Dune by
Frank Herbert My rating:
3 of 5 stars Решил вот побыть вместе со своим народом и заодно приобщиться наконец к вечному.
В начале никакого особого глубокомыслия что-то не видно. Мешанина банальностей из всей мифологии, что попалась автору под руку, основы техник медитации да рудиментарный макьявеллизм. Написано как-то совсем не искрометно, да и художественных достоинств тут никаких - все то и дело take a sighing breath. Плоский безыскусный язык, изобилующий языковыми клише, без стилистических красот. Необъяснимое и ничем не оправданное проникновение вездессущего автора в головы случайных персонажей вызывает дополнительное недоумение. Хотя впоследствии становится более понятно, что многие ходы и мотивации здесь построены попросту на модели психического.
Здесь она - основа разведки и контрразведки, т.е. все герои почти без исключений - штирлицы, а главный наш разыгрывает известный трюк "Баба-Яга в тылу у врага": чтобы обезглавить что-то, нужно его возглавить. Кстати сказать, причины для пресловутого "джихада" и предпосылки его так и остаются не весьма ясны, так что есть подозрение, что "джихад", да и весь мессианский комплекс существуют лишь в отдельно взятой голове неуравновешенного подростка, которого сослали на нелюбимую дачу, откуда нет возврата в город к друзьям и "настоящей жизни". См. творчество писателя Крапивина.
Исполнено все это не сказать что очень искусно - в общем, не "Горменгаст". Да и многие разговоры достаточно бессвязны и больше всего напоминают диалоги картонных марионеток в кукольном театре, не говоря уже про само действие и дыры в оном (действие тут тоже очень похоже на Панча и Джуди - часто согласно принципу "дальше не придумали, импровизируем", а еще лучше - "замнем для ясности").
Если б не условные приключения, которые начинается примерно только с сотой страницы (хотя не покидает ощущение упущенного карнавала, конечно, потому что все самое интересное происходит как раз за кадром, и нам об этом только кто-нибудь рассказывает), было б совсем уныло, как уныл любой соцреалистический политико-производственный роман. А это, по сути, и есть соцреализм - только с феодально-космическим антуражем, духом лоренсианского ориентализма да наркотической культурой конца 50х, когда она еще была в новиночку. Тут не пойми как "кинджялы" монтируются с космическими пепелацами, экологическими скафандрами, лазерными пушками и силовыми полями.
Мало того, тут у нас еще и орден убер-феминисток, способных усилием воли преобразовывать в своем теле химические элементы, с его евгенической селекционной программой, рассчитанной на десятки тысяч лет и отдающей человеконенавистничеством, - а все это мичуринство ради того, чтобы вывести мужика, способного телепортироваться и читать мысли на расстоянии... Ну и кроме того, геоморфизм, ползучий колониализм и худшее прогрессорство середины 20 века с поворотом сибирских рек так и прет из всех щелей. А феодализм для этого - самая, как известно, унавоженная почва. В этом смысле даже "наша-раша" из него до сих пор не выкарабкалась.
Арабика, кстати, тоже довольно-таки раздражает, но это уже - наведенное временем, автор в этом не виноват. В его время у всего "под зеленым знаменем корана" еще имелся какой-то романтический флер, ковры-самолеты убийц возникли несколько позже. Хотя санкционированное многоженство могло вполне привлекать и автора, и первых читателей.
К 200 странице из 800 с гаком роман плавно перетекает в череду редакционных статей о разумной экологии, что само по себе мило и прогрессивно, однако едва ли имеет отношение к литературе - как и борьба за повышение надоев или нормы выработки стального проката. Редакционные статьи (которыми, в общем, можно было и ограничиться, потому что они автору явно удаются лучше всего... хотя как лучше: возникает ощущение, что читаешь про каких-нибудь "подводных хлеборобов" - тут тебе и беспримесный Беляев, и Ефремов, и даже Казанцев) перемежаются этими самыми, не весьма убедительными приключениями, а приложение посвящено только им, включая изложение довольно дремучей религиозной ахинеи. Не обращать на все это внимание трудновато, хотя если очень захотеть, текст даже может, в общем, развлекать. Наверное. Поглядим, конечно, что будет в шестилогии дальше - не уверен, правда, что меня хватит на фанфики, сиквелы, приквелы и вбоквелы. Но до чего же неблагодарная это работа - такое экранизировать.
...В доме после слияния библиотек также оказался перевод некоего Вязникова, который я читать не стал, конечно, - уж очень скверно и по-советски он сделан даже для 1991 года издания (там переводчик старается всячески улучшить автора пресловутыми "улыбками Боромира"). А вот послесловие его прочел. В нем Вязников превозносит Очень Сложный язык и Очень Изысканный стиль "Герберта" (да, он подчеркнуто считает, что только так и должна выглядеть "паруску" его фамилия), роман явно полагает непревзойденным шедевром и образцом чего-то там, что выдает в нем, конечно, человека, очень хорошо разбирающегося в вопросе, и ругает всех переводчиков (не только этого романа, а вообще), кроме себя, похваляясь тем, с какой доблестью сдал в издательство Рукопись (даже не машинопись). Токсичная запальчивость, с какой он оттаптывается на заведомо дрянных потугах своих предтеч, выдает в авторе крайне мало опыта, и остается только пожелать, чтоб хотя бы толику энергии этой пламенной риторики он употребил на совершенствование собственного текста. Поскольку, разумеется, его варианты зачастую мало чем лучше того, над чем он насмехается. Почему ему, кстати, не пришло в голову, что Дюна должна быть Барханом, я решительно не понимаю. ...а, ну да: у него ж и главный герой - Пауль.
(в комментах там, как ни странно, тоже Учителя Жизни возникли, куда деваться от них)
AN EXPERIMENT WITH TIME by
J.W. Dunne My rating:
4 of 5 stars Этому экзерсису по спекулятивной философии ирландского рыболова, конструктора бесхвостых авиеток и сертифицированного чудака почти сто лет, а занимательной актуальности своей она не утратила до сих пор. Т.е. вот нам подлинный "интеллектуальный бестселлер" начала 20 века, а не вот этот шмурдяк, который впаривают нам издатели спустя сто лет.
По сути, западный ум Данна делает попытку постичь иллюзорное устройство сансары без привлечения (например) буддийского понятийного аппарата - зато на основе своеобразно понимаемого принципа "как внизу, так и наверху" (автор называет это "психоневрологическим параллелизмом" - всякое физическое явление так или иначе имеет свое аналог в наблюдателе) и с употреблением "души". Душа для него (вместе с осознанным сновидением) - явно инструмент постижения природы времени и сознания Будды. Ну а время - понятие явно психологическое и сугубо индивидуальное, оттого-то мы никогда не умрем. Сериализм не даст, хоть это и несколько механистичное (но вполне в духе времени) представление о том, как там у времени все устроено.
В общем и целом же это дополненная реальность Чарлза Форта и Джона Киля с выходами время от времени (гм...) во вселенную Пинчона, как, например, в истории со "сном о Фашоде" и с приветами "V.". Но в целом - занимательный отчет об играх человека с его умом, предваривший эксперименты Бёрроуза впоследствии.
меж тем из небытия всплыли прекрасные SWG - вот два клочка их сентябрьского выступления (звук так себе, но представление дает, очень рекомендую, если кто еще не причастился)
Click to view
Click to view