Государь Император Александр III говаривал: «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот». Нынче ситуация несколько изменилась, однако, не сильно. Союзника у нас теперь три - армия, флот и Белоруссия. Правда, первые два ослаблены до предела, а третьего можем со дня на день потерять.
Что такое Белоруссия для современной России? Белоруссия - это абсолютная стабильность на западных рубежах. Никаких гастарбайтеров. Никаких притеснений русскоязычного населения. Никаких сносов памятников. Никакой русофобской истерии. Никаких экологических катастроф и лесных пожаров. Никакой контрабанды. Можно быть спокойными, как лосось после нереста.
Белоруссия - это военный союзник, и это очень серьезно. При населении в четыре раза меньше, чем в Польше, белорусы содержат такую же по величине армию. Ежегодно участвуют в совместных с Россией учениях. Прикрывают наше небо, отодвигая радиус поражения совместной системы ПВО на 150 километров в западном направлении, а радиус обнаружения - на 400 километров. При этом Белоруссии самой по себе такая армия (около 1500 танков, столько же БТР и БМП, около 1000 артсистем, около 350 РСЗО, около 350 систем ПВО и т.д.) не нужна.
Белоруссия - союзник экономический, и это не менее серьезно. В экономике важна не только прибыль, но и стабильность. Мало того, стабильность иногда приоритетнее. Так вот, со стабильностью в экономических отношениях с Белоруссией все просто отлично. Большая часть промышленных связей, действовавших между нашими и белорусскими предприятиями еще в СССР, сохранена. Белорусы поставляют на наши рынки первосортные продукты питания - не ГМО, не глубокая заморозка и не ноги неизвестной науке птицы - а в условиях хиреющего отечественного АПК это сверхкритично для продовольственной безопасности РФ. Если абстрагироваться от политических оценок, то становится ясно, с экономикой у соседей все в порядке. Вот, скажем, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Филипп Ле Уэру недавно заявил, что в последние 10 лет в развитии белорусской экономики наблюдаются замечательный успехи, в частности, экономический рост был ближе к китайскому, чем к европейскому, очень сильно сократился уровень бедности. Он отметил, что в течение последних 15 лет проекты Всемирного банка в Белоруссии работали очень хорошо, и это «хороший признак высокого уровня развития государственного управления». Обратите внимание, это говорит не Зюганов! Это говорит международный финансовый чиновник высочайшего ранга, которому, как и многим на Западе, не нравится независимая позиция Белоруссии, но он не считает возможным врать.
Мало того. Во многих вопросах белорусское руководство ведет себя попросту благородно, иначе не скажешь, а для постсоветского пространства это вообще нонсенс. Взять, к примеру, Чернобыль. Проблема радиоактивного заражения в Белоруссии стоит более остро, чем даже на самой Украине. Дело в том, что в момент аварии радиоактивные изотопы выбрасывались из реактора наружу, и не оседали сразу, а улетали туда, куда дул ветер. А ветер дул в Белоруссию. Достаточно взглянуть на
карту заражения, и станет видно, что т.н. «закрытых зон» (более 40 Ки/км.кв. цезия-137) в Белоруссии больше, чем на Украине, а больше их нигде и нет. Мало того. В результате бета-распада плутония-241 происходит образование америция-241, а он фонит сильнее! Рост активности почв, загрязнённых трансурановыми изотопами, за счёт Am-241 будет продолжаться до 2060 г., и его вклад составит 66,8 %. В частности, в 2086 году альфа-активность почвы на загрязнённых плутонием территориях Республики Беларусь будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период.
При чем тут наши отношения с белорусами? А при том, что РФ является правопреемником СССР. За все, что было в СССР, теперь отвечаем мы. А Чернобыльская катастрофа была не на Украине (не было тогда никакой Украины, а была УССР), а в СССР. И если, не дай Бог, в Белоруссии сменится власть, и этот козырь достанут из рукава, последствия могут нам очень не понравиться. Очень. Могут компенсаций через европейский суд потребовать. И придется платить. А ущерб от аварии оценивается в несколько десятков нынешних годовых бюджетов Белоруссии.
Теперь о том, во что нам обходится все это удовольствие - экономические связи, стабильность, таможенный союз, военное сотрудничество, непотревоженные радиоактивные скелеты в шкафу. Медведев в своей последней
видеоатаке на Лукашенко привел цифру - 2 млрд. долларов в год за счет льготных поставок нефтепродуктов и «сопоставимые дотации» за счет льготных поставок газа. Конечно, с цифирью тут не все так просто. Во-первых, все наши клиенты в восточной Европе газом и нефтью насыщены. Больше им не надо. Во-вторых, Белоруссия под боком, и не надо платить за транзит. В-третьих, есть понятие диверсификации - лучше продавать в разные места, пусть куда-то и дешевле, зато иметь более стабильный доход. Ну да ладно, пусть будет 4 млрд. долларов в год. За все вышеперечисленные преференции не такая уж высокая плата, не правда ли? А если уж совсем беда с деньгами, можно спустить с цепи Следственный комитет при прокуратуре на лужковско-батуринское «Интеко» - там явно все пахнет статьей «с конфискацией». Где-то на 10 лет нефтегазовых «дотаций» как раз хватит.
Нужно четко понимать, что все перечисленные плюсы в наших отношениях - от Лукашенко. При другом президенте ситуация может измениться быстро, жестко и до неузнаваемости. Запретят русский язык и будут закрывать русские школы. Запустят программы по вступлению в НАТО и Евросоюз, и подлетное время «томагавков» до колокольни Ивана Великого будет 10-12 минут. Выйдут из таможенного союза. Потребуют триллион долларов на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии, дойдут до ООН и Страсбурга.
Травля Александра Григорьевича Лукашенко накануне президентских выборов в Белоруссии - не просто не в интересах России. Это, что называется, вредительство. Никаких преференций от смены власти в Республике Беларусь у нас поиметь не получится, а вот потерять мы можем - мама не горюй! А травят «батьку» - системно, беспощадно, тотально - от последнего телеведущего до президента РФ.
Конечно, сдавать своих союзников - это, можно сказать, внешнеполитическое кредо Российской Федерации. Где Югославия? Где Афганистан? Где Куба? Где, собственно говоря, все? Ау! А тишина. Один Лукашенко остался. Как бы не появилась вслед за
известной песней группы «Тату» еще одна - «ты прости, сестра моя, Белоруссия»…