Эта поездка обещала быть очень красивой и необычной. Таковой она и оказалась! Мне потребовалось целых двенадцать постов, чтобы описать все те новые места и их красоту, что мы увидели, и какие это вызывало мысли. Но вас ведь интересуют не только мои впечатления, но и практическая часть, не правда ли? Поэтому тут я расскажу про наш маршрут, сколько это всё стоило и с какими трудностями мы сталкивались.
Остров Сарк, с диаметром около 10 километров.
Арки в
ЭтретеКому интересен только маршрут,
переходите сразу в конец.Подготовка и расходы
Подготовка началась в Москве ещё задолго до отправления. Чтобы объехать Ла-Манш по французской территории, а затем посетить Нормандские острова и возвратиться по английскому берегу, гражданам России требуется две визы: шенгенская и британская. Первую не составляет никакого труда оформить во французском посольстве - как правило, они сразу дают многократную, но тем не менее, стоит указать в анкете, что нужна именно она, ведь на шенгенскую территорию мы въезжали два раза: на самолёте из России и на пароме из Великобритании. Консульский сбор за шенгенскую визу - 35 евро (2275 рублей, курс 65 руб/евро на август 2017), и чтобы не уплатить ещё 20 за услуги визового центра, записывайтесь в посольство сильно заранее.
С визой Великобритании всё намного сложнее. Как минимум, тут нужно предоставить гораздо больше документов (упор надо сделать на наличие денежных средств и их официальное происхождение). Будучи студентами, мы привлекли в дело спонсорство родителей. Стоимость визы - 89 фунтов (сумма списывается в долларах и на тот момент составляла 116 долларов, т.е. 6728 рублей). Наверное, этот этап подготовки является самым нервным и сложным, но избежать его никак нельзя - даже если не заезжать в Великобританию, на Нормандских островах нет никаких визовых уступок (в отличие от Гибралтара). Хочу отметить, что заехать в Великобританию всё-таки стоит, потому что если вы собираетесь посетить только острова, то и визу получите соответствующую (островную), а денег и времени потратите столько же. Виза дадут многократную на полгода. В общем, уже почти 10 тысяч ушло на эти формальности, но это того стоило!
Ночевали мы при помощи каучсёрфинга и в палатках, а также у друзей. Каучсёрфинг нас выручил три раза, причем в
Динане мы жили в каменном доме и ездили ночью на джазовый концерт с нашими хостами. Платных ночёвок у нас получилось четыре: первая - после
Этреты, когда мы ну никак не смогли найти места для палатки - всё было в одних полях, а времени было мало. Из-за того, что мы поздно выехали, нам пришлось заплатить ещё 80 евро на троих за ночёвку в небольшом семейном отеле в деревне (по 1734 рубля, зато с завтраком и душем). В целом, найти место для палатки можно и во Франции, и в
Бельгии, и в Британии, главное, чтобы никто вас там не нашёл - дикий кемпинг в этих странах преимущественно запрещён. Обычно мы разбивали лагерь чуть в стороне от основного маршрута. На карте мы заранее находили участки леса там, куда предположительно доедем к вечеру.
Улицы
Динана.
На Нормандских островах мы пытались быть образцовыми туристами, и куда приткнуть палатку на такой маленькой и освоенной территории даже не искали. За ночёвку в отеле на
Гернси пришлось заплатить примерно 80 фунтов на троих (по 2000 рублей), опять же, с завтраком, да ещё каким! На Джерси мы ночевали в хостеле при зоопарке Даррелла, который обошёлся в 25 фунтов (1862,5 рублей по курсу 74,5 руб/фунт; и снова с завтраком). Выгодным преимуществом этого хостела по сравнению с любым другим объектом размещения является то, что проживание в нём даёт право на бесплатный вход в зоопарк, который в противном случае стоил бы ещё почти 20 фунтов.
Захотелось немного роскоши нам и в таком красивом месте, как аббатство
Мон Сен Мишель. Поэтому за 120 евро на троих (по 2600 рублей) мы ночуем в сараях с панорамными стеклянными стенами. Ещё раз в британском Лансинге мы платим 24 фунта на троих (по 596 рублей) за комнату через Airbnb. Наконец, 20 евро уходят на последнюю ночь в Брюсселе. Не хочется тратить всё утро перед вылетом на сборы лагеря и что-нибудь упустить. Таким образом, на проживание было потрачено ещё 10000 рублей.
Что касается еды, то тут вполне можно укладываться в 15 евро в день или в 12 фунтов в день, что при нахождении в течение 12 дней в еврозоне и семи дней в фунтозоне, даёт в итоге 18 тысяч рублей. На еде лучше не экономить. Обычно расходы получаются побольше, ведь хочется попробовать чего-нибудь вкусного и нового: один раз мы ели мидии на берегу за 11 евро (кстати, для них это очень хорошая цена, к тому же это очень сытное блюдо). Но в целом, местные супермаркеты и за эту стоимость обеспечат вас разнообразием продуктов, напитков, охлаждённых полуфабрикатов и закусок. Мы готовили и разогревали еду на газовой горелке, правда, газ пришлось купить местный дорогой - за 2 евро (130 рублей), поскольку в самолёте свой провозить запрещается.
Нам также пришлось несколько раз пользоваться поездами в пути (времени было очень мало): в первый день мы ехали из Брюсселя в Руан с одной пересадкой за 19+37,8 евро (3692 рубля). Эти билеты мы купили заранее на сайте voyages-sncf, чего я никому больше не посоветую, т.к. билеты из Бельгии надо покупать на бельгийских сайтах, иначе их потом не распечатать перед отправлением. Также мы не успевали из Кана в Мон Сен Мишель и заплатили ещё 18 евро (1170 рублей). А в Британии поездами пришлось воспользоваться на пути из Истборна в Лондон и из Лондона в
Кентербери, что стоило ещё 22+12 фунтов (2533 рубля). Чтобы успеть погулять по Брюсселю, в предпоследний день я плачу ещё 6,2 евро (403 рубля) за поезд из Гента. Таким образом, за скорость и несоблюдение графика нам пришлось заплатить ещё 6800 рублей.
Наконец, паромы. Этих трат при путешествии по островам никак не избежать. Три раза мы пользовались услугами Condor Ferries, которые бесплатно берут на борт велосипед. Билет из
Сен-Мало в
Гернси с пересадкой в
Джерси стоил 32,5 фунтов, а из Джерси в Портсмут - 42 фунта, но это вместе с ночёвкой на мягком ковре, потому что рейс ночной. Два рейса нам пришлось выполнять без велосипедов – это Гернси - Сарк за 14 фунтов на Sark Shipping Company и
Сарк -
Джерси на Manche Iles за 24 фунта. Также DFDS из
Дувра в Дюнкерк стоил 25 фунтов. Итого получилось 10250 рублей.
Из достопримечательностей помню, что какие-то копейки (1,5 фунта = 112 рублей) мы отдали за вход в бункер связистов на Гернси (и совсем не пожалели) и за
Мон Сен Мишель 8 евро (520 рублей). В целом достопримечательности в Великобритании непозволительно дорогие, и мы их обходили стороной, а во Франции так медленно ехали, что ничего не успевали кроме осмотра города. Но и соборы тут преимущественно бесплатные, в отличии от Британии.
Вот, что у нас, в целом, получилось. В сумме складывается впечатление, что затраты оказались просто огромными (получается 69 тысяч рублей). Однако же за эти деньги мы проехали один из самых красивых регионов Франции, неизвестные и прекрасные Нормандские острова, да ещё и по Великобритании покатались, три дня были в Лондоне. Ну и как ещё увидеть
Парк дикой природы Джеральда Даррелла, адрес которого был указан в конце каждой его книги? За 20 дней мы успели увидеть так много и при этом не переходить на темп «галопом по Европам». Зимой по той же британской визе я поехал в Шотландию, о чём напишу в октябре.
Маршрут
День 1: Мы прилетели в аэропорт Брюсселя, на велосипедах доехали до города, а затем отправились по железной дороге в Руан с пересадкой в Лиле и поехали к хосту. 40 км
День 2: Половина дня ушло на осмотр Руана, а вторую половину мы ехали в сторону Этреты. Ночевали в палатке около Saint-Arnoult. 45 км
День 3: Доехали до Этреты и долго по ней гуляли. Ночевали в гостевом доме неподалёку в Sainte-Marie-au-Bosc. 48 км
День 4: Доехали до Гавра (Le Havre), а затем до Онфлёра (Honfleur) и Довиля. В каждом городе было что посмотреть. Палатку поставили на какой-то возвышенности около Довиля. 64 км.
День 5: Ехали вдоль морского побережья до города Кан (Caen), потом доехали на поезде до Pontorson - ближайшей станции к Мон Сен Мишелю. Заночевали в отеле неподалёку от аббатства. 60 км
День 6: Утром гуляли по аббатству, а потом поехали в Динан. Ночевали у хостов неподалёку в Trélivan. 65 км
День 7: Ещё немного позависали в Динане и двинулись обратно к морю - в Сен-Мало. Ночевали у хоста. 30 км
День 8: Рано утром отправились на Джерси, а днём - на Гернси. Ходили преимущественно пешком.
День 9: С утра я ещё прошелся по острову. Основную часть дня мы провели на Сарке без велосипедов, а вечером вернулись на Джерси и заселились в хостел при зоопарке.
День 10: Посетили зоопарк Даррелла, а потом катались по Джерси. Вечером взошли на паром в Портсмут, где и заночевали.
День 11: Позавтракали в Портсмуте и поехали сначала в Чичестер, а потом в Arundel и Лансинг. Ночевали в съёмном жилье. 70 км
День 12: Посетили Брайтон и скалы Семь Сестёр, а вечером приехали в Истборн (Eastbourne). На поезде доехали до Лондона, где с жильём на помощь пришли друзья. 58 км
Дни 13-15: Гуляли по Лондону и отдыхали от велосипедов
День 16: На поезде доехали до Кентербери, а затем до Дувра (Dover) на велосипеде. Ночевали в палатке на какой-то возвышенности. 15 км
День 17: Утром гуляли по Дувру, а потом поплыли во французский Дюнкерк (Dunkerque). Ночевали в палатке где-то неподалёку. 25 км
День 18: Доехали до бельгийского Брюгге через Остенде. Там я буквально залёг на дно на ночь в кустах в одном из парков. 70 км
День 19: С утра я гулял в Брюгге, затем вдоль канала доехал до Гента. Чтобы успеть в Брюссель, пришлось воспользоваться поездом. 50 км
День 20: Доехали до аэропорта Брюсселя также, как и в первый день, но в обратном направлении. 10 км
Как видите, расстояния получились такие, что любой человек в нормальной физической форме сможет их осилить. То есть в каком-то смысла такая поездка сравнительно доступная и несложная.
Подробности
Более подробный рассказ можно найти в соответствующих постах:
1)
Старинный Руан или где начинается Нормандия2)
Этрета и секретный город Люавр (Гавр)3)
Контрасты Нормандии: Онфлёр, Довиль и Кан4)
Тайны старого аббатства Мон Сен Мишель5)
Бретань - такой далёкий и удивительный полуостров! (Динан, Сен-Мало)6)
Острова, про которые вы ничего не знали. Джерси7)
Острова, про которые вы ничего не знали. Гернси8)
Маленький Сарк. Островная экзотика в самом центре Европы9)
Парк дикой природы Джеральда Даррелла или каким должен быть идеальный зоопарк10)
Южное побережье Англии11)
Ещё одна кентерберийская история (Кентербери и Дувр)12)
Почти дома. Известные города фландрийской Бельгии. (Остенде, Брюгге, Гент, Брюссель)13)
Самые живописные части маршрута, написанные самим Клодом Моне