Ленинский Проспект: заменить нельзя оставить

Dec 23, 2016 13:00



Этот пост дался мне очень трудно, я долго думал и несколько раз переписывал его полностью и даже сейчас не уверен, что написал однозначно то, что должен написать. Предыстория проста: как вы уже, наверное, знаете, на станции Ленинский Проспект меняют оригинальную отделку путевых стен - плитку - на мрамор.

Естественно, мнения о проходящей реконструкции раскололись: одни с радостью встречают обновление облика станции и замену "сортирной" плитки на "нормальный" мрамор, как у людей; вторая переживает о потере оригинального облика станции, ставя ЛП чуть ли не в один ряд с Маяковской.

Самое интересное, что обе стороны по-своему правы. Так, сторонники смены плитки совершенно справедливо приводят два главных довода: а) станция не является значимым произведением архитектуры и б) архитектура станции не уникальна. Путевая стена вообще повторяется один в один на Волгоградском проспекте, а на Профсоюзной используется тот же прием диагональных швов.



01. Да, это фото на калькулятор.

А с учетом того, что оригинальный архитектурный замысел стремительно осыпается сам по себе (навряд ли архитектор проектировал станцию с проплешинами и заплатками другого цвета), при этом поддерживать его дороговато, замена материала на похожий по цвету и тоже презентабельный выглядит не самой плохой идеей.

Казалось бы. Но это справедливо только в одном случае - если мы рассматриваем станцию саму по себе. Расширьте свое сознание до масштаба всего метрополитена: это же единый архитектурный ансамбль! Некоторые станции более значимы, некоторые - менее, но среди них нет повторяющихся, а тем более, лишних (кроме Котельников и Технопарка, их можно закопать обратно).

Никто же не прорубает евроокна и не обшивает сайдингом снаружи, например, 2-ю Безымянную башню Кремля, говоря, что остались башни получше, а эту не жалко, и вообще куча таких же деталей есть на соседних вежах. Мы воспринимаем весь Кремль как единое целое, и это естественно! Точно такой же ансамбль представляет из себя и московское метро - единое целое в своем разнообразии.



02. А сама по себе отделка не так уж и плоха: маленькие квадратные плитки мрамора с достаточно активным рисунком почти полностью сохраняют масштабность прежней путевой стены. Разложили бы их по диагонали - вообще бы цены не было.

Пойдемте дальше: Ленинский Проспект - это знак культуры той эпохи. Культуры, воспринимающей, например, плитку как новейший инновационный материал, потрясающе современный и красивый. После тяжеловесной сталинской архитектуры четвертой очереди легкие, простые, лаконичные станции стали бомбой, создавая примерно такой же эффект, как сейчас Жулебино (кстати, интересно, как будут воспринимать его через 54 года). ЛП является переходным звеном от первенцев эпохи модернизма, по-настоящему прекрасных, к долгой и скучной череде типовых проектов, иллюстрируя важную страницу летописи соварха.

Вопрос про ЛП выходит далеко за рамки банального "плитка или мрамор". Это вопрос о всей концепции московского метро: будет ли оно просто хорошим транспортом или останется выдающимся архитектурным ансамблем, ценным до последней плиточки на каком-нибудь Филевском Парке?

p.s.[Для тех, кто хочет кукарекнуть в каментах а-ля ]

Это не означает полную консервацию всех архитектурных сооружений метро в ущерб эксплуатации. А означает просто подход к реконструкции ВСЕЙ архитектуры метро как к самым знаковым ее объектам. Никто же не меняет плитку на мрамор на Киевской ФЛ, а ремонт вестибюля Проспекта Мира был очень приличный. Так должно быть везде, это реально и это не ущемляет чувства службы Т или кого там еще.


Метро, архитектура

Previous post Next post
Up