"Брать или не брать "телевик" (телеобъектив) с собой на практику?", - незадолго до выхода из дома и отправления на вокзал этот вопрос всё никак не вылезал из моей головы. С одной стороны - не так уж и много места он занимает, с другой стороны - а нужен ли он там, будет ли время? - вот что противоборствовало в моей голове и мешало мне определиться. Уже было оставив его в шкафу, буквально за несколько минут до выхода из дома, что-то споттерское и то, что отвечает за любовь к авиации - победило! Я вновь растягнул молнию рюкзака и сложил туда ещё одну небольшую сумочку с телевиком! И правильно сделал!
Во время лётной практики было много свободного времени в перерывах между полётами. Например, когда я уже отлетал все запланированные на сегодня упражнения и мне приходилось ожидать окончания полётной смены на аэродроме, чтобы затем отправиться обратно в училище на курсантском автобусе, - как раз в эти моменты "телевик" был как никогда кстати. Время ожидания проходило незаметно, и в эти же мгновения на матрице моего фотоаппарата отображались яркие отрывки из жизни учебного аэродрома!
Ещё больше мгновений - клик!
Стрелка часов приближается к половине третьего, за предыдущие 30 минут наши учебные DA-40NG успели приземлиться, зарулить на стоянку, заправиться топливом, один экипаж передал самолёт другому, инструкторы и курсанты оформили всю необходимую документацию, сделали записи в бортовом журнале. Новый экипаж вновь закрыл фонарь кабины, запустил двигатель и порулил на предварительный, - именно так первая смена полётов на аэродроме плавно перешла во вторую. И вот уже один из первых самолётов готовится к взлёту!
"576, полоса 01, ветер у земли 340 градусов, 3 метра в секунду, исполнительный разрешаю!", - "Полоса 01, занимаю исполнительный, 576!", - сразу же после разрешения диспетчера винт увеличил обороты и колёса стронулись с места!
Самолёты один за другим взлетают и садятся, и даже не смотря на то, что на наш учебный аэродром не выполняются коммерческие рейсы, количество взлётов и посадок за сутки то и дело приближается к показателям какого-нибудь столичного аэропорта! А всё потому, что программа обучения курсантов, будущих коммерческих пилотов, очень богата на полёты "по кругу", поскольку важно отработать процесс взлёта и посадки.
Таким образом, за 130 часов лётного времени (за первый и второй курс) мы выполняем более 200 взлётов и посадок.
Буквально через 40 минут после начала полётной смены один из самолётов уже заруливает на стоянку. Курсант, что отлетал упражнение "по кругам" отправится отдыхать и ожидать следующего полёта, а на его место сядет другой, и полетит с инструктором, может быть, по кругу или в зону, а может и вовсе - по маршруту!
А вот и парни, мои однокурсники, рулят на предварительный и начинают выполнять тренировочный полёт по маршруту!
Курсантский привет!
Иногда трафик нашего аэродрома становится разнообразнее, к нам прилетают учебные самолёты "Cessna 172SP" из соседней Бугульмы! Именно в Бугульме часть студентов Университетета ГА делает свои первые лётные шаги. И они летают на американском самолёте "Цессна 172".
Как рассказывают наши коллеги-курсанты, Цессна чуть более терпима к ошибкам и не так любит скорость, как наш прекрасный "Бриллиант". Если верить рассказам, то "Cessna 172" начинает сваливаться на 40 узлах, а наш "Diamond DA-40NG" и на 65 узлах себя уже не очень чувствует.
К тому же, "Американка" - это высокоплан, а наш "Австриец" - низкоплан, как и большинство больших пассажирских лайнеров. У "Цессны" двигатель работает на бензине, а у "Даймонда", как у большого - на авиационном керосине ТС-1! Ну ладно, сравнивать можно бесконечно! Но сам я не летал на "Цессне", поэтому не могу судить о различиях этих самолётов. Однако, "Diamond" полюбился мне больше, хоть и не с первого взгляда (до поступления в училище визуально больше привлекала "Цессна")!
Постояв всего 15 минут, "Cessna" отправляется обратно в Бугульму!
Пока "Cessna" ожидает на предварительном, один из моих товарищей сосредоточенно заходит на посадку!
Набрав хороший запас скорости после взлёта, "Cessna" с приличным тангажом устремляется в небо!
А вот и ещё один товарищ-курсант выполняет касание, которое практикуется при наличии бокового ветра. Он выдерживает направление самолёта при помощи руля направления (поверхность на хвосте), а чтобы самолёт не сдувало с посадочного курса, курсант слегка отклоняет ручку управления в противоположную сторону и удерживает самолёт с нужным курсом при помощи небольшого крена, - всё это делается во время просадки самолёта у земли. Именно так самолёт сначала касается одной стойкой шасси, а затем опускает вторую.
Во время небольшого перерыва курсанты обсуждают что-то определённо лётное!
А этому гостю на нашем аэродроме особенно рады, ведь он олицетворяет нашу будущую ступеньку лётного обучения - "Diamond DA-42 Twin Star". Именно на нём проходят практику курсанты-выпускники. На нём летают намного выше, чем на наших DA-40NG, его два двигателя тянут быстрее, и, чаще всего, его соседи по стоянкам в аэропортах - это большие пассажирские лайнеры - одним словом, полёты на нём намного серьёзнее и интереснее! И это свойственно для любой вышестоящей ступени обучения! А в авиации, как изветсно, учатся всё время!
А вот и он, тот самый самолёт, на котором я слетал свой первый самостоятельный полёт на первом курсе - DA-40NG (RA-01745)! Он по праву является предводителем всех наших "Даймондов", ведь он прибыл в училище одним из первых прямо из самой Австрии, и на сегодняшний день лишь один из той партии продолжает летать!
Вот так, день за днём, курсанты оттачивают свои лётные навыки и постепенно становятся настоящими пилотами гражданской авиации!