже
Вход на сцену концертного зала
Концертный зал со сцены
Концертный зал от общего входа
Дыра в полу сцены
Сквозная дыра в полу
Светильник в зале
Вид на школьный двор из окна третьего этажа
Среди выпускников Гагрской музыкальной школы немало деятелей искусства, чьим именем сегодня гордится не только Абхазия.
В 1967 году Гагрскую музыкальную школу окончила Марина Николаевна Шамба - первая абхазская органистка, солистка Абхазской Государственной филармонии, кавалер ордена «Ахьдз-Апша» («Честь и Слава») третьей степени, народная артистка Республики Абхазия.
В 1984 году стали выпускницами две подруги: Хибла Герзмава и Белла Кокоскерия.
Из рассказа Карлена Явряна, преподавателя Сухумского государственного музыкального училища им. А. Ч. Чичба:
- Хибла Герзмава после окончания Гагрской музыкальной школы стала моей ученицей по классу фортепиано. Она, ее подруга Белла Кокоскерия, которая сейчас возглавляет эту самую Гагрскую музыкальную школу, где они учились вместе с Хиблой, были в училище на очень хорошем счету: способные, исполнительные, трудолюбивые, всегда хотели играть вещи посложнее, поинтереснее - творческие девочки.
Помню, было это на третьем курсе: Хибла принесла, чтобы я прослушал, думаю, свое первое сочинение - песню. Стала ее играть и напевать (я раньше никогда не слышал, чтоб она пела), и тут я вдруг понял: девочка-то поет. Попросил повторить. Она сыграла и спела еще раз. Я сейчас же встал, взял ее за руку и отвел в соседний класс, где преподавала наша вокалистка Жозефина Бумбуриди (позже с мужем - известным сухумским невропатологом Полихроном Бумбуриди она уехали в Грецию).
Прослушав Хиблу, Жозефина сказала одно: «Она останется у меня». Примерно через два месяца я поинтересовался у коллеги-вокалистки, как дела у Хиблы. Жозефина сказала: «То, что с другими мы делаем за год, с Хиблой сделали за эти два месяца. Она бы все равно стала певицей - такие великолепные данные, но очень хорошо, что мы начали заниматься раньше, не упустили время».
Вот так рождалась великая сегодня певица Хибла Герзмава, - завершил Карлен Мартынович свои воспоминания.
Чтобы посмотреть страницы, используйте горизонтальную прокрутку.
Из газеты «Советская Абхазия» от 28 декабря 1988 г. (фото Варужана Меликяна):
Год Дракона оказался добрым и памятным для учащихся Сухумского музыкального училища Хиблы Герзмава и Алисы Гицба, принявших участие в Республиканском конкурсе вокалистов музыкальных училищ. Хибла стала первым лауреатом этого конкурса, а Алиса получила почетный диплом.
По словам педагога девушек, заслуженной артистки Абхазской АССР Жозефины Бумбуриди, обе они фанатично любят пение.
- Но, - улыбается Хибла, - я всю жизнь мечтала стать органисткой и все детство провела у органа в Пицундском храме, на который выходят окна моего родного дома. А «поворот» к вокалу начался благодаря моему преподавателю Карлену Мартыновичу Явряну. Он познакомил меня с Жозефиной Константиновной Бумбуриди, посоветовал заняться вокалом серьезно.
- Сейчас я работаю над сценой письма Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин», - говорит Алиса. - С этой работой поеду на Закавказский конкурс вокалистов, который состоится в апреле будущего года, и в котором специалисты посоветовали нам с Хиблой принять участие.
- Теперь уже нет сомнения, что мы посвятим жизнь пению, - признается Хибла. - Мы поем постоянно. Очень любим петь дуэтом - эстрадные песни, романсы, классику.
Самое любимое произведение Хиблы - ария и речитатив Джульетты из оперы Беллини «Монтекки и Копулетти», с которыми она выступала на конкурсе.
А в ее собственном багаже композитора тоже немало удачных произведений Хибла пишет песни на стихи абхазских и русских поэтов, есть у нее песня и на собственные слова - «Абхазия», которую она написала, еще учась в пятом классе Гагрской музыкальной школы. Есть у нее и песня о маме.
- Самое яркое впечатление этого года, не связанное с конкурсом? - удивляется вопросу Хибла. - Пожалуй, оно тоже музыкальное. Летом я была в ГДР, и в городе Потсдаме, в действующем костеле играла на старинном органе. А мечта у меня одна и очень давняя - спеть в Пицундском храме.
Алиса начала совмещать учебу с работой в теоретическом классе 3-й музыкальной школы, организовала вокальный ансамбль малышей.
- Планы на будущее у нас общие, - улыбаются девочки. - Поедем поступать в консерваторию. В какую - еще не решили. Но обязательно вместе.
***
Только совсем недавно, около двух лет назад, Гагрская школа искусств, как теперь она называется, наконец получила в свое распоряжение достойное и удобное помещение и переехала в здание бывшей первой школы (в новейшей истории также известной, как частная школа "Альфа"). На первое время силами преподавателей и родителей был проведен косметический ремонт.
В 2015 году Народная артистка Абхазии и России Хибла Герзмава перечислила 1 миллион 430 тысяч рублей, вырученные от продажи билетов XIV ежегодного фестиваля "Хибла Герзмава приглашает…", Гагрской школе искусств. Певица напомнила, что фестиваль носит благотворительный характер. Все деньги поступят музыкальной школе, где она начинала своё обучение, и школе-интернату. По словам директора школы искусств, Беллы Кокоскерия, на перечисленные деньги на третьем этаже здания проведут ремонтно-восстановительные работы и приобретут необходимые музыкальные инструменты.
Из интервью Хиблы для газеты "Новые известия"
Гагрская школа искусств сполна, что называется, хлебнула трудностей, намучилась в неприспособленных для занятий помещениях. А ведь детям она нужна, всем нужна, всем думающим о завтрашнем дне. Так что поступить иначе я не могла и по рассудку, и по совести.
Из статьи на сайте НА "Спутник Абхазия"
Народная артистка не раз оказывала финансовую помощь Гагрской школе искусств. В прошлом году она подарила детям электрофортепиано. "Я очень благодарна Хибле Герзмава за ее доброту и внимание к подрастающему поколению. Наконец мы стали возрождаться. От имени всего педагогического состава желаю ей крепкого здоровья, долгих лет жизни и удачи во всех делах", - говорит педагог школы искусств Мери Чанба.
Абхазское музыкальное сообщество, известное своими традициями и прославленными представителями, несмотря ни на что, продолжает активно дарить людям прекрасное. Регулярно проводятся фестивали. Такие, например, как фестиваль классической музыки "Лира" в Пицунде, инициатором проведения которого стала преподаватель школы искусств Мери Чанба. Или знаменитый фестиваль "Хибла Герзмава приглашает", где собираются выдающиеся оперные и эстрадные исполнители.
Сегодня в Гагрской школе искусств около 350 учеников. Кроме музыкального направления, дети занимаются на отделениях хореографии, живописи и эстрадного пения. И пока есть неравнодушные люди, которые сохранили добрую память о своей alma mater, и есть те, кто стремится передать свои знания и опыт детям, школа будет существовать. Старому зданию у дороги на Мамдзышху, как сброшенной оболочке растущего организма, остается раствориться в прошлом, но сам организм живет и развивается.
Несмотря на печальный заголовок, у данной истории о покинутом доме и многолетних мытарствах счастливый конец. Но это вовсе не конец, это обязательно начало! Начало многих новых приятных, счастливых и, возможно, знаменитых историй!
При написании использованы источники и материалы с сайтов:
1. Лейла Гучмазова.
Роль Медеи забирает тебя целиком. - Газета Новые известия, 1 сентября 2015 г.
2. Саида Жиба.
Герзмава передала около 1,5 миллионов рублей Гагрской школе искусств. - Новостное агенство Спутник Абхазия, 4 августа 2015 г.
3. Саида Жиба.
Фестиваль "Лира" в Пицунде собрал 29 юных музыкантов. - Новостное агенство Спутник Абхазия, 8 июня 2015 г.
4. Лилиана Яковлева.
Карлен Яврян: музыкант и педагог. - Газета Республика Абхазия, 12 августа 2015 г.
5.
Встреча в Гаграх. - Газета Новый день, №44 (305), 21 декабря 2010 г.
6. Ю. Соловьева.
Возвращаясь к напечатанному. - Газета Республика Абхазия, 01 сентября 2016 г.
7.
Официальный сайт Хиблы Герзмава С благодарностью нынешним и бывшим жителям г. Гагры: Карине Хачарян, Рузанне Текнеджян (Арутюнян), Лилии Гладковой (Джиджелава), Михаилу Аликову, Людмиле Макаровой, Виктории Арахамия, поделившимися своими воспоминаниями.
Лесорубы и опилки: кто хозяин лесопилки? Часть I >>
<< На главную