Расписание уже не то

Oct 16, 2016 12:00


Пост из серии "ж/д аналитика"

Говорят, раньше трава была зеленее, птички пели громче, а поезда ездили быстрее. И если первые два утверждения находятся в компетенции ботаников и орнитологов соответственно, то третье мы вполне можем проверить сами. Давайте сравним два разных расписания одного из московских тупиковых направлений за разные года.

За точку отсчета был выбран 1982 год, из эпохи расцвета пригородных перевозок на мосузле. Именно тогда полностью сформировалась та модель графика, которая, правда, весьма побитая жизнью, сохранилась до сих пор. За условно современное состояние взят 2015 год.

За предмет изучения взято Горьковское направление, ибо я там живу и частенько им пользуюсь. К тому же, оно тупиковое и почти не обладает какими-то особенностями, являясь более-менее типичным тупиковым направлением; а про транзитки будет отдельный материал. Алсо, нужно упомянуть и про некоторую доморощенность исследования: ну что ж поделаешь, я не аналитик, а архитектор вообще-то, и эта работа идет как вспомогательная для кое-чего другого.



Постер кликабелен; извиняюсь, если порвал ленту большим форматом.

Чтобы не тянуть, скажем сразу: таки да, ностальгирующие по старым добрым временам оказались вполне правы. При том, что количество поездов уменьшилось, график стал дерганнее и неравномернее, поезда стали ездить медленнее, а сам характер их движения стал во многом случаен и нелогичен.

В 1982 году существовала всего одна из 78 ближних электричек, в принципе пропускавшая хоть что-то. Остальные ехали со всеми, разгружая и ускоряя дальние поезда. Которые, кстати, вопреки расхожему мнению, не были все поголовно безостановочными: около половины шло также со всеми. Если говорить про пропуск остановок, то сейчас поездов "со всеми" гораздо меньше, чем тогда.

Казалось бы, стало лучше? Как бы не так. В графике типов пропуска остановок мы видим, что в 1982 году если электричка что-то пропускала, так пропускала по полной, три-пять платформ сразу, а то и вообще шла в "экспрессном" режиме, типа Владимира с первой остановкой в Павловском Посаде. При этом, кстати, обнаруживается интересная закономерность: сразу за такой быстрой электричкой шел поезд со всеми, но не до той же конечной, а на величину "экспрессного" броска, чтобы пассажиры могли добратьзя до своих задрищенсков с пересадкой.

Сейчас же подавляющее большинство поездов пропускает по одной-двум остановкам подряд, что не дает ощутимого выигрыша в скорости. Изменилась также и частота пропусков тех или иных платформ: Карачарово пропускается меньше в десять раз, Кучино - в шесть. Стабильно много пропусков еще со времен Ерофеева лишь у Есино, а также, с некоторой натяжкой, у Кусково.

Время дневного перерыва увеличилось на 47 минут и сдвинулось на попозже - однозначный минус. Но самое интересное ожидает нас при сравнении среднего времени хода.

А оно уменьшилось, и порой, весьма значительно. Этому способствуют дурные системы пропусков платформ, общее замедление поездов, а в случае с замером на дистанции Москва-Орехово - еще и постановки поездов под обгон (пожалуй, самая омерзительная практика для пригорода). Время измерялось на двух участках - Москва - Жел-дор и Москва - Орехово.

На первом участке среднее время хода увеличилось на 4,5 минуты. С экспрессами это показатель снижается до трех минут, но не следует забывать, что ими пользуется менее 5% от общего числа пассажиров. А вот на втором участке последствия замедления гораздо плачевней: электрички в среднем едут аж на четверть часа дольше, пять из них преодолели психологическую отметку в два часа.

Даже если включить в статистику две Ласточки, среднее время хода сейчас медленнее тогдашнего на семь минут. Кроме того, в 1982 году электрички шли равномернее, не сильно отклоняясь от среднего значения: сейчас же из-за искусственно тянутого графика, постановок под обгон и прочего вредительства шлейф времен хода растянулся широко по графику.

Ныть по поводу графика на ж/д теперь можно вполне легально: и правда почти всё стало хуже. Вот так вот.

ж/д, городская электричка, дилетантская аналитика

Previous post Next post
Up