Я помню, как эта книга попала к нам в дом. Мне было лет 9-10, в то время книги можно было купить в большинстве случаев в обмен на макулатуру. Самыми ценными в таких “экспедициях” считались «Унесенные ветром» и «Анжелика» во всевозможных вариациях. Но то ли присутствие в тот день рядом со мной отца, то ли ограниченный (как мне тогда казалось) выбор определил, в том числе, и выбор произведений А. Платонова.
Забегая вперед скажу, что мне понадобилось 15 лет, чтобы прочитать эту книгу, состоящую из повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур». Вначале я думал, что это советская пропаганда, отталкивало и оформление книги (газетная бумага и т.п.). Но при всём при этом меня всегда к ней тянуло.
От страницы к странице желание читать только усиливается. Все три произведения самостоятельны и их можно читать отдельно друг от друга, но я не могу отделаться от ощущения, что они - одно целое. «Ювенильное море» - как зарисовка к тому, что вас ожидает дальше. «Котлован» окончательно погружает вас в сюрреалистическую реальность того времени - времени строительства коммунизма. И вот вы уже на страницах «Чевенгура». Если отложить в сторону исторические факты, исследования, критический взгляд и сфокусировать свое внимание на эмоциональной стороне, то начинает вырисовываться картина победы строительства социализма в умах людей. Конечно, это роман и литературный вымысел, но у меня чёткое ощущение, что в этом вымысле большая доля правды: без таких фанатиков, как Копенкина, которого не берут пули, без доморощенного устроителя коммунизма Чепурного и других персонажей, ничего не могло бы получиться у большивиков. А наличие Прокофия, который на всем этом пытается нажиться, придает правдивости роману. Как и образ главного героя, Александра Дванова, - олицитворение всего народа, - случайно оказавшегося в гуще событий.
Неизбежны паралелли с Ф.Кафкой, хотя на первый взгляд между его произведениями и произведениями А. Платонова нет ничего общего. Они абсолютно разные, и ощущения безысходности, незначительности человека, его неспособности противостоять Року, Судьбе, Карме (назовите как угодно), передают по-разному, но одинаково сильно.
Я долго думал почему именно с Кафкой возникли ассоциации во время чтения. И вот к какому выводу я пришел: и у Кафки, и у Платонова читатель вместе с героями попадают в жернова времени, не в силах ничего изменить и осознавая это, они сами идут на заклание. Рок, Судьба, Карма?