Признаться, я понятия не имела, кто такая Пина Бауш, когда шла в кино - мне достаточно было того, что это Вендерс. Конечно же, как только я её увидела, я вспомнила её в "Поговори с ней" Альмодовара.
Фильм не о Пине, а о том языке, с помощью которого она и её труппа говорила со зрителем. Оказывается, сама Пина была молчалива; в интерпретации её солистов представляется, что говорила она и вовсе афоризмами - "танцуй ради любви", "придумай жест, обозначающий радость движения", "вытащи себя за волосы", но даже это всё - следствие из самой главной её посылки, о которой ниже.
Всё, что я увидела - отрывки из самых известных балетов Пины Бауш и сольные номера - напомнили мне абстрактное искусство, но прежде всего музыку. Невольно вспомнилась собственная диссертация: музыка у Шопенгауэра является наиболее адекватным выражением воли как первоосновы мира. Таким образом, любое описание музыки через образы уплощает смысл произведения, любые слова порождают новый смысл, далёкий от глубинной сути музыки - наслаждение, связанное с восприятием музыкального произведения, по сути своей нерефлективно. Это, на мой взгляд, коррелирует с мировозррением самой Пины: танец - универсальный язык общения, причём не только друг с другом, но и с самим собой, и он начинается там, где заканчиваются слова.
Я запомнила все танцевальные номера - они будто врезались в память, я могу их чуть ли не повторить сама, а ведь их там немало - сто минут экранного времени, а каждый отрывок длится не долее минуты-двух. В основе каждого номера - изображение базовых эмоций: любовь, страх, горе, отчаяние, радость движения и пр.
Танец перестаёт существовать только в рамках сцены (эксперименты с водой и песком очень поражают воображение); пустыня, берег реки, трамвай, тротуар, внутренние дворы индустриальных гигантов - весь человеческий мир может стать сценой, потому что весь мир театр, пока ты актёр.
Женщины Пины некрасивы, но крайне пластичны и натуральны. У них обязательно распущенные волосы и длинные платья, и если вы хотите посмотреть на взаимодействие инь и ян, таких номеров в фильме несколько: женщина - это что-то стихийное, падающее, теряющее и меняющее форму, тёмное, пронзительное, тогда как мужчина - поддерживающее, структурирующее, энергичное и ясное. Очень впечатлил меня с виду не очень эстетичный номер - женщина демонстрирует свою силу и энергию:
и не сразу становится ясно, что за ней спрятан мужчина. Диссонанс острый, потому что нарушены правила, нарушена философия. Кесарю кесарево.
В этом фильме я увидела квинтэссенцию соблазна и эротики: девушка, сидящая на городском газоне, включает переносной магнитофон, и вдруг в кадре появляется юноша; он дотрагивается губами до её запястья с тыльной стороны и, очерчивая её рукой в воздухе полукруг, приподнимает её для танца-полёта. Ничего более прекрасного и лаконичного я не видела в своей жизни.
Я могу ещё долго, но забудьте всё, что я сказала. Рефлексия обедняет увиденное. Что могу добавить: кроме страха и отчаяния есть ещё одна базовая эмоция, знакомая каждому - радость. И это главное послевкусие, даже если вы не будете немедленно вытаскивать на природу стулья, пытаясь под музыку вскакивать сначала на сиденье, потом на край спинки, а потом легко спрыгивать и так далее, даря себе ощущение полёта. Главное - унести его с собой из кинозала и хранить как можно дольше.