Вон из лесу, трамвай! Сказка, обернувшаяся кошмаром

Jun 10, 2020 20:09


Кто не любит трамваи в парке? Живописная картина - лес, поют птицы, шелестят листья; и вдруг полог деревьев неожиданно расступается, и в тени листвы поблескивают трамвайные рельсы. Экологичный, тихий и без выхлопных газов, электротранспорт прекрасно дополняет парковое окружение, символизируя гармонию человека с природой.



Трамвайчик - Лесная дорога. Фото: Максим, http://fotokto.ru/photo/view/5736695.html

Увы, подобное единство природы и трамваев обманчиво. Убедиться в этом можно на примере проекта трамвая вдоль Шоссе Энтузиастов через Измайловский лесопарк.



Предыстория проекта настолько же давняя, насколько и простая. Спроектированный и заложенный в генплан еще при Лужкове, в 2004 году, скоростной трамвай в Балашиху все откладывался: сначала из-за отказа Области от сотрудничества, затем из-за смены мэра, реконструкции шоссе, не оставившей возможности реализовать старый проект...



Инфографика о линии скоростного трамвая (Источник: https://stroi.mos.ru/infographics/perspektivnaya-liniya-skorostnogo-tramvaya-ot-stancii-metropolitena-shosse-entuziastov-v-raion-ivanovskoe-vao)

В ходе очередной реконструкции Шоссе Энтузиастов в погоне за копеечной экономией строители совершили грубейший просчет, не учтя перспективную линию скоростного трамвая (проект на которую был уже утвержден). Выходы из подземных и надземных переходов располагались прямо посередине будущих путей трамвая.

В связи с этим спираль трамвайных прений ушла на новый виток. Спустя несколько лет общественности был представлен новый проект трамвайной линии, шедший теперь по самому краешку красных линий Шоссе Энтузиастов - ну, подальше от шоссе, на всякий случай. Проект был вяло обсужден на публичных слушаниях и без особых приключений утвержден в 2014 году.



Поперечный профиль шоссе Энтузиастов с проектируемой линией трамвая

И все бы ничего, но по проектам, которые затрагивают природные территории, пусть даже номинально, необходимо проводить общественные обсуждения: как оно будет влиять на экологию. В ходе обсуждений выяснилось, что номинально в красных линиях к северу от шоссе обычная зона транспортной инфраструктуры, а фактически - самый настоящий лес.

При чем лес ценный, с множеством видов ценных зверей, птиц, насекомых, редкими краснокнижными растениями. Особой ценности сформировавшейся на границе с шоссе опушке добавляет то, что густые сомкнутые сверху до низу кроны старых деревьев очень хорошо защищают лес от выхлопных газов. После вырубки большая часть леса вблизи дороги лишится этой защиты и ее биологическое разнообразие серьезно обеднеет.



Зоны вырубки лесной опушки под трамвай (отмечена штрихом). Источник картинки: http://izmles.info/2020/05/14/1-40/

Местные жители совершенно очевидно встали против подобного халтурного проекта, и просят чего? Правильно, отмены строительства трамвая. Их очень даже можно понять: трамвай в лесу это, конечно, романтично, но не когда он разрушает весь природный комплекс.

Однако же, проблема не в трамвае самом по себе: как транспортный сервис он несет существенные плюсы жителям Ивановского и Южного Измайлово, позволяя уменьшить время дороги в центр - на 5 минут, а до метро «Шоссе Энтузиастов» - и на все восемь. Проложить трамвайную линию можно и без вырубки леса - просто это будет чуть дороже и не так удобно строить.



Предлагаемый поперечный профиль шоссе Энтузиастов

Если сделать трамвай впритык к проезжей части, с техническим отступом 0,75 метров, то под вырубку попадают считанные единицы деревьев. Единственное «но» - из техзоны трамвая придется выносить внеуличные переходы, что будет стоить около миллиарда рублей дополнительно.



Перенос выходов из внеуличных переходов с места прокладки трамвайной линии

К сожалению, под новые выходы придется с шансами вырубить какое-то количество деревьев. Кроме того, ликвидировать придется и остановочные карманы - но их как раз совсем не жалко, на выделенной полосе для автобусов они бессмысленны: кого там пропускать?



Автобусные карманы и их аннигиляция.

Если мы хотим и совсем без вырубки обойтись и переходы не двигать, то есть более радикальный вариант прокладки трамвая - вместо двух крайних полос шоссе. Для автомобилистов ситуация не изменится примерно никак - трамвай пройдет вместо выделенных полос для автобусов, а под машинки оставить три полосы движения в каждую сторону.



Предлагаемый вариант поперечного профиля шоссе Энтузиастов

Несмотря на то, что переходы реконструировать будет не нужно (линия пройдет под ними), потребуется перенос разделителя и реконструкция куска шоссе под сопряжение его с трамвайным движением.

Отдельную проблему и отдельный проект представляет из себя переезд трамвая через шоссе. Выполнен он будет на перекрестке шоссе Энтузиастов, Свободного проспекта и Б. Купавенского проезда. Чтобы трамвай не мешал машинкам, решено сделать огромную эстакаду, а также убрать надоедливых пешеходов под землю.

Вместо эстакады также возможно предложить чуть более дорогой, но значительно улучшающий условия на прилегающей территории проект - небольшой «прокол» с турбокольцом над ним.



В общем смысле, как-то так

Турбокольцо очень компактно и имеет отличные характеристики по пропускной способности (до 6000 авт/час). С данной интенсивностью потоков оно позволяет сделать даже наземные переходы и линию трамвая поперек него без особых усилий. Таким образом, качество городской среды в районе развязки повысится, как и удобство пользования ею пешеходами и велосипедистами.



Вид в центр

Если хочется почитать подробнее, с источниками, цифрами и фактами - по ссылке есть аналитический отчет.

Так что, как мы наблюдаем, проблема лежит не в самом факте наличия трамвая, а в качестве проектирования. Проложить трамвайную линию вдоль шоссе Энтузиастов и даже удобно развязать ее с самим шоссе реально - нужно только вложить в стройку чуть больше денег и сделать более качественный проект.



дилетантская аналитика, городской транспорт, Москва

Previous post Next post
Up