Белая девочка главная героиня протагонист, её белые мать (отец почти таков, на картинке отсутствует) антагонист с тёмносерой моралью, чёрный антагонист с тёмносерой моралью, мулат-протагонист второй главный герой, два белых протагониста.
Заметное (однако по моему мнению среднее) подростковое фэнтези с экивоками в параллельные миры, ведьм, шаманов, разумных медведей, стереотипных властных клерикалов (прямо скажем, католиков), волшебных приборчиков, дымообразных существ, высасывающих человечью жизненную энергию и тёмную материю с «пылью» и ангелами.
По технике исполнения, первый сезон довольно затянут и нудноват. Особенно линии с «цыганами» (наверное, подразумеваются «пайки», по стилю и поведению похожи). Вообще, второй сезон заметно бодрее первого.
В целом, на данный момент много недосказанного, не очевидного и в то же время обязательного к пояснению для выстраивания логики описываемой мультивселенной. Похоже, сценарий - жутко искромсанная книга.
Довольно быстро, ещё с первого сезона становится ясно, какую именно повестку практически открыто вшили в этот детский сериал. Феминистическая и расовая повестки присутствуют, но не контрастно, откровенных бой-баб кроме ведьм (почти что иной «эльфийской» расы мира главной героини) и мерисьюшной главной героини (Лира Белаква / Lyra Silvertongue / Dafne Keen) нет, значимые героини несколько оттенены героями. ЛГБТ-повестка (пока) отсутствует, что удобно для продвижения данного сериала в страны с хоть сколь-нибудь значимым традиционным укладом.
Вот так запросто мэрисью взяла и стала достоверно читать показания альтиметра, - прибора, пользованию которым обыкновенные людишки обычно учатся десятилетиями. Прибор типа говорит всю правду и всё, что надо знать, успевай только загадывать.
Отдельно бесит институт ведьм - из них делают невероятную имбу, нарушающую логику соотношений сил в мире Магистериума. Когда их сливают, выглядит это на фоне их имбовости вообще невероятно нелепо. Наличие стихийных окон в "наш", технологический мир тоже изрядно добавляет алогичности.
Не мёрзнут, летают, могут перемещаться с невероятной скоростью, сводя на нет любое применение оружия против себя, живут столетиями. И как они при всём при этом попросту не извели Магистериум под ноль, ухитряются попадать в плен и вообще обращать внимание на обычных людишек? Нафиг им вообще возня человеков, дохнущих от любого чиха?!
Что забавно, без этих сомнительных колонн сюжета, произведение не потеряло бы ничего, получив бОльшую стройность. Или можно было бы найти и изобразить в сериале ограничения имбы ведьм и перетекания технологий между мирами, без этого от него несёт сыростью. Про мэрисьюшность героини (она ж ещё и «праматерь Ева» оказывается) уже упоминал. Пацан (Уилл Перри / Will Parry / Amir Wilson) всё ж более вменяемо изображён. Даже убер-нож, что может резать тупо ВСЁ и вскрывает межпространственные был получен им через опасный и по итогу весьма болезненный путь с потерей пальцев на руке и только найденного отца, шамана Джона Парри / John Parry / Andrew Scott.
Чудо нож режет любую материю, прорезает порталы между мирами, при том даже жрать не просит. Фэнтезя такая фэнтезя. А находился нож у предыдущего носителя в странной башне со стилизованными ангелами в странном городе странного мира, в котором у людишек нет деймонов, зато взрослых (недавно) извели те самые "призраки"
Позабавило очередное назначение русских на должность охранников "детского лагеря смерти" Магистериума. Докторы менгели же в этом концлагере говорят на финском с жутчайшим акцентом по утверждению некоторых зрителей. Какие-то нескончаемые наглосаксовы обидки на русских (и финнов, пхах).
Сам Магистериум, понятное дело, изображает консервативная часть Ватикана и католиков в целом, с деймонами в виде ползуче-кусачих гадов и членистоногой братии, прямей некуда. С приданными зольдатен унд официрен с оружием 3-го Рейха. Наглики продолжают пинать поверженного льва (Христианство как институт). Как в анекдоте, «в его надгробный камень продолжали бить молнии».
"Мариса идёт по коридору". Что характерно, у полицаев (и вояк) деймоны - собаки. Как правило, овчарки или добберманы.
Всё настолько гипертрофировано и утрировано, что отчётливо на сем фоне выделяются Мариса Коултер/ Mrs Coulter / Ruth Wilson (дева Мария?) и лорд Азриэль / Lord Asriel / James McAvoy) [Педивикия]«ангел смерти в иудаизме и исламе, который помогает людям перейти в иной мир» своей некартонностью и выходом за шаблоны (чужих детишек ради смутных целей могут и убить, правда, своих жалеют). Уверен, в последующих сезонах их даже выставят героями, позволяя зрителю сделать в подсознании пометку: ну за свободу, выход в иные миры, месть «злому Богу» и помощь «добрым ангелам» можно простить и умерщвление детишек. Тем более, что в последней серии 2-го сезона ангелы официально принимают лорда Озвереля Азриэля (то ли сделали вид, что не в курсе его практики открытия врат в мир Башни с Ножом при помощи казни ребёнка, то ли им такие «мелочи» побоку, - человечина режет друг друга, а нам-то шо?!) в ряды богоборческого ополчения, к которому, судя по всему, присоединятся даже горные мары - живые полудикие человекоядные горгульи мира Магистериума. Всё для фронта, всё для победы!
Китайцев в толерантном мире Магистериума не видно, и это наряду с присутствием русских и финнов. Закрадываются очень нехорошие конспирологические предположения, если вспомнить, как сосредоточенно и неуклонно самый передовой и массовый шоубиз уже пару десятилетий бьёт в одну и ту же точку, методично расчеловечивая русских. Но, конечно, "эта жи децкий фильм, к таму жи фэнтэзя! люди ни выдумэвайти ирунды!"
В теории, тут возможен трезвый расчёт - китайцев трогать нельзя, они делают большую кассу шоубизу, мусульман нельзя по понятным причинам, чернокожих вообще без комментариев, опять же евреев тоже - слишком недавно была 2МВ, ещё не забылась, а европеев и так уже вовсю затащили в "Светлый Новый Мир", никто не поверит в их отрицалову, будет диссонанс и отторжение, а тут старое доброе клише со "злобными советскими" (русскими), которое уже на подкорку вбито у жителей стран "Свободного Мира" за несколько поколений. Даже северокорейцев и вьетнамцев не успели превратить в столь же яркое клише.
Лорд Бореаль и в своём мире непростая персона. Мало того, что богат и влиятелен "в миру", ещё и посвящён в близкий круг Магистериума, выполняет некоторую грязную работу для Магистериума (грохнул журналистку) и вправе требовать приоритетно быстрое исполнение запросов к служащему с альтиметром, принадлежащим Магистериуму.
В качестве отсылки на библейского «змея-искусителя» в сериале присутствует (а во 2-м сезоне пущен под нож отравлен Марисой в мире Башни с Ножом) жеманный пафосный Карло Бореаль / Carlo Boreal / Ariyon Bakare , деймоном коего является жёлтый (похоже, подразумевается ядовитый) змей. Карло мутит свои не совсем ясные (кроме разве что мечты заполучить чудо-нож) делишки, живёт, минимум, на два-три мира (в мире Башни с Ножом не задерживается по понятным причинам - «призраки» запросто схарчили бы и его, если б не был осторожным), в «нашем» мире пользуется благами цивилизации, богатей, коллекционер, ездит на дорогом авто, содержит группу наёмников в составе хакера и полицейского.
С ангелами не ясно. Эти сущности не обязательно было визуализировать вообще, а в стереотипном виде так и подавно. Сами по себе, как сила мультивселенной сериала, они как-то избирательно помогают определённым персонажам. Либо провис сценария, либо просто за уши притянутый заведомый подтекст, соотносящий ключевых персонажей с библейскими/гностическими аналогами. Я бы поставил на второе.
Думаю, и Марисе «ангел явится». Пусть она пока что была отмечена в качестве «повелителя духов». Ну и опять рефрен к знаменитой картине, уже показанный во многих фильмах с гностоповесткой, например, в "Матрице".
Случаен ли такой фэнтезийный нюанс, как пристыкованные деймоны? Намёк на то, что в этом мире все минимум психики (терминология гностицизма) как-то не бьётся с заведомо очернёнными магистериумцами. И потом, если в «нашем» мире человек, максимум, недопсихик, то чтоб стать психиком, ему надо погостить в мире Магистериума, обретя деймона (коий дико похож на аниму/анимуса из психологии [Педивикия]"Юнг полагал, что Анима - это женская часть психики мужчины, а Анимус - мужская часть психики женщины"). У баб в сериале деймон мужской, у мужиков - женский.
Кстати, что характерно, сериал, несмотря ни на что, не содержит ЛГБТ повестки, даже намёков (как минимум, пока), что тоже очень интересный факт. Тот факт, что отец пацана, по его словам, "рад, что обрёл в этом мире женскую часть себя" не в счёт, пока это просто побочный факт, ничего не заявляющий по теме.
Итак, на данный момент имеем следующее. Набившие оскомину удары по Церкви (в целом доминировавшему в европейской цивилизации библейскому проекту), богоборчество, "неправильные" миры, созданные злым демиургом, злые отцы, приносящие в жертву детишек и добрые, жертвующие собой во имя тех, кого называют своими детьми, немного "праматери Евы" (думаю, и Адама в открытую высветят, раз уж Еву задекларировали), немного восстающих ангелов. Гностицизмом аж разит. И целевая аудитория - совсем юные подростки, как бы ещё младенцам гностоповестку прописать, хах.
Орденом управляет и руководит Великий Магистр, назначаемый Папой из Кардиналов Святой Римской Церкви. Руководить Орденом ему помогают Великий Магистериум и его Президиум, а также Совет Ордена. Самым высокопоставленным лицом после Великого Магистра является Латинский Патриарх Иерусалима, занимающий должность Великого Приора Ордена.[10]
Удивительно, что ранее не гуглил автора, не такой уж простой персонаж, кавалер Ордена Британской Империи с чисто британской фамилией сэр Фи́лип Пу́лман.
[Педивикия:]Пулман является приверженцем Британской гуманистической ассоциации и почётным членом Национального секулярного общества (англ.)рус.. Журналистка газеты «The New Yorker» Лора Миллер определяет Пулмана, как одного из самых ярых атеистов[6]. В 2002 году в интервью The Daily Telegraph Пулман отмечал, что «Блейк называл Мильтона настоящим поэтом и из партии дьявола, хотя тот и не знал об этом. Я из партии дьявола и это знаю»[7]. 15 сентября 2010 года наряду с 54 другими известными в Великобритании людьми (Стивен Фрай, Ричард Докинз, Джонатан Миллер, Терри Пратчетт, Кен Фоллетт) подписал открытое письмо в The Guardian, выступив против «почётного государственного визита» в Соединённое Королевство папы Бенедикта XVI; в письме утверждалось, что Папа Римский допустил нарушение прав человека по всему миру, руководя государством, которое «сопротивляется подписанию многих договоров в области прав человека и подписало договоры („конкордаты“) с многими государствами, которые отрицательно влияют на человеческие права граждан в этих странах»[8].