"Северные ворота Германии”, “Жемчужина кирпичной готики”, "Королева Ганзы", город шпилей, город Будденброков и город Всемирного наследия ЮНЕСКО, все эти почетные звания носит один город - Любек.
Сюда я и направился, чтобы своими глазами увидеть этот чудесный город.
Старый город Любека, выросший на острове в два квадратных километра, виден издалека благодаря башням семи городских церквей. Правда, его облик был серьезно подпорчен английской авиацией в годы Второй Мировой войны. В ночь с 28 на 29 марта 1942 года Королевскими военно-воздушными силами Великобритании была проведена бомбардировка города, в которой участвовало 234 самолета и которые сбросили на город более 400 тонн бомб. В результате этого бессмысленного налета одна пятая часть старого города была уничтожена, а также разрушены пять самых высоких церковных башен. Трудно понять зачем нужно было бомбить старинные кварталы не имеющие никакого стратегического значения - тогда под бомбами и в пожарах бессмысленно погибли многие исторические и художественные ценности бывшей столицы средневековой Ганзы.
Начиная с 1949 года началось восстановление города, а итогом этих работ стало внесение исторической части Любека в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.
Свое название Любек унаследовал от славянского поселения Любеце. Славянские племена с этих мест были изгнаны, а заменившие их немцы основали город, ставший главным городом Ганзейского союза. Он никогда не имел ни конституций, ни вождей, ни праздника независимости, ни других атрибутов «свободы». Но ему первому среди германских городов было дано право чеканить золотые монеты.
Любек часто называют "готической сказкой из красного кирпича". Когда большая часть городов Европы отстраивалась из известняка, здесь в качестве строительного материала использовался обожженный красный кирпич. Жители Любека, прагматичные и сдержанные люди, демонстрировали свое благосостояние возводя на собственные деньги величественные церкви в готическом стиле и здание городской Ратуши, готовое поспорить по красоте с её церквями.
Любекская кирпичная готика - это множество башенок и медных шпилей, вздымающихся над городом. Эти постройки своими силуэтами и создавали облик города.
Главная дорога, ведущая от вокзала в Старый город Любека, идет через первый каменный мост построенный в начале 1770-х годах и грандиозные ворота Хельсингер. Мост украшают многочисленные скульптуры, созданные Дидрихом Юргеном Бойем (правда, нынче здесь расположились копии, а оригиналы отправлены в музей). И первое, что бросается в глаза, взойдя на мост - статуя юноши в шляпе и сапогах неучтиво повернувшегося к вам голой попой.
Это - бог торговли Меркурий, ставший любимцем всех туристов и фотографов. Впрочем, и жители Любека не обошли его вниманием - один местный поэт, Эммануил Гейбель, написал стишок о том, что «что на Олимпе Меркурия не научили носить штаны». Перевод стиха - как получилось:-))
"В Любеке есть мост на котором стоит Меркурий.
Лишенный всякой одежды
Он демонстрируя свою "олимпийскую фигуру",
а ко всем чужеземцам повернулся задом".
Зато жители Любека любуются увесистым мешочком, скорей всего набитым деньгами, который Меркурий крепко держит в руках. Хотя, и этого им было мало - горожане заставили обнажённого бога тащить к крепостным воротам внушительных размеров чемодан.
В книге Томаса Манна описывается история путешествия главных героев из города Любека в Гамбург между которыми всего лишь 80 километров. При этом, персонажи должны были пройди два таможенных поста! По этой причине, могу предположить, что Меркурий мог попасть в руки коррумпированных таможенников, отсюда и такой внешний вид, а мешочек с деньгами - очередная взятка на очередной таможне:-))
Далее мост ведёт к воротам Хольстентор - символом нынешнего Любека, на которой эти мешочки и оставлялись:-)
Внушительное оборонительное сооружение с двумя массивными башнями когда-то было частью городских укреплений. Голштинские ворота или ворота Хольстентор являлись центральным звеном в опоясывающих историческое ядро Любека по обоим берегам рек Траве и Вакениц стен, башен, земляных валов, капониров и каналов.
Они были построены в период с 1464 по 1478 год под руководством любекского архитектора Гинриха Хелмштеде в ходе модернизации укрепительных сооружений со стороны реки Траве. На воротах размещались 30 пушок, из которых, однако, не был произведен ни один выстрел.
Хольстентор, со своими стенами, толщиной до 3,5 метров стоят на насыпи высотой в 7 метров, под которой было болото примерно в 6 метров глубиной. Из-за неустойчивости почвы уже в процессе стройки опустилась южная башня и ворота наклонились на запад. С течением веков почва проседала далее. Сегодня нижний ряд бойниц частично погружены в землю более чем на полметра.
С 1950 года в здании ворот разместился музей истории Любека. Постоянная экспозиция рассказывает о жизни любекского купечества на исходе эпохи Средневековья.
На подходе к знаменитым на весь мир воротам встречаешь надпись на латыни гласит "CONCORDIA DOMI FORIS PAX", что означает "Внутри согласие - снаружи мир".
Рыночная площадь в центре Старого города - выдающийся образец средневековой архитектуры. Главное в ансамбле внушительных размеров ратуша - одна из самых красивых в Германии.
Строительство ратуши, одной из самых красивых и импозантных ратуш ганзейских городов, началось в 1230 году, вскоре после того, как Любек обрел правовую свободу. Окончание строительства пришлось на 1308 год. После, в течение лет и столетий ратушу расширяли и достраивали, чем объясняется коктейль из различных архитектурных стилей. Городские власти во все времена уделяли много внимания и средств этому престижному представительскому объекту. Здесь велись не только городские и торговые дела, но и решались вопросы европейской политики.
Самая старая сохранившаяся часть здания - южная стена. Внутренний фасад здания из цветных кирпичей и с острыми башенками, обращенный в сторону рыночной площади, исполнен в позднеготическом стиле примерно в 1350 году. Белое нарядное здание Новой Ратуши, где и сейчас заседают городские власти с сенатом, был выполнен в начале XVI века фламандскими архитекторами. Лестница и вход в здание со стороны Широкой улицы, были построены в 1887 году в неоготическом стиле. К сожалению, в мой приезд на этой улице происходили ремонтные работы, поэтому вместо фотографии покажу картину этого красивого места.
Тут же можно увидеть очаровательный балкончик.
Oдна интересная деталь ратуши - двери, ведущие в зал суда на первом этаже здания, имеют неодинаковую высоту входа. Это связано с тем, что оправданные в суде выходили на свободу через высокую дверь, а приговоренных выводили через низкую дверь, где они были вынуждены склонять голову.
Рядом с Рыночной площадью стоит впечатляющий кирпичный костел с двумя возвышающимися шпилями, который посвящен деве Марии.
У стены костела св. Марии можно увидеть маленько чертенка, сидящего на каменной балке. Теребя свою бороду он дружелюбно улыбается всем и каждому. Несомненно возникает вопрос, "а что дьявол делает у стен храма?!" Впрочем, все объяснимо - на это счет существует одна легенда.
В XIII-м веке Любек сильно пострадал от пожара, уничтожившего много городских зданий, и тогда возникла необходимость в строительстве новой церкви, взамен сгоревшей. Большинство горожан собралось, чтобы принять в этом участие. Когда был заложен первый камень костела Св. Марии, в толпе людей появился дьявол, которому в шутку шепнули, что мол, это будет питейное заведение. Дьяволу приглянулась эта идея, ибо наибольшее количество душ он получил благодаря такого рода заведениям. Воодушевленный прекрасной перспективой, он смешался с толпой и стал усиленно помогать в строительстве. С его помощью здание будущего храма стало возвышаться все выше и выше на удивление быстро. Но в один прекрасный день дьявол осознал, что его обманули и, по тому что он видит, строится отнюдь не питейное заведение, а самый настоящий храм! Наполненный яростью, он схватил огромную каменную балку и замахнулся, чтобы снести воздвигнутые стены, когда вдруг один отважный парнишка крикнул ему : "Остановись дьявол, не разрушай то, что мы уже построили, а для твоих нужд мы соорудим кабак по соседству!". Такой вариант дьявола устроил и он бросил глыбу у стены храма, где она осталась лежать по сей день. До сих пор на ней можно увидеть следы от его когтей. А напротив костела св. девы Марии скоро и вправду построили таверну, где отлично поят и кормят по сей день.
Вот такая легенда, ну а бронзовая скульптура дьявола была создана гамбургским скульптором Рольфом Гёрлер и появилась она у костела в 1999 году на радость туристам, которые любят фотографироваться в обнимку с доброжелательным на вид чертиком.
C этим собором связана ещё одна легенда - легенда "О розовом кусте и мыши". В начале XIII-го века у церкви св. Марии рос розовый куст, чьи стебли достигали крыши, а у горожан существовало поверье, что свобода Любека будет длиться до тех пор, пока этот розовый куст цветёт. Но в 1227 году куст начал сохнуть и причиной этого стала мышь, коротая обустроила свою норку под этим кустом и прогрызла его корни. Политическая и экономическая свобода для Любека, как вольного города давалась в то время очень не просто. Время от времени город подвергался нападению со стороны Дании. Когда куст совсем засох, в окрестностях города состоялся решающий бой с датчанами, в котором враги были разбиты и войны с датчанами на этом прекратились.Таким образом не цветение, а гибель розового куста принесла городу долгожданное спокойствие. Городской совет решил увековечить главного героя - мышь, разместив его рядом с алтарём церкви "Вечеря господня". А новый розовый куст, на всякий случай, вновь посадили у стены церкви.
Тому, кто отыщет эту небольшую каменную мышку и коснётся её, легенда, вернее экскурсовод, обещает удачу:-)
Площадь Коберг. Самое красивое здание на этой площади - госпиталь св. Духа.
Больница Св. Духа в городе Любек была отстроена на рубеже XIII и XIV веков и является на сегодняшний день самой лучшей и прекрасно сохранившейся больницей Средневековья. Больница была построена на средства городских купцов и предназначалась для бедных и пожилых людей оставшихся без попечения. Патронат больницы осуществлял орден Святого Духа, откуда и пошло название больницы. В больнице было предусмотрено 170 мест. В таком качестве она проработала около 700 лет, и перешла в статус приюта для престарелых в 1970 г. В Длинном зале, пристроенном к трехнефной церкви, до сих пор можно увидеть 170 деревянных открытых сверху клетушек, в которых размещались постояльцы этого богоугодного учреждения. Больница является, как полагают, старейшим социальным учреждением в Европе.
Церковь святого Якоба, также расположенная на площади, называют «моряцкой церковью». Её особенно любили моряки, коих в Любеке всегда было достаточно.
Она была построена в самом начале XIV-го века на месте романской церкви, разрушенной пожаром 1276 года. Ей хронически не везло со шпилями. Известно, что в 1375 году шпиль башни внезапно обрушился во двор больницы Святого Духа. Почти три столетия церковь простояла без башни, новый шпиль у неё появился только в 1657 году. Но и с ним случилась незадача: во время грозы в 1901 году в башню ударила молния, спалившая шпиль. Однако, церковь оказалась единственный из больших церквей исторического центра Любека, которая практически не пострадала во время варварской бомбардировки Любека английской авиацией в марте 1942 года.
В северной колокольне церкви находится поминальная часовня, в которой установлена повреждённая спасательная лодка с затонувшего в 1957 г. четырёхмачтового барка «Памир». Тогда погибло 80 из 86 членов экипажа.
На другом конце Старого города возвышаются вторые сохранившиеся ворота Любека после сноса системы городских укреплений в 1864 году - Бургтор или Замковые ворота. Они были перестроены в 1444 году по проекту тогдашнего градостроителя Николаса Пекк взамен предыдущих ворот и в последующие столетия несколько меняли свой вид. С обеих сторон ворот все еще можно видеть сохранившиеся части городской стены, датированной 1320 годом.
Есть в Любеке одна особенность, отличающая его от других городов - это его внутренние жилые дворики.
В XVI веке Любек процветал, местным торговцам, купцам, промышленникам требовалось все больше рабочей силы. В окружённый водой город устремлялось всё больше и больше людей. Для их расселения требовалось новое жилье, так как за пределами городских стен селиться им было запрещено. На месте бывших огородов коммерсанты стали строить для своих работников ряды одноэтажных и двухэтажных домов. Так же любекские коммерсанты никогда не скупились на пожертвования: помимо домов для рабочих, церквей и больниц, в XVI-XVII-х веках в этом же районе появились несколько жилых кварталов , в которых разрешалось бесплатно жить вдовам из знатных кругов.
Эти дома с просторными длинными дворами-переулками, получили название на немецкий манер - ганги (коридоры, ходы). К началу XVIII-го века таких жилых проходов насчитывалось 180, и в них проживала треть городского населения, преимущественно трудовой народ. Со временем, к середине XIX-го века эти дворы превратились в настоящие трущобы и стали социальным дном Любека.
Бомбардировка города англичанами в 1942 году уничтожила большую часть этих кварталов. Уцелевшие здания пришли в упадок, и только в 1970-х года городские власти принялись за восстановление старых кварталов.
Сейчас в этих домах- музеях под открытым небом живут обычные люди. Часть дворов открыта для посещения туристов до 6 часов вечера, после чего вход только для местных жителей. Их можно понять, я бы и сам не хотел, чтобы по возвращению с работы в своем дворе видеть толпы туристов.
У Любеке есть и своя вкусная фишка - марципан.История немецкого марципана, родиной которого считается Любек начинается весьма печально: здесь ходит легенда об осаде города и голоде 1407 года, когда в городских амбарах не осталось ни грамма муки. Тогда изворотливые пекари решили выпечь хлеб из измельченного в муку миндаля и сахара, которые на то время были ещё в достаточном количестве. Таким образом был изобретён марципан, который впоследствии прославил кондитеров Любека.
Этому лакомству в городе посвящен отдельный музей - музей марципана, открытый при кондитерском доме Niederegger, который специализируется на производстве этой сладости с 1806 года. В 1942 году, во время бомбардировки Любека союзными войсками, кафе было полностью уничтожено, а также были навсегда утеряны архивы компании. Новое реконструированное здание появилось на том же месте в 1948 году. Это и музей, и кафе, и магазин одновременно.
В музее можно ознакомиться с технологией изготовления марципана и посмотреть на различные поделки из него. Например, здесь можно увидеть марципановые скульптуры исторических личностей в полный рост.
А в магазине можно не только купить различные сладкие сувениры, но и попить фирменный кофе с марципановым тортом.
А ещё Любек знаменит юным вундеркиндом, прозванным "младенец из Любека, родившийся здесь почти 300 лет назад. Малыш прожил чуть больше четырех лет (6 февраля 1721 года - 27 июня 1725 года), но и по сей день он остается непревзойденным юным дарованием.
В возрасте 10 месяцев Кристиан Фридрих начал повторять слова, которые произносили родители - художник и архитектор Пауль Хейнекен и владелица магазина художественных изделий и алхимик Катарина Елизавета. Помогала ребенку в познании мира его няня, Софи Хильдебрант, которую современники называли «солдатом в юбке» за фельдфебельские манеры.
К одному году он знал основное содержание первых частей Библии, в два года - всю Библию, а мировую историю, географию, латынь и французский языки усвоил к трехлетнему возрасту. На четвертом году он начал изучать историю церкви и религии. Казалось, малыш знал все на свете. Слава о нем распространялась с невероятной скоростью. Поэтому ученики любекской гимназии не слишком удивились, когда мальчик занял место на кафедре, чтобы прочитать лекцию.
Деятели литературы и искусства словно наперегонки бросились увековечивать славу младенца из Любека еще при его жизни. Композитор из Гамбурга Георг Филипп Телеманн посвятил ему несколько произведений, причем литературных. Он специально прибыл в Любек, чтобы познакомиться с вундеркиндом, после чего сказал: "Воистину, если бы я был язычником, я бы преклонил колени и склонил бы голову перед этим ребенком!".
Король Дании Фридрих IV Датский прослышал об этом чудесном ребенке. Он не поверил, когда ему сообщили, что малыш трех лет свободно владеет четырьмя языками, тогда как король слабо знал родной датский язык и с трудом расписывался. Кроху было решено доставить в Копенгаген. Юный Хейнекен прочел перед королем и придворными несколько лекций по истории, причем со ссылками на авторитетные источники, за что был немедленно удостоен прозвища Mirakulum (в переводе с латыни «чудо»).
Малыш, не отличавшийся отменным здоровьем, умер в возрасте четырёх с небольшим лет со словами: «Боже Иисусе, забери мой дух…». Как полагают, слабость его здоровья была вызвана скудным питанием - кормилица с рождения втолковывала малышу, что, как истинному христианину, ему нельзя есть продукты животного происхождения.
Две недели гроб с Кристианом Хейнекеном, чело которого было украшено лавровым венком, стоял открытым. В Любеке для прощания с юным гением побывали самые известные персоны севера Европы.
И напоследок еще немного фотографий города.
Текст, фото © SPRATO
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 272