О Чине всенародного покаяния

Sep 03, 2013 17:02

Оригинал взят у tamarafavor в О Чине всенародного покаяния
Много еще не усвоенного хранят материалы Поместного собора 1917/18 гг. Разговаривая об этом с теми, кто хоть как-то знаком с ними, получаешь разные отклики. Одни считают, что не пришло еще время для реализции решений Собора. Другие - что время уже упущено, мы живем в других обстоятельствах, не тот контекст жизни. Третьи говорят о том, что, даже если бы не случилось революции 17-го года и можно было бы все силы положить на реализацию решений этого Собора, из этого мало бы что вышло. Слишком много разрывов с Преданием, слишком велика разобщенность между верующими. Ценность духа соборности стала осознаваться верными, когда на смену растерянности пришло ощущение беды. 8 августа 1918 года патриарх Тихон подписал послание всем верным чадам Церкви с призывом к всенародному покаянию.

«Грех помрачил народный разум (…) разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу». Народ прельстился «великим соблазном чувственных земных благ». Оставшиеся верными Церкви и Родине призваны, подобно древним ниневитянам, плакать о великих грехах Отечества, пока оно не погибло до конца». Почему этот призыв остался без должного ответа? Можем ли мы сейчас войти в печаль Патриарха Тихона по Боге? Еще в начале XX-го века ясно выразил свое отношение к покаянию Н. Н. Неплюев, основатель Крестовоздвиженского трудового братства. Ответом как собиранием христиан в общинно-братские отношения, основанные на власти Христовой любви. Исповедники веры продолжили этот ответ-собирание. А что мы? Актуальна ли сейчас эта тема? Действен ли Чин всенародного покаяния? Об этом Чине смотрите ниже.


Поместный Собор 1917/18 г.

Богослужение

Эти вопросы Собор не успел рассмотреть полностью, хотя в предсоборный период им было уделено много внимания: Богослужебный язык, русские переводы, исправление богослужебных книг, переработка устава, служение Божественной Литургии, литургическое искусство. Соборный отдел по Литургии, проповедничеству и храму, возглавляемый архиепископом Евлогием (Георгиевским) и включавший 174 члена, оказался самым многочисленным после отделов по ВЦУ, епархии и приходу.

Подотдел по богослужебному языку провел 5 заседаний, на котором было 59 выступлений 39 участников (из них 7 ранее подготовленных докладов). Из числа выступавших 20 были за литургическое употребление русского и украинского языков, 16 - против, позиция троих осталась не вполне четкой. По итогам подготовлены тезисы доклада Собору, в котором были учтены все точки зрения кроме крайних: славянский язык сохранялся как богослужебный, но в пастырских целях допускалось использование русского и украинского, в частности для апостольских и евангельских чтений, параллельно со славянским. Другой подотдел разработал проект по исправлению богослужебного устава. Ни один из этих документов Собор рассмотреть не успел.

За время работы Собора членами богослужебного отдела было рассмотрено и предложено на утверждение несколько новых последований: служба всем святым, в земле Русской просиявшим. Первое совершение службы - 22 июня 1919 год в Петроградском Князь-Владимирском соборе митрополитом Вениамином.

Чин погребения диаконов - отложен до будущего Собора.

Чин всенародного покаяния. После убийства царской семьи и других преступлений и множества проявлений жестокости и кровопролития, 8 августа 18 г. патриарх Тихон подписал послание всем верным чадам с призывом к всенародному молитвенно-покаянному подвигу во время Успенского поста: «Грех помрачил народный разум (…) разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу». Народ прельстился «великим соблазном чувственных земных благ». Оставшиеся верными Церкви и Родине призваны, подобно древним ниневитянам, плакать о великих грехах Отечества, пока оно не погибло до конца». Чин состоял из 2 частей: Канон молебный Господу Иисусу в скорби и обстоянии был составлен Екатериной Лебедевой (редакторы иером. Афанасий (Сахаров) и Б. А. Тураев) и последование литии, певаемое в нужди, скорби и обстоянии из Большого Требника и дополненное комиссией отдела (редакторы те же и еп. Пахомий (Кедров). Оно было одобрено к употреблению по воскресным дням после вечерни и по время крестных ходов, соответствующие покаянные прошения на ектениях предлагалось возносить на всех службах. Последование было направлено на отзыв митр. Сергию, который не рекомендовал его печатать, а вместо канона Лебедевой рекомендовал употреблять тексты более общего характера (Балашов, с. 432-433). Таким образом, призыв патриарха к всенародному покаянию остался без должного ответа.

На момент закрытия Собора были приняты лишь: уточнения по возношению имени патриарха, призыв молиться о мучениках и исповедниках веры во время гонений, решение посвящать в стихарь новоучрежденных благовестников и два соборных постановления. Первое - о восстановлении празднования дня памяти «всех святых Российских» в первое воскресение Петрова поста. Второе - о процедуре канонизации к местному почитанию. Второе постановление не было проведено в жизнь, так как должно было совершаться собором митрополичьего округа, которые не были созданы. Эти полномочия Собор передал временно патриарху и Синоду.

Собор не принял ни одного значительного постановления в области богослужения: плоды дискуссий с 1905 года не были воплощены в жизнь.

Гонения на Церковь

Во время второй сессии было принято постановление «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» (18 апреля 1918 года). Собор призвал к молитве за гонимых, организации крестных ходов к могилам мучеников. 7 февраля или следующее за ним воскресение становятся днем памяти всех новомучеников и исповедников. Подвиги новых мучеников и исповедников должны быть известны народу. Верующие должны сплотиться, создавать братства на разных уровнях, координируемых Всероссийским советом приходских общин при патриаршем престоле. Члены Собора должны сыграть решающую при организации братств на местном уровне. Поместный собор только за собой оставил право распоряжения церковными делами и имуществом.

12 сентября 1918 года собор принял определение «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания».

Общины, лишенные храма, могут собираться вокруг пастыря для совершения домашних и упрощенных богослужений (не исключая литургии). «Священные сосуды могут быть без всяких украшения, а облачения из простой ткани». Но главное не в сохранении материальной ценности, а в хранении главного сокровища - святой веры.

Гонения помешали Собору осуществить свою работу в полноте и прервали его заседания. Но он стал Собором новомучеников исповедников, пострадавших как вовремя проведения Собора, так и после него, впоследствии канонизированных на соборах 1994, 1997 и 2000 годов.

Литература:

Балашов Николай, прот. На пути к литургическому возрождению. Серия: Церковные реформы. Дискуссии в Православной Российской Церкви начала ХХ века. Поместный Собор 1917-1918 гг. и предсоборный период. М. 2001.
Previous post Next post
Up