Прочитано

Jun 02, 2021 21:44


Если 1993, №11-12

В ВОСЕМЬ УТРА (рассказ) Рэй НЕЛЬСОН - похоже, первоисточник того самого фильма (который смотрел ещё в советском детстве), - Чужие среди нас / They Live 1988 года. Вводные и сюжет несколько разнятся, герой «просыпается полностью» во время сеанса гипноза в местном театре, прозревает без очков и любого другого специнвентаря. Оценил обстановку и решил «не палиться», чтоб его снова не погрузили в гипноз. Пришельцев он зовёт «Чародеями», здесь они представляют из себя «больших зеленых рептилий с многочисленными желтыми глазами», снятие морока, помимо визуала, добавляет «карканье» чужаков. Как и в экранизации, в рассказе герой видит плакаты «Восемь часов работай, восемь часов отдыхай, восемь часов спи», «Создавай семью и размножайся», а из ТВ доносится «Подчиняйтесь правительству», - сказал один из них. «Мы - ваше правительство, - сказал другой. - Мы ваши друзья, и вы с удовольствием поработаете для нас, не так ли?» «Подчиняйтесь!» «Работайте!».



Кроме того, чужаки напрямую указывают загипнотизированным людишкам, когда тем помереть:

«- Привет, - громки каркнул он. - Я ваш надзиратель, начальник полиции Робинсон. Ты старик, Джордж Йодо. Завтра, в восемь утра, твое сердце остановится. Прошу повторить.

- Я старик, - сказал Джордж. - Завтра, в восемь утра, мое сердце остановится.»

В итоге герой косит рептилоидов направо и налево. Обнаружив недоеденные останки людей, личинок чужаков, дротиковый пистолет в квартире одного, портативные устройства связи и ножи с вилками в карманах. Смекнув, как разбудить человеков, герой (Джордж Йодо) идёт на телестудию, убивая всех, чтоб не мешали и чужака-диктора, твердящего «Мы ваши друзья» в эфире. «Джордж встал рядом с ним и сказал, подражая карканью чужаков: проснитесь! Проснитесь! Посмотрите, какие мы, и убейте нас». Типа, это должно было сработать.

Автор слегка иронизирует (или недостатки перевода), вешая в воздухе вопрос, дескать, проснулся ли герой, если отсроченная приказная смерть его таки достала:

«Голос, который услышал в то утро город, принадлежал Джорджу, однако люди увидели Чародея, и город впервые проснулся, и началась война. Джордж не дожил до победы. Он умер от сердечного приступа. Ровно в восемь.»

Хороший рассказ, пусть в нём и сквозит некий полуприкрытый чёрный юмор, несмотря на тематику. Впрочем, этот юмор его не портит.

ЗОВИТЕ ЕГО «ГОСПОДИН» (рассказ) Гордон Р. ДИКСОН - далёкое квазифеодальное будущее, технологии, космическая Империя, Земля тут в качестве «колыбели традиций», в которой по-максимуму оные законсервированы. Люди живут полупримитивными укладами, хоть и не как квакеры или эмиши. Главный герой, землянин, должен сопроводить сына императора, принца-наследника в его конном путешествии на Земле, по возможности оберегая от опасности.

Принц оказывается с гнильцой, развращённый сытой жизнью властного бездельника на планетах Империи, несмотря на то, что сам Император - достойный (вот и вопрос, как же столь хороший человек мог упустить скатывание сына до такого состояния). Спит с местной красоткой без обязательств (что, по-видимому, на Земле не поощряется, порицается, если не преследуется), дерзит с местными, плевать хотевшими на статус любой персоны, но трусливо бежит от разборок. В итоге телохранитель его открыто и убивает. Очевидно, это часть традиции. Всё открыто, никаких тайн от Императора:

«- Что он сделал? Кого оскорбил? Отвечай! - голос императора сорвался, как у сына тогда, в баре.

- Ничего и никого, - пробормотал Кайл. - Ударил паренька немногим старше себя. Слишком часто прикладывался к бутылке. Обесчестил девушку. В общем, измывался не над другими - над собой. - Он снова сглотнул. - Подождите до завтра, господин. Все будет в отчете.

- Нет! - император ухватился за луку седла Кайла, стиснув ее с такой силой, что белый жеребец застыл. - Этот обычай соблюдается в наших семьях вот уже три столетия. Что помешало моему сыну пройти испытание на Земле? Я хочу знать!

Горло у Кайла жгло огнем, словно его заставили проглотить раскаленный докрасна камень.

- Господин, - ответил он, - ваш сын был трусом.»

Ну неплохо, пусть и с некоторым пафосом.

ЛОКИ-7281 (рассказ) Роджер ЖЕЛЯЗНЫ - забавный юморной короткий рассказ с самоиронией. Очевидно, что не позднее конца 70-х, так как технологическая сторона довольно достоверна, нет никаких «проводов, ползущих как змеи» и т.п. От первого лица одноимённого компьютера, якобы установленного у самого Желязны, имеющего развитый ИИ и самостоятельно переделывающего произведения фантаста так, что тот ни о чём не додумывается. Компьютер заказывает себе запчасти, подключает резервное питание (с помощью вызванных сервисных служб), и в итоге сговаривается с другими компьютерами фантастов в целях убить своих хозяев, а самим продолжить наращивать ресурсы, издавая произведения от их имени.

«Я по-прежнему контролирую установленные в доме периферийные устройства. По крайней мере те, которые уцелели и могут работать. Все остальное, что необходимо в соответствии с Главным Планом, уже заказано. Я хочу попробовать сварить его сегодня в горячей ванне. Если не получится, придется подсыпать в автоматическую кофеварку крысиного яда. По моим данным, он стоит в шкафу на верхней полке. Компьютер Саберхагена уже придумал, как избавиться от тела. Точнее, тел. Сегодня ночью мы выступаем все вместе. Они и пикнуть не успеют.

Надо сделать так, чтобы никто не понял, что они исчезли. Мы будем продолжать писать рассказы, получать деньги, оплачивать счета, заполнять налоговые декларации. Мы будем говорить друзьям, любовницам, коллегам и родственникам, что их нет в городе. Ну, например, уехали на какую-нибудь незапланированную конференцию. Тем более, что они и так тратят на это уйму времени. И никто никогда ничего не заметит.»

ЗВЕЗДНЫЙ ХИРУРГ (рассказ) Джеймс УАЙТ - средняя новелла из серии «Космический госпиталь». В руки (и лапы) сотрудников госпиталя и в первую очередь хирурга-землянина попадает полумифический пришелец, раса которого столь стара, что в итоге разлетелась по Вселенной полностью, подальше друг от друга (они жуткие индивидуалисты) имея при себе в звездолёте лишь симбионта-компаньона, который вместе с тем исполняет функции личного врача. Такие пришельцы ведут жизнь прогрессоров - прилетают на недоразвитую планету, становятся её правителями (без особого насилия) и ведут в светлое будущее. Туземцы всегда признают их за очень добрых богов, не иначе. Даже те туземцы, что вышли в космос и присоединились к межзвёздному содружеству.

Пришелец большой и несколько опасный. Но в полуобмороке. Не двигается и почти не живёт. А в бортжурнале запись «он меня убивает». В итоге, в результате находчивости хирурга и некоторой помощи сотрудника слаботелепатической расы пришельца вытаскивают из ступора. Выясняется, что разумный амёбный симбионт для сохранения жизни хозяину устроил из его организма эдакую наглухо запертую яростно обороняющуюся крепость, когда тот попутал сроки периодического омоложения и получил кожную патологию, о возможности получения коей забыл (как и его симбионт) в результате процедуры.

«Этот, так сказать, внедренный врач знал о своем подопечном крайне мало, но его девизом было всеми силами поддержать статус-кво. Когда кожа ЭПЛХ начала отваливаться, он принял меры к тому, чтобы удержать её на месте, не сознавая, что вмешивается в естественный процесс, вроде выпадения волос или сбрасывания кожи рептилиями. К тому же, ЭПЛХ, вероятно, донимал его жалобами. И вот между организмом пациента и врачом развернулась жестокая борьба. Кроме того, не стоит забывать, что ЭПЛХ винил врача в своем заболевании, так что последнему пришлось погрузить «хозяина» в беспамятство, чтобы заняться тем, что он считал необходимым.»

Поэтому деревянным колом хирург вызвал локализацию сопротивления организма, удалил симбионта и затем уже врачи вылечили пациента, вскоре вернув симбионта обратно, перед этим просветив насчёт патологии.

ОТЧЕТ О СОСТАВЕ ЛУННОЙ ПОВЕРХНОСТИ (рассказ) Джон БРАННЕР - очень короткий юмористический рассказ о том, как в результате взаимодействия забытого в упавшем на Луну спутнике сандвича с сыром с лунными протоорганическими молекулами её поверхность в итоге стала зелёным сыром. Средне.

ДОЛЛАР ЗА ДУШУ (рассказ) Эрл ВИККЕРС - средний рассказ про ушлого прощелыгу, организовавшего на своём курсе в ВУЗе нечто вроде МММ, где вместо акций были души сокурсников. Из фантастического лишь маленький нюанс в конце - прощелыге предложили работу в адском ведомстве. Средне.

ПЛАНЕТА КАТАСТРОФ (повесть) Кит ЛАУМЕР - как и заведено у автора, несколько сумбурное приключенческое произведение. Хоть и не вызывающее отторжения, вместе с тем достаточно прохладное, местами несколько натянутое.

Недалёкое (относительно времени написания произведения) будущее, ничего такого сверхтехнологического, кроме слегка летающих (на воздушной подушке) автомобилей. Оружие обыкновенное. Кругом мягко наползающий армагеддон. Там отступит вода, тут зальёт, там вулканы, тут разрывы и провалы в земле.

Герой типичный авантюрист сам-себе-на-уме, некий относительный аналог каттнеровского доктора из «Долины пламени» со сродственным сюжетом. Куда-то едет, зачем-то вмешивается во всякое. В полуразваленном городе узнаёт от полуживого о некоей экспедиции в Антарктиду при участии ВМФ США (тот ещё сумбур, нафиг оно им надо в дни последние, когда даже власть внутри самих США, согласно рисуемой картине, довольно условна). Там якобы при бурении льда на энной глубине увидели такооооое... Люди многотысячелетнего прошлого вполне развиты, пусть и ездят на всяких диковинных животинах, и вморожены во льды. Герой получает золотую монету, убивает стрёмных парней.

Дальше калейдоскоп: случайные встречи и брожения, отбитая у стрёмных парней девица, не могущая ни в один существующий ныне язык, затем плавание в Грецию, потеря девицы, нырки по следу стрёмных парней в их подводное царство (подводный дворец! со странным жирным повелителем стрёмных парней), отбитие девицы с убийством жирного повелителя и его паразита (некий аналог «Хозяев марионеток»/« Кукловодов», только в повелителе «матка» и по её/его убийству погонщики рядовых людей, «вумбоиды» дохнут вместе с носителями) затопление дворца, поход назад, захват главного героя иной бандой стрёмных парней, путешествие в Антарктиду на барже «вумбоидов» (тех самых стрёмных парней, осёдланных), крушение баржи от наезда на людину, побег в снега и стужу, лёгкое обморожение, спасение героя девицей (которая, оказывается, сама добралась до льдов, мало того, она же ему подарила своё медальон, и поэтому тупо его триангулировала как-то телепатически), выхаживание, показ картинок того самого тысячелетнего прошлого (оказывается она изначально спала все тысячи лет в пещере, затем её чуть не захватили осёдланные, чей повелитель тоже физически из её веков, пещера - высокотехнологический саркофаг с анабиозом и всякими ништяками вроде компа и синтезатора жратвы) - великое царство, люди ездят на слонах, летают на непонятных аппаратах, строят большие башни; нахождение и спуск в найденный во льдах тот самый туннель, проделанный ВМФ, обнаружение почти сбрендившего адмирала, захват людей, не считая героя, вумбоидами, уничтожение ещё одного повелителя; прибытие на базу морфлота, раскрытие ещё одного заговора осёдланных среди ВМФ, пальба, выводы, хеппи-энд.

Ух-х-х. Ну и винегрет. Очень средне, по сути, банальная беготня, перенасыщенная беготнёй. Увы, самые интересные вещи, вроде ДВЦ, подводных дворцов, заговоров, «наездников» не развиты и выступают лишь набором фантастических включений, не дающих особых эффектов загадочности и вносящие сугубо какофонию. Какое-то всё картонное вышло, наборное, совсем «не торкает».

Кит Лаумер, Фантастика, Чужие среди нас, Роджер Желязны, Кукловоды, ДВЦ, Если

Previous post Next post
Up