Если 1993, №7
ЧЕРЕД ТАЙСОНА (рассказ) Майкл Д. МИЛЛЕР - забавный социальный концепт, все люди находятся строго в предписанных профессиях/общественных стратах: полицейские, бродяги, врачи, пожарные и т.д. Полицейскому не хватает привода бродяги (видимо, только тогда таким как он дают средства). В итоге очередной бродяга, после массы происшествий с убийствами и погонями, обманом затягивает его в лапы могильщиков (видимо, он и сам-то был из их страты): «Ты оказался хорошим помощником, - сказал Бродяга. - Ты исключительно жесткий человек, но у тебя было место в этом обществе. За одну ночь ты подарил нам столько работы, что многим не придется голодать несколько недель. - Он сделал паузу. - Спасибо тебе, друг. Моя жена и дети благодарят тебя.»
ПОКУПАЕМ ЮПИТЕР (рассказ) Айзек АЗИМОВ - средненький рассказ о переговорах землян с представителями одной из двух противоборствующих рас за право использовать планеты Солнечной системы в качестве рекламных щитов.
ЛЕВИАФАН (рассказ) Грегори БЕНФОРД - зарисовка из жизни космических людей, обитающих и передвигающихся на преобразованных генетически гигантских животных, являющихся в то же время целыми замкнутыми экосистемами. Дочь, мать которой погибла в результате очередного своего биоэксперимента, но записала свою личность в биокомпьютер такого существа (по их понятиям потеря конечности или даже жизни - ерунда, дело житейское). Животина, в основе которой, как в конце дают понять, лежит собака, жрёт кометы,тем и живёт.
ПРИНЦИП СИНХРОННОСТИ (рассказ) Джеймс Э. ТОМПСОН - Земля вступила вдруг в пояс нарушения принципа причинности в пользу принципа синхронности: «Принципа причинности - результат имеет причину и вытекает из нее, и принципа синхронности - связанные события совершаются одновременно. Древние утверждали, что в пространстве за луной не существует таких вещей, как случай или судьба, что в разных частях Вселенной действуют различные законы. Поскольку мы отказались от взглядов Аристотеля и Птолемея на мироздание, то стремились уверовать в противоположное: будто вся Вселенная - единый мир и повсюду царят одни и те же законы. А что если мы ошибаемся? - Николл отложил давно погасшую трубку и, подкрепляя свою речь, оживленно размахивал руками. - Земля движется. Наверное, мы вошли в такой участок космического пространства, где синхронность имеет большее значение, чем причинность. Видимо, определяемые причинностью законы, по которым творилась предыдущая история Земли, не применимы в том месте, где мы сейчас оказались.» В итоге, как только диктор произносит «катастрофа», всё накрывается медным тазом. Своеобразный юмор.
КТО ПЕРВЫЙ? (рассказ) Мак РЕЙНОЛЬДС - довольно занятный юмористический обыгрыш схематических представлений о том, как работает экономика при культуре потребления с кредитованием и взаимозависимостями между различными производителями и продавцами. Некая анекдотическая аллюзия на рейганомику, возможно. Один рядовой гражданин решает не покупать новый морозильник, в итоге вся система идёт вразнос. Пока ему прямым государственным решением на высшем уровне не выдают (сверхсекретно) деньги на такую покупку, что тут же выравнивает ситуацию. В рассказе присутствует сатира на политику:
«- Нашел! Скотт, передайте мой приказ: свернуть все космические программы. Я не могу позволить, чтобы такие суммы просто вышвыривались в небо. Если уж мне не позволяют освобождать Мозамбик и оказывать помощь России, то и яне вижу возможности продолжать колонизацию Луны!
- Да, господин президент, - отозвался Скотт. - Но на Луне наша база. Что будет с людьми, которые сейчас там?
- Сколько их?
- Восемь.
- Сколько будет стоить их возвращение?
Скотт умолк. Деннис грустно стукнул по зубу черенком трубки.
- По моим прикидкам, около миллиарда, шеф.
- Оставьте их там. Незаменимых нет, - мрачно произнес президент. - Поставьте им огромный памятник. Так будет дешевле.»
КЛАНЫ АЛЬФАНСКОЙ ЛУНЫ (роман) Филип К. ДИК - на одной из лун Альфы Центавра после войны с альфанцами остались не эвакуированные психи и даже худо-бедно основали своё сообщество, разбитое на кланы по отклонениям: гебы (гебефреники), маны (маниакально-депрессивные), депы (чисто депрессивные), шизы (шизофреники, пары (параноики), поли и навы (навязчивые). У гебов есть свой захламлённый мусором вонючий Гандитаун, у паров неприступный Адольфвилль, у Манов Высоты Да Винчи с передовым вооружением, у шизов (обладающих даром предвидения и астрального проецирования) - Гамлет-Гамлет.
Сразу несколько интриг, противостояние невнятного мужа активной жене психологу, альфанцам и их агенту-комику земным ЦРУ, чьи стороны рассчитывают на возврат власти над Альфа-Луной.
Роман очень неровный, рвано написан, очень похоже, что слеплен наспех из нескольких задумок, принудительно сведённых в одну книгу. Некоторые персонажи задвинуты на самый задний план, хотя изначально, видимо планировались как ключевые, события прыгают из гротеска и фарса в почти серьёзные. Непрерывная чехарда. Хотя читать можно, несмотря даже на какой-то унылый мазохизм мужа, в итоге даже рассчитывающего «понять-простить» жену после собственного многолетнего унижения ею, серьёзного планирования её устранения и многочисленных полоумных скачек по мужикам на Альфа-Луне. В общем, на грани бреда. Из забавного - на Земле все страны, кроме США - коммунистические. А главный герой занимается тем, что пишет пропагандистские речуги для роботов ЦРУ, которых засылают в Красную Зону.