Любек, помимо прочих названий, ещё называют городом семи шпилей, два из которых принадлежат одной из достопримечательностей города - церкви св. Марии. О ней и пойдёт речь.
Строительство этого храма началось в середине XIII-го века и вот что по этому поводу рассказывает легенда.
В XIII-м веке Любек сильно пострадал от пожара, уничтожившего много городских построек, и тогда возникла необходимость в строительстве новой церкви, взамен сгоревшей. Большинство горожан собралось, чтобы принять в этом участие. Когда был заложен первый камень костела Св. Марии, в толпе людей появился дьявол, которому в шутку шепнули, что мол, это будет питейное заведение. Дьяволу приглянулась эта идея, ибо наибольшее количество душ он получил благодаря такого рода заведениям. Воодушевленный прекрасной перспективой, он смешался с толпой и стал усиленно помогать в строительстве. С его помощью здание будущего храма стало возвышаться все выше и выше на удивление быстро. Но в один прекрасный день дьявол осознал, что его обманули и, по тому что он видит, строится отнюдь не питейное заведение, а самый настоящий храм! Наполненный яростью, он схватил огромную каменную балку и замахнулся, чтобы снести воздвигнутые стены, когда вдруг один отважный парнишка крикнул ему : "Остановись дьявол, не разрушай то, что мы уже построили, а для твоих нужд мы соорудим кабак по соседству!". Такой расклад дьявола устроил и он бросил глыбу у стены храма, где она осталась лежать по сей день. До сих пор на ней можно увидеть следы от его когтей. А напротив костела св. девы Марии скоро и вправду построили таверну, где отлично поят и кормят по сей день.
Вот такая легенда, ну а бронзовая скульптура дьявола была создана гамбургским скульптором Рольфом Гёрлер и появилась она у костела в 1999 году на радость туристам, которые с удовольствием фотографируются в обнимку с доброжелательным на вид чертиком.
Пожары в те времена случались довольно часто и, может, это действительно стало одной из причин, по которой стали возводить новую церковь. Другим, более реальным поводом для новой монументальной перестройки могло стать то, что богатевший на глазах Любек не стала устраивать скромная романская церковь и для собственного величия им понадобилось что-то более грандиозное и внушительное.
Строительство Мариенкирхе началось по инициативе любекских купцов, которые финансировали цех каменщиков и управляли им. Строили церковь из обожжённого кирпича, так как природного камня в окрестностях не добывалось, именно по этой же причине все каменные здания в городе построены из этого строительного материала. По первоначальному проекту стали возводить зальную церковь с одной башней. Строительные работы успели продвинуться достаточно далеко, но уже на последней их стадии тот проект отвергли в пользу гораздо более масштабной базилики с двумя башнями по модели французского готического собора. Перестройка здания началась в 1277-м и завершилась в 1351 году; башни поднялись в высоту на 125 м, а центральный неф - на 40 м.
Так церковь видоизменялась.
Построенная церковь стала "матерью северогерманской кирпичной готики" и послужила образцом для многого количества храмов в этом стиле во всём балтийском регионе.
За последующие века её интерьер пополнился многими произведениями искусств, в конце Средневековья одних только алтарей в церкви насчитывалось 38 штук, однако...
Однако, в ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 года церковь Девы Марии серьёзно пострадала во время бомбардировки Любека военно-воздушными силами Великобритании. Обрушилась крыша храма, вдребезги разбились витражи, с колокольной башни рухнули колокола, два из которых до сих пор остались лежать на полу, а вспыхнувший в церкви пожар практически полностью уничтожил весь её интерьер.
В пожаре были утеряны многие шедевры, в числе которых «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальный фриз «Пляска смерти», «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта, «Вход Христа в Иерусалим» Фридриха Овербека и многое другое.
Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет. В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви. По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол.
Находясь снаружи церкви, позвольте обратить внимание на ещё одну небольшую скульптуру, спрятанную за кроной дерева, с которой связана очередная легенда - "Легенда о купце из Любека".
Один пожилой и очень богатый купец из Любека захотел жить вечно. Всякий раз, когда смерть приходила за ним, он отказывался следовать за ней. В конце-концов, за долгие годы жизни, он стал совсем дряхлым и очень одиноким человеком. Умерли его жена, дети и даже внуки, умерли все, кого он знал когда-то. Жизнь для немощного и больного человека стала совсем в тягость, люди насмехались над ним и теперь он уже сам захотел той смерти, но она к нему приходить больше не собиралась. Он долго её искал и как-то однажды прознал, что в одну из ночей смерть должна была быть у церкви св. Марии. Ночью он пришёл к церкви и спрятался в засаде на уступе церкви, на который взобрался по оставленной рабочими лестнице. Там он так долго ждал прихода смерти, что в один прекрасный день просто... окаменел. Если присмотреться внимательно, на одном из уступов колокольной башни до сих пор можно увидеть скрючившуюся фигурку старичка. Его оставили в назидание для тех, кто отказывается следовать законам природы:-)
Теперь стоит зайти в церковь, не пожалев для этого 2 евро за вход.
Нынешний интерьер встречает своей аскетичностью. Мало что осталось от прошлой роскоши, но кое-то умудрилось сохраниться в пожаре, что-то восстановили, есть и современные творения. В оголённом интерьере больше чувствуется масштаб здания, а заодно можно полюбоваться фресками и средневековой цветной росписью стен и потолка собора - всё это было обнаружено во время послевоенной реставрации, когда специалисты расчистили слои штукатурки.
Первой большой работой немецкого художника Берна Нотке был огромный фриз «Пляска Смерти», написанный в 1463 году для одной из капелл церкви св. Марии. Высота его составляла два метра, а длина и почти тридцать метров! К 1701 году фриз находился в таком плохом состоянии, что глава церкви Святой Марии вместо его реставрации решил полностью скопировать картину. Эта копия и погибла в огне.
Восстанавливать фриз не стали, его заменили витражи с аналогичным сюжетом.
Пляска смерти - аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия: персонифицированная Смерть ведёт в могилу цепочку фигур, среди которых представлены все слои общества - от монарха до простолюдина, от старца до ребёнка.
Один из алтарей церкви в 1906 году и в настоящее время.
406-литровая бронзовая купель, созданная Гансом Апенгетер в 1337 году.
Астрономически часы XVI-го века были полностью разрушены во время бомбёжки Любека. Их заменило современное творение, созданное Паулем Беренс в послевоенные годы. Сложный механизм часов показывает день и месяц, положение солнца и луны, знаков зодиака, а также день, на который выпадает Пасха. Ровно в полдень бьют куранты и начинается маленькое представление: восемь представителей разных рас и народов земли проходят перед скульптурой Иисуса Христа, как бы приветствуя его.
Антверпенский алтарь.
Сохранившийся чудом, довольно интересный алтарь был создан в 1518 году и пожертвован купцом Иоганном Боне в 1522 году для одного из алтарей церкви. Во время Второй мировой войны он находился в «Писарской капелле», которая не пострадала во время бомбёжки и по этой причине алтарь избежал уничтожения. Двухстворчатый алтарь представляет 26 библейских сцен из жизни девы Марии вырезанных из дерева и окрашенных цветными красками.
Внутри церкви можно увидеть один объект, с которым связана очередная легенда - легенда "О розовом кусте и мыши".
В начале XIII-го века у церкви св. Марии рос розовый куст, чьи стебли достигали крыши, а у горожан существовало поверье, что свобода Любека будет длиться до тех пор, пока этот розовый куст цветёт. Но в 1227 году куст начал сохнуть и причиной этого стала мышь, коротая обустроила свою норку под этим кустом и прогрызла его корни.Политическая и экономическая свобода для Любека, как вольного города давалась в то время очень не просто. Время от времени город подвергался нападению со стороны Дании. Когда куст совсем засох, в окрестностях города состоялся решающий бой с датчанами, в котором враги были разбиты и войны с датчанами на этом прекратились.Таким образом не цветение, а гибель розового куста принесла городу долгожданное спокойствие. Городской совет решил увековечить главного героя - мышь, разместив его рядом с алтарём церкви "Вечеря господня". А новый розовый куст, на всякий случай, вновь посадили у стены церкви.
Любой экскурсовод порекомендует отыскать эту мышку и потереть её на ваше будущее счастье. Нынче мышка настолько затёрта, что обнаружить её не составляет никакого труда. Вот только стоит ли это делать, чтобы попортить очередную достопримечательность? Осуществление наших желаний вряд ли зависит от того, если мы что-то потрём:-))
Новый орган, установленный на месте древнего, погибшего в 1942 году.
И напоследок, - вот такая современная "крестовая" инсталляция Гюнтера Юкера.
Текст, фото - © SPRATO