(no subject)

Jan 25, 2015 01:50





Еремина-Соленикова Е. В.
Карикатура Джорджа Крукшенка  «La Belle assemblee, or sketches of characteristic dancing».
В Англии начала XIX века карикатура была важной частью искусства. Она отражала различные социальные явления, прежде всего - высшего общества.
Еще в первой половине XVIII века картины и гравюры Уильяма. Хогарта, высмеивающие нравы английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного искусства. Английские графики-карикатуристы второй половины XVIII - начала XIX веков  Джеймс Гилрей, Томас Роуландсон, Джордж Крукшенк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища.

Танцы являлись, без сомнения, значительной частью жизни данного общества, но привлекали почему-то внимание в основном не художников, а карикатуристов. Сохранилось достаточно большое количество танцевальных карикатур от ведущих мастеров того времени (Роберта и Джорджа Крукшенков, Джеймса Гилрея и других). К началу XIX века относятся многочисленные карикатуры с изображением и бала вообще, и отдельных танцев, например, вальса и кадрили. У Крукшенка выходит даже целая серия работ, изображающих случаи в кадрили.
Однако, как показала еще Л. Д. Блок, карикатуры отличались не только своеобразным взглядом на мир и своеобразным его изображением, но и высокой точностью в передаче изображаемых деталей. Например, именно по карикатуре Ф. Изабэ «Танцующий Вестрис» она смогла описать особенности исполнительской манеры легендарного танцовщика .
Поэтому возможно рассматривать карикатуры как особый род исторического источника. Но здесь нужно быть аккуратным - несомненно, авторы, желая высмеять какие-то неправильные черты и тенденции, могли намеренно изобразить ошибочное исполнение того или иного танца, кроме того, иногда типичные черты доводились до гротеска. Но, с другой стороны, маловероятно, что  карикатуристы специально придумывали не существовавшие реалии - у них было много объектов для сатиры и без применения воображения.
В данной статье хочется проанализировать карикатуру  Джорджа Крукшенка
«La Belle assemblee, or sketches of characteristic dancing», созданную в 1817 году, один из экземпляров которой хранится в Британском музее . Как следует из названия (которое само по себе является пародией - так же назывался популярный женский журнал того времени), на гравюре представлены характерные черты исполнявшихся в благородном обществе танцев.
Рассмотрим их подробнее.
Перед нами 8 групп, представляющих разные танцы (все они подписаны).
Первая группа (не считая танцмейстера с фиддлом , стоящего отдельно в полном ошеломлении от того, что он видит) исполняет традиционный английский контрданс (Country Dance). Этот тип танцев был популярен  на протяжении как минимум полутора веков до момента создания гравюры, и в 1817 году из контрдансов состояла большая часть программ бальных залов островов. Впрочем, уже вскоре, к 1830-м годам эти танцы практически полностью уйдут из бальной практики, чтобы вновь возродиться только на рубеже XIX и XX веков. Для представления танца нарисовано три пары, стоящие в колонну, первые две из них танцуют фигуру right hands across (в современной традиции часто называемую мулине) - танцоры протягивают в центр правые руки и проходят, держась ими, полный круг. Нюансами исполнения (которые, собственно, и высмеивается автором карикатуры) можно считать сильно смещение четверки от центра колонны, так что первому кавалеру приходиться выгибаться, чтобы достать до рук партнеров. К чести изображенных танцоров нужно отметить, что, за исключением второго кавалера (который явно торопится и не следит за техникой исполнения - его правая нога уже поднята и согнута в колене, носок не натянут), все идут с одной и той же ноги (только что сделали шаг правой) и с натянутыми подъемами ног, исполняя танец на полупальцах (судя по соседним группам,  высокие полупальцы и натянутый подъем художник не высмеивал, а специально фиксировал).
Их соседи исполняют шотландский рил (Scots Reel). Этот танец состоял всего из двух повторяющихся фигур - обхода танцующими друг друга по траектории-восьмерке и соло на месте. В представленной композиции мы видим как раз обходы, когда все начали движение вперед с правой ноги. Автор мастерски показал развороты корпуса, по которым можно судить о направлении движения  исполнители. Переданы также и такие важные черты, как использование рук (у кавалера и ближайшей к нам дамы они поднимаются вверх, вторая дама поставила руки на талию довольно необычным образов - выведя локти вперед), хорошая выворотность ног, и хореографические украшения шагов (кавалер явно делает описанный у шотландского танцмейстера Пикока прыжок с выносом ноги). Рилы были популярны в Шотландии в течение многих десятилетий (если не столетий), но в английские бальные залы они пришли всего лет за тридцать до написания этой гравюры.
Третья группа представляет нам традиционный ирландский танец джигу (Irish Jig). Кавалер одет в «народный» костюм, дама - в обычное бальное платье по моде своего времени. Простонародный характер танца подчеркивается бутылкой виски в руке мужчины и ребенком с дубинкой в руке, пытающимся повторять движения партнера. Но ирландская джига в это время была отнюдь не только простонародным танцем - ее активно исполняли в бальных залах Великобритании, на волне моды на  шотландские и ирландские танцы. Об этом пишет ирландский танцмейстер Кассиди, свидетельства этой моды мы находим у английского учителя танцев Вилсона, а также в манускрипте с танцевальными композициями, написанном в Лондоне в 1826 году. Есть и другие изображения этого танца, исполняемого на балах (правда, более поздние). Но, к сожалению, в отличие от шотландских рилов, ирландская джига не была описана. И о том, как она исполнялась, можно только догадываться по отрывочным сведениям. Можно предположить, что на рассматриваемой гравюре танцоры исполняют фигуру hill and toe (удар каблуком - удар носком). Интересной и неизвестной по другим источникам подробностью является то, что hill and toe танцуется ими с разных ног, зеркально .
Четвертая группа, в центре композиции, представляет менуэт (La Minuet). Этим танцем начинались все балы, причем пары исполняли его поочереди, а остальные присутствовавшие в бальной зале были вынуждены ожидать окончания этого танцевального парада, чтобы приступить к другим, гораздо более веселым танцам. Менуэт в это время уже воспринимался как слегка устаревший, церемониальный танец, который при этом отнимал время от других танцев. Поэтому фигуры исполнителей нарисованы очень гротескно, без того доброго юмора, с которым выгравированы исполнители народных танцев. Позы танцоров очень гротескны, угловаты, претенциозны. Кавалер очень сильно перетягивает даму и всю композицию на себя, вмеcто того, чтобы поддерживать партнершу, он ей явно мешает. Из хореографических подробностей интересно отметить, что у танцующих свободны разные ноги, они стоят в симметричных позах, что нехарактерно для «обычного» для того времени minuet ordinare, все шаги которого начинались только с правой ноги. Видимо, на картинке представлено самое начало менуэта, поклоны, которые делались с разных ног и исполнялись  зеркально. Аналогично (в зеркальной позиции) изображены танцующие менуэт и на другой английской гравюре - «Девонширский менуэт» .
Пятая группа, с трудом втиснувшаяся между излишне размашистым менуэтом и толпой в кадрили - это пара, танцующая вальс (German Waltz). Нарисованы танцоры опять же не с добродушной иронией, а очень жестоко. Угловатая, некрасивая пара, с трудом стоящая на высоких полупальцах. Вальс в Англии очень сложно входил в моду. Техника раннего вальса (того, который изображен на гравюре) предполагала очень близкие и тесные объятия, высокие полупальцы, головокружительные повороты. За это вальс считали крайне неприличным танцем, и исполняли только с одним и тем же постоянным партнером. Пара на картинке пытается держаться друг от друга на значительном расстоянии (на вытянутых руках), из-за чего танец у них получается плохо.
Надо отметить, что, не смотря на явный центр, выделенный менуэтом, композиция гравюры может быть прочитана от левого края к правому. Сначала стоит фигура ошеломленного танцмейстера, перед нами разворачиваются танцы британских островов. В середине представлен торжественный менуэт, а дальше, начиная от вальсирующей пары (которая затерта кадрилью также как танцмейстер - контрдансом) идут привезенные в Англию в относительно недавнем времени танцы: французская кадриль, испанское болеро и итальянский балет. Последние расположены аналогично первым трем танцам: групповой танец кадриль/контрданс и сольные: шотландский/испанский, ирландский/английский. Итак, обратимся к иноземным танцам.
Первой нам встречается кадриль (это шестая танцующая группа, если считать слева направо).  Французская кадриль (French Quadrille) - это тип танца, пришедший в Англию в начале 1810-х годов и с энтузиазмом воспринятый английским обществом. В 1818 году выходит книга Барклая Дана, в которой описываются схемы для 9 кадрилей, были и другие публикации. Кадриль - это группа из четырех пар, причем все фигуры нарисованы так тесно, что сложно понять, кто с кем в паре и какую фигуру все исполняют. В качестве танцующих можно выделить кавалера в охристом фраке и синих панталонах и его соседа в сером фраке и двух дам напротив. Определить фигуру оказалось невозможно, но танцующие кавалеры оказываются между стоящей парой, разрывая ее, что невозможно в данном типе танца. Единственный вариант, который можно предположить - что пара, стоявшая справа танцует с кавалером дальней от зрителя и дамой ближайшей к зрителю пар.  Все танцоры старательно оттягивают носки, но при этом безбожно сгибают спины, чем убивается весь эффект от их хореографических изысков. Но согнутые спины (которыми отличаются не только танцующие, но и стоящие партнеры) вместе со склоненными в центр перьями на головах у дам выполняют еще одну роль - они показывают кадриль как единую, закрытую группу. Именно так и воспринимались кадрили в это время - танец для близкой группы людей, закрытый для тех, кто к кругу не принадлежит (в отличие от контрданса, в котором танцующие перетанцовывают со всеми, вставшими в сет парами - иногда таких пар могло быть до двенадцати).
Седьмая и восьмая группы изображают модные в то время харАктерные танцы, связанные с культурой балета. В данном случае это - испанское болеро (Spanish Boliero) и итальянский балет (Ballet Italiene) с гирляндой из роз. Подобные танцы можно найти во многих книгах - например, в упоминавшемся выше английском манускрипте 1826 года или у русского танцмейстера Петровского. Несмотря на всю карикатурность изображения, Крукшенк подчеркивает характЕрные признаки этих танцев - экспрессивные, пружинистые движения испанцев и точеные, раскрывающие всю фигуру, па итальянского балета. Итальянский балет имеет перекличку с ирландской джигой: оба находятся в конце своего ряда, завершая его, и в обоих случаях за парой стоит «помощник»: если в ирландской джиге это был ребенок, то здесь - маленькая собачка, тщательно исполняющая па на задних лапках. Рассказ об иноземных танцах закончен, точка поставлена.
Давая общую оценку тому, как изображены танцы, важно отметить, что художник очень точно передал особенности того, что он видел в бальной зале - вплоть до детального воспроизведения па и техники их исполнения. Несмотря на гротескность фигур, мы легко можем определить, что именно исполняют танцующие в той или иной группе. Но, используя этот материал как источник для восстановления танцевальных па, нужно не забывать, что это - карикатура, то есть художником подчеркнуты не только особенности танцев, но и ошибки при их исполнении.
Если же говорить о карикатуре как произведении искусства, то интересно проанализировать композицию произведения. Кроме уже упомянутого прочтения слева направо можно рассмотреть ее и под другим углом зрения. Перед нами - не документальная фотография бальной залы (в ней, конечно, могли одновременно танцевать, к примеру, контрданс и рил, но всяко не могли исполнять все восемь танцев одномоментно). Композиция построена скорее как балетная сцена. В центре - солисты, исполняющие менуэт, их фигуры выделены не только тем пространством, что им отдано, но и балконом с музыкантами, образующим над менуэтирующими арку. Направо и налево расходятся лучами группы «кордебалета» - британских танцев (налево) и чужеземных (направо). Хаос, творящийся на «сцене» поддерживается и декорациями - отделкой балкона, на котором находятся музыканты, в которой можно найти танцующие в невероятных позах фигуры, а также картины на стенах: слева - с изображением цирка, с танцующими медведем, собаками и лошадью, справа - с танцем на веревке, пляской святого Витта и танцем сумасшедших под виселицей. Картины, чтобы мы не перепутали, также снабжены надписями.
Таким образом, художник создал очень целостное, продуманное произведение, позволявшее вдоволь посмеяться над обитателями бальных зал его времени - Англии периода Регентства.
Примечания:
1.  Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М, Искусство, 1987, с.155.
2.  Инвентарный номер 1862,1217.278, опубликована на официальном сайте музея: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1647493&partId=1
3.  Род скрипки, традиционный инструмент танцмейстеров начала  XIX века.
4.  По-видимому, hill and toe в это время воспринималась как традиционная для ирландской джиги фигура - к примеру, в описании ирландского танца из уже упоминавшегося манускрипта 1826 года, она встречается чаще других, а в сохранившейся в шотландской традиции «ирландской джиге» hill and toe является одним из часто повторяющихся элементов.
5.  Выполнена Вильямом Холандом в 1813 г. Опубликована в Интернете: http://janeaustensworld.files.wordpress.com/2010/06/the-devonshire-minuet.jpg
Previous post Next post
Up