Что объединяет танк
Т-34, все советские истребители авиаконструктора Яковлева (
от Як-1 до Як-9), пикирующий бомбардировщик
Пе-2 и... самый дорогой европейский лимузин
Испано-Сюиза J12, который стоил дороже Роллс-Ройса? Эти машины "роднит" имя инженера, создавшего их общее "сердце" - двигатель
Hispano-Suiza Y12, на основе которого были созданы двигатели этих выдающихся произведений наземной и авиационной техники периода 1930-1940-хх годов.
На фото: швейцарский инженер
Марк Биркигт (1878-1953), совладелец и главный инженер компании
Испано-Сюиза.
А еще потомками двигателя Испано-Сюиза 12Y оснащались гидропланы Бериева МБР-7, истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, бомбардировщик СБ авиаконструктора Туполева, танки КВ-1 и КВ-2, ИС-1 и ИС-2, послевоенные советские танки Т-55, Т-72, вплоть до современного российского
Т-90.
Двигателями этого семейства оснащались многие суда советского речного флота (речные трамваи, катера и буксиры), а также тяжелые тягачи и трактора, и даже таежные вездеходы и аэросани.
Двигатели Биркигта были настолько хороши, что производились по лицензии авиастроительными компаниями Чехословакии, Швейцарии и Аргентины.
На фото: автомобильный предшественник "игрека" двигатель
Испано-Сюиза 12M (1927-1928 гг.)
На фото вверху: французский авиационный двигатель Hispano-Suiza 12X, "папа" двигателя Hispano-Suiza 12Y и "дедушка" советского
авиадвигателя М-105 конструктора Климова (на фото внизу).