В жизни женщины есть две травмы - любовь и возраст. Размышляя сегодня всё утро об этом, я вспомнила, что почти месяц хочу рассказать о соловьёвской «Анне Карениной».
Писать о фильме без того, чтобы не сбиться на обсуждение романа, сложно. К тому же, говорить о непредвзятом восприятии не приходится - мы все много раз читали книгу и видели хотя бы несколько экранизаций. Я даже перечитала роман, чтобы ревниво следить всё экранное время, трепетно ли Соловьёв относится к толстовскому тексту. Недавно прочитала смешную вещь: HBO, форум сериала Rome. Идут жаркие обсуждения. Тут кто-то спрашивает: "А не подскажете, в какой серии убивают Юлия Цезаря?" И немедленно хор гневных голосов "Спойлеры, под кат!!!" Так что же, буду безжалостно спойлить - паровоз на станцию всё же приходит, и воскресения Анны (в отличие от мальчика Бананана) не будет.
Итак, «Анна Каренина» Сергея Соловьёва, где в главных ролях Татьяна Друбич, Олег Янковский, Александр Абдулов, Екатерина Васильева (маленькая, но блестящая роль), Сергей Гармаш (Даша, он великолепен здесь) и другие прекрасные люди.
О недостатках. Из-за нехватки средств и других проблем фильм снимали долго. Это заметно - «на одном дыхании» здесь не получилось. Опять же, стремились снять материал для телесериала, киноверсии и ещё чего-то. Затем слепили «из того, что было». Монтаж, мягко говоря, спорен; правда, тем, кто роман читал, это не мешает, за каждым появлением Кити в кадре крупным планом мысленно прочитываются две страницы толстовского текста «и тогда Кити поняла, что…» И это я плавно перешла к достоинствам. Вот, скажем, Чехов, пьесы; у актёра есть текст, и он может вложить в него совершенно разные эмоции. Другое дело Толстой: голос за кадром не может спасти весь фильм, актёру постоянно предстоят крупные планы, когда дрожание ресниц, быстрый взгляд вполоборота, нервный жест и пр. должны будут как можно ближе к тексту передать идеи писателя. И какое же это счастье видеть, что режиссёр так виртуозно владеет текстом, а актёры так талантливо (не все, но большинство) передают его замысел.
Кстати, о замысле. Именно в нём Соловьёв, так нежно обращающийся с каждой обыгрываеой фразой, отступает от толстовской сути романа. О чём «Анна» согласно Толстому? О становлении личности (Левин), о его духовных поисках, сомнениях и выводах. История Анны - параллельная (если не второстепенная) в романе, оттеняющая «правду жизни» по Толстому: как может неправильно пойти жизнь хорошего человека, какое значение играет совесть, и что именно её голос и суд может быть самым страшным. Почему же Толстой называет роман «Анна», а не «Левин»? Это режиссёра не интересует (давайте признаемся, что и нас тоже - что бы ни писал сам Толстой, именно то, что происходит с Анной, приковывает наше внимание). Зато Соловьёву гениально удаётся то, о чём он сам пишет так: «Самое главное в картине - ухватить состав воздуха. Даже "атмосфера" тут слово не совсем точное, "воздух" гораздо лучше. Георгий Данелия рассказывал замечательную историю о том, откуда взялся фильм "Я шагаю по Москве". Сидит он дома, вдруг звонок в дверь. На пороге Гена Шпаликов: "Я тут гулял и сочинил гениальный сценарий. Москва, дождь, идет босая девушка, несет в руке туфли, а вокруг нее ездит велосипедист и держит над ней зонт". Гия говорит: "Ну?" - "Что - ну? Все". - "Какой же это сценарий?" - "Да ты что! Ерунда ведь осталась. Дописать к этому эпизоду начало и конец". Через много лет Данелия попадает на прием к мэру Парижа, и тот спрашивает: "Какие фильмы вы сняли?". Тот что-то называет, мэр, понятно, ничего из этого не видел. "Ну, может быть, - говорит Данелия, - вам запомнилась картина "Я шагаю по Москве". "Ах, что-то припоминаю, - оживляется мэр, - это там, по-моему, где дождь, девушка босиком идет по улице и вокруг нее велосипедист с зонтом ездит?". Все! То, что остается в конечном итоге в памяти и в душе. Одновременно это и есть настоящий замысел».
Что остаётся в памяти? Нежный профиль Татьяны Друбич, которая гениально рассказывает своей игрой историю яркой, эмоциональной и счастливой женщины, которая была вынуждена трагически оборваться, да почему? Все те же травмы, любовь и возраст - возможно ли выдержать этот гнёт? Как говорит сама актриса, «а никто не виноват. Все люди хорошие, все страдают, и никто не виноват. Это и есть жизнь в самой краткой формуле».
Предлагаю также посмотреть на некоторых Анн:
(Вивиан Ли)
(Грета Гарбо)
(Татьяна Самойлова)
(Софи Марсо)
(Татьяна Друбич)
Будущая Анна - Кира Найтли
И несколько слов о необычной трактовке образа Каренина в великолепном исполнении Олега Янковского.
Когда в памяти стирается текст, о Каренине вспоминают, как о мрачном и сухом старике, зависящем от общественного мнения, бюрократе с визгливым голосом, рассказывающем сыну, что мать умерла. Перечитайте «Анну»: возможно, вы измените своё мнение - вы увидите умного, ироничного, хорошо воспитанного, деликатного и страдающего человека, которого ненавидит жена, который терзаем муками ревности, который желает возвыситься, простить и принять, но сбивается, не зная, что делать. Вспомните: «Он чувствовал, что стоит лицом к лицу пред чем-то нелогичным и бестолковым, и не знал, что надо делать. Алексеи Александрович стоял лицом к лицу пред жизнью …» Именно такого Каренина играет Янковский, и это стоит не только похода в кино, но и возвращения к тексту романа.