Поучительная история о том,
что родной край полезно не только любить,
но и хотя бы немного знать :)
Окраина убогого села. По грязной улице ползет большой,
сверкающий огнями городской джип.
Проезжает последний покосившийся дом, упирается в упавший забор, за которым овраг, и замирает.
Две старушки в фуфайках поодаль:
- Семеновна, гляди, еще один с навигатором.
Анонсированная поездка по жопеням Калужской области таки состоялась, хотя и в несколько неожиданном формате.
Вместо застрявшего в Твери Юрки компанию мне составили Палыч с Женькой, а сама поездка из двухдневной неожиданно превратилась в однодневную, а потому несколько сумбурную.
В рамках данного мероприятия мы попытались решить сразу несколько задач:
- посмостреть одну интересную речку, по слухам сначала уходящую под землю "в реальную карстовую воронку, аж с водоворотом" (с), а потом в паре километров вновь появляющуюся на поверхности "тремя источниками общим расходом порядка 150 л/с" (с);
- разузнать что-нибудь о заброшенных угольных шахтах, пошариться по одному из месторождений и оценить обстановку на предмет возможности залезть в оные шахты с баллонами;
- посетить "место силы", оно же - древнее капище, оно же - место произрастания загадочного "светящегося мха" в национальном парке "Угра" (чисто по приколу, ибо все равно по пути).
Сразу скажу, что пункт первый мы худо-бедно выполнили, второй - выполнили отчасти, а на третий забили в связи с катастрофической нехваткой времени.
А теперь обо всем по порядку.
Собственно, на карте хорошо виден первый объект приложения наших усилий. Это примерно 250 километров от Москвы по Киевскому шоссе.
Деревню Маклаки Думичинского района Калужской области мы нашли довольно легко, и местные вроде как даже уверенно подтвердили существование некоего источника на Черной речке.
Вообще после этой поездки я в очередной раз убедилась, что быть необразованным дилетантом, конечно, безумно интересно (еще бы - что ни день, то открытия!), но уж больно утомительно. Если бы на этапе подготовки кому-нибудь из нас хватило бы мозга посмотреть не только в гугль, но и в генштабовские карты с обозначением высот, то многих захватывающих приключений удалось бы избежать ;)
Но это я отвлеклась :) Итак, в Маклаки мы приехали, но вот дальше дороги, вопреки утверждению яндекса, не было. Пришлось нам пилить в объезд по грунтовке до Печек и там долго крутиться в поисках неведомых стежек-дорожек.
Наконец, отчаявшись, мы взяли "языка" на древнем (судя по всему - трофейном) УАЗе, который за одну условную единицу (пузырь) проводил бестолковых нас к некоему источнику.
Кстати, фиг бы мы без него нашли дорогу - то, что на карте обозначено как железка, давно прекратило свое существование и было распилено на металл. Лишь кое-где среди бурьяна угадываются следы шпал.
После непродолжительной дискусси мы пришли к выводу, что мы крутимся где-то в районе предполагаемого "воклюза с расходом 150 л\с" (с), обозначенного на карте бОльшим кружком, и мы героически устремились его исследовать.
Впрочем, наша стремительная атака тут же захлебнулась, подавленная превосходящими силами противника: несметные полчища слепней слетелись на нежданные городские деликатесы со всех окрестных полей.
Сидя в машине с наглухо задраенными стеклами и мрачно жуя бутерброды вместо вожделенного "шашлычка на природе", мы обдумывали способы борьбы с этой напастью. В итоге мы пришли к выводу, что лучше запариться, чем быть заживо съеденными, натянули на себя все имеющиеся одежки и по команде покинули наше неприступное убежище.
Источник оказался оборудованным, вода в нем - свежая, ледяная и кристально чистая, но, увы, на этом поводы для оптимизма заканчивались. Ключи пробивались сквозь крупный песок, ни о какой "второй Понеретке" говорить не приходилось.
Пройдя вниз по течению, мы убедились, что это лишь приток Черной речки, а сама речка начинается выше.
Мы еще немного проехались "по азимуту". Когда "азимут" стал совсем уж непроезжим, оставили машинку и пошли пешком.
Места вокруг были совсем дикие - несколько раз мы натыкались на лежки кабанов, видели каких-то хищных птиц, величественно парящих в восходящих воздушных потоках, спотыкались о торчащие из травы подберезовики...
К следующему выходу воды нам пришлось пробиваться через заросли таволги и осоки. Под ногами хлюпало болото, ноги по щиколотку проваливались в застоявшуюся жижу.
Здесь выход воды не был сконцентрирован в одной точке, вода просачивалась по большой площади, собираясь в низинке. Кое-где в черных бочажках сквозь ил и песок пробивались ключи. Но и это болото не было началом реки.
Кстати, в Маклаках местная жительница рассказала нам, почему речка называется Черной - не по цвету воды, как мы предполагали (вода очень чистая и свежая), а по цвету камней в ее русле.
Расколов несколько камешков, мы убедились, что на самом деле это абсолютно раные породы: был здесь и черный кремний, и что-то, похожее на каменный уголь, и бело-желтый известняк, покрытый сверху черным как сажа налетом.
Немного передохнув, мы горестно двинулись дальше, сквозь бурелом и крапиву.
И наконец - вот оно - самое что ни на есть начало Черной речки!
Ныряем!....
Понаслаждавшись немного сим дивным зрелищем, я заикнулась было о том, что "а может быть, место поглощения будет поинтереснее?..", на что мне в простых и доступных выражениях объяснили, где находится это самое место поглощения и как туда сподручнее пройти :))
В ходе оживленной дискуссии Палыч внезапно высказал мысль: а с чего мы вообще решили, что это одна и та же река? Рельеф явно шел на повышение, и судя по всему таинственная "подземная река" была банальным водоразделом, по обе стороны от которого брали свое начало две абсолютно независимые речки.
Пораженная этим откровением, я безропотно последовала обратно к машине. На обратном пути мы вновь заехали в Маклаки и посмотрели, в какую сторону течет река в поселке. Река текла на восток, полностью подтверждая прозорливую догадку Палыча....
Машинка, кстати, проявила себя вполне достойно, и «посадить» ее нам так и не удалось.
Хотя мы честно старались :))
А вот просвет у нее маловат, да...
Времени на посещение второго пункта программы - угольных шахт неподалеку от поселка Сосенский - уже не оставалось. Но на обратном пути мы ненадолго заехали на Куровское угольное месторождение, находящееся практически на трассе. Мощные терриконы, размытые дождями, видны издалека.
Разработка была заброшена в 90-е годы, но, поскольку шахты расположены рядом с Киевским шоссе, многие помещения сейчас используются для всяких разных побочных целей (шиномонтажи, заправка, маленький асфальтовый заводик и т.д.).
Формально территория охраняется. «Формально» - потому что остановить нас никто не пытался, но все встреченные нами люди, к которым мы приставали с расспросами, очень сильно удивлялись, как это нас сюда пропустили. Из беседы с мастером, когда-то работавшим на шахтах, мы узнали, что добыча здесь велась одним горизонтом, расположенным на глубине 60 метров (мощность слоя угля была совсем небольшая). Затем, когда наступил конец советской власти, шахты затопили вместе со всем оборудованием (просто прекратили откачивать воду, а там природа справилась сама), рабочие перекочевали на Середейское месторождение (могу ошибаться, но вроде где-то слышала, что там добыча велась вплоть до 2009 года, да и сейчас вроде идут разговоры о возобновлении разработки).
В общем, звучит все очень интересно, но, увы, понырять здесь вряд ли получится: охрана хоть и символическая, но непонятной движухой с кучей оборудования наверняка заинтересуется. Кроме того, непосредственно спуск в шахты (по разным источникам, их здесь было то ли две, то ли четыре) нам найти не удалось: может быть, не там искали, а может быть, входы завалили "во избежание".
Остается надежда на Сосенский, хорошо бы скататься туда, пока погода позводяет. В общем, разыскиваются добровольцы ;)))
Да, еще вопрос: кто-нибудь может поделиться ссылочками на ресурсы, посвященные добыче угля в Калужской и Тульской областях? Интересует, в первую очередь, типичная схема расположения объектов на месторождении (где были шахты по отношению к отвалам, котельным и т.д.), схемы выработок и т.д.