К фонтанам отношусь с большой симпатией, и всегда в своих поездках выискиваю их на улицах любого города. Это относится, в большей степени к историческим фонтанам, но иногда и современных творения могу удивить, порадовать или посмешить. Но случается и такое, что в каком-либо из городов просто невозможно найти абсолютно ничего достойного, лишь современный невзрачный фонтан, не стоящий никакого внимания. Вот чешский городок Усти-над-Лабем именно таким городом оказался. Однако, в попытке узнать об истории города, в недрах интернета я натолкнулся на открытку начала прошлого века города когда он носил другое название - Ауссинг на Эльбе, и на этой открытке перед зданием городского театра я увидел довольно серьёзный по размерам и замыслу фонтан.
Далее я нашёл ещё много других открыток, на которых этот фонтан изображен. Однако, удивительным оказалось то, что ни на немецких, ни на чешских ресурсах буквенную информацию об этом фонтане обнаружить не удалось, словно этого фонтана и не было.
Тем не менее, зацепки кое-какие мне удалось найти, и цепляя одно за другое, я узнал, что фонтан был установлен в 1908 году на площади-сквере, в то же период, когда на противоположной его стороне между 1908-09 гг. по проекту венского архитектора Александра Графа был построен Городской театр в стиле необарокко. Думаю, и здание театра и сквер с фонтаном включались в общий план застройки данной местности.
На то время этот просторный сквер был самым красивым в Ауссинге. Его окружали фасады красивых зданий, сам сквер застилали газоны и цветники, а главной доминантой здесь являлся зрительно несколько тяжеловесный и многофигурный фонтан.
Фонтан был назван по имени реки Эльбы, что протекает вдоль города Усти-над-Лабем, и стал подарком городу от местного банкира Людвига Вольфрума. Для его реализации был привлечён дрезденский скульптор Зельмар Вернер (Selmar Werner). Возвышается над фонтаном фигура женщины, олицетворяющая реку Эльба, ребёнок сидящий у её ног, символизирует приток реки Билины, что впадает в Эльбу в городе Устье-над-Лабем.
Четыре мужские скульптуры, словно на тронах восседающих по краям бассейна, олицетворяют то что связано с развитием города - промышленность, торговлю, транспорт и науку.
История красивой и ухоженной площади завершилась после того, как город 9 октября 1938 года по Мюнхенскому соглашению вместе с Судетской областью вошёл в состав Германской империи.
В 1940 году с молниеносной скоростью был снесён фонтан Вернера, бронзовые скульптуры пошли на переплавку для военных нужд, а гранитные элементы фонтана отправлены в помещения больницы Усти-над-Лабем, где хранились до 1980-х годов. Клумбы площади были снесены, зеленые лужайки забетонированы, и сквер под новым названием Апельплац превратилась в плацдарм для немецких сапог.
Прожив чуть больше тридцати двух лет, фонтан исчез с лица города и восстанавливать его, увы, не стали. Новый фонтан на площади всё-таки установили в начале 2010-х гг., но он абсолютно никак не впечатлил, так что желание запечатлеть его не возникло.
Текст, фото - @ SPRATO