Как я говорил в прошлой записи, основная масса впечатлений с Крита получена благодаря поездкам на автомобиле. Это было замечательно, поначалу немного страшно, но потом стало понятно, что проблем и опасностей практически нет. Немного трудно было ездить по населенным пунктам и причин для этого две. Во-первых, там зачастую крайне узко и разъехаться со встречными не легко; правда, из-за этого не разгонишься и на перекрестке среагируешь на внезапный знак «Уступи дорогу». Во-вторых, в некоторых местах улицы выглядят такими задворками и лишены каких-либо указателей, что совершенно непонятно, куда ехать, и повернуть не в ту сторону ничего не стоит - лишь навигатор нас и спасал. На основном шоссе мы иногда попадали в некоторые цепочки машин, когда нас тормозил тихоход, или мы сами кого-то тормозили. Но, в общем, обогнать (или пропустить) там не очень сложно. В других же местах машин практически нет, и осторожно выехать на встречную полосу при резком повороте или просто проехать подальше от кромки асфальта, достаточно безопасно. Качество всех дорог вполне удовлетворительное или даже хорошее - кругом асфальт практически без трещин; иногда узко, но это в наиболее удаленных от основных дорог местах. Заправок достаточно много, а стоимость бензина около 1,8 евро за литр. При этом в разных местах стоимость бензина даже на заправках одной и той же фирмы может порядком различаться. Минимальный по качеству бензин - аналог нашего 95-го. А все входы на все музейные объекты (в том числе и под открытым небом) платные.
В первый день мы ездили в Кносс, Фоделе и Бали. Так как наш отель находится в пригороде Ираклиона, то ехать оттуда до Кносса совсем близко. Развалины дворца весьма велики по размерам, но впечатляют мало, так как не совсем понятны его былая форма и архитектура. Просто знаешь, что всему этому несколько тысяч лет - от того и впечатляешься. Кроме того, именно этот дворец и считается прообразом Лабиринта Минотавра. Разрушен же дворец был еще в глубокой древности, еще до расцвета греческой цивилизации (построен же он был минойцами, о которых известно очень мало). Но восстановленные в конце 19-го века фрагменты архитектуры вызывают у многих специалистов споры: некоторые считают, что реставрация была проведена с грубыми ошибками. Тем не менее, это был крупнейший дворец на Крите, это одно из самых «раскрученных» мест, и народу там множество.
В Фоделе мы были в домике аналогичном тому, в котором прошли детские годы выдающегося художника Доменикоса Теотокопулоса, известного под именем Эль Греко. Место там очень симпатичное - в нескольких километрах от моря, в окружении гор (не высоких, но и не низких), поросших лесом, среди плантаций оливковых деревьев. Рядом стоит небольшой храм. В доме - репродукции картин Эль Греко, выполненные, видимо, на стекле и подсвеченные изнутри; выглядит это весьма красиво! На входе в музей нас спросили, откуда мы, и после нашего ответа дали нам брошюру на русском языке (такой сервис больше, кажется, нигде и не предоставлялся). Там, в отличие от всех других мест, которые мы посещали за все поездки, народу практически не было.
В Бали мы заехали к нашим друзьям. Место там довольно симпатичное - и красивая полукруглая бухта, и вид на горы, и волнения моря практически нет, но места там как-то маловато. А отели стоят прямо на горах, и к морю приходится спускаться по лестнице. Зато в той бухте море спокойно практически всегда. Там мы даже искупались: в бухте практически нет волнения, хороший берег, прозрачная вода, и плавать там легко и безопасно. После этого мы еще немного прогулялись по поселку, а потом поехали обратно.
Во второй день (к счастью, уже на другой машине) мы ездили в Маталу через Гортину и Фестос. Дорога проходила через настоящий горный перевал и очень симпатичное селение Агия Варвара (Святая Варвара, Санта Барбара). Видимо, мы там мы ехали во время то ли большой перемены, то ли просто окончания занятий в местной школе, потому что на центральной улице было полно местных школьников. Машин же там было лишь чуть больше, чем за пределами поселка, хотя ехали мы по довольно важной транспортной артерии. Тогда же, за Агией Варварой, мы впервые попали на настоящий серпантин с тещиными языками. Под горку по нему ехать даже весело; в горку же достаточно тяжело (для машины); при движении как в гору, так и с горы у нас закладывало уши.
Гортина - это позднеантичное, римское поселение (впрочем, возникшее гораздо раньше), столица римской провинции на острове. Кроме того, там расположен памятный платан, около которого Зевс овладел Европой. От римских времен там остался Большой свод законов, выполненный на стенах одеона; это самый большой подобный памятник в Греции. Помимо этого там еще есть базилика Святого Тита, но когда мы там были, она находилась не ремонте, и осмотреть ее нам не удалось.
Фестос - несколько меньший по размеру и куда худший в отношении сохранности, чем Кносс, минойский дворец. Но вот расположен он, как мне показалось, даже в более живописном месте - на высоком холме среди почти бескрайней долины, окруженной горами. От дворца там не осталось почти ничего; сохранность строений - метр. Однако благодаря этому, и обзор лучше, и лучше понятны масштабы сооружения. Наибольшее впечатление, пожалуй, производят лестницы огромной ширины.
В Матале главной достопримечательностью являются пещеры, но мы туда не пошли, а посмотрели на них с пляжа. Перед пляжем большая платная, но не особо охраняемая стоянка; вход на пляж бесплатный, но за лежаки и зонтики нужно платить; все цены по 4 евро. Этому пляжу присвоен статус «Пляж голубого флага», но он не произвел на меня особого впечатления. Во-первых, там весьма неудобный вход в воду - дно резко уходит вниз, да и на дне немало камней. Во-вторых, вода там мутная и видимость в ней почти отсутствует. В-третьих, на пляже практически нет кабинок для переодевания (собственно мы видели всего одну кабинку, и это на много десятков зонтиков). Пробыв там немного - устроившись, искупавшись и высохнув - мы отправились обратно, в гостиницу, через весь остров без остановок.
В третий день мы ездили в Аргируполи и Ретимно. Было так жарко, что мы крайне утомились, но значительная часть пути уже была нам знакома по поездке в первый день, так что ехать было относительно просто. В Агрируполи мы покупали косметику, которая продается только там, а также немного прошлись по поселку. Рядом с поселком есть какие-то особенные водопады, а также кладбище, но в те места мы не пошли, так как было жарко, да и мы торопились дальше.
Ретимно - город, построенный еще венецианцами, крепость от которых там сохранилась и является главной достопримечательностью города. Там мы прошлись по узким улицам современного критского города. Каменными джунглями эти места назвать, конечно, нельзя, но в сети улиц не трудно потеряться; а кроме того, разумеется, там нет ни газонов, ни клумб, ни отдельных деревьев и практически нет площадей (площадок). Нижний этаж дома зачастую, хотя и не всегда, занимает магазин. Припарковаться в Ретимно нелегко: во многих зонах парковка запрещена, в других зонах нет свободных мест. Мы уже собрались на платную стоянку, но проехали несколько не туда; и не знаю, что бы мы делали, но нам подвернулось свободное место в бесплатной зоне - туда-то мы и встали. После этого, уже немало измотанные жарой, мы отправились гулять.
Главной достопримечательностью Ремтино является Венецианская крепость, расположенная на высокой и просторной скале, возвышающейся над морем. Впрочем, кроме стен и нескольких строений там не сохранилось почти ничего. Конечно, размеры у крепости впечатляют, но, в целом, она какая-то скучная. Прочие части Ретимно куда интереснее. Мы прошли к порту, потом вернулись на площадь, рядом с которой оставили машину. К сожалению, воспоминаний от этого осталось маловато, так как в тот день было очень жарко.
В четвертый день мы ездили в Пещеру Зевса рядом с Психро, через Краси, а потом поехали в Агиос Николаос через Агиос Георгиос. В этот день мы очень много ездили по горам; кроме того, мы впервые поехали на восточную половину Крита (а до этого ездили два раза на запад и один раз на юг). Когда мы возвращались вечером (и, соответственно, ехали на запад), солнце било нам в лобовое стекло, и это было весьма неприятно, что подпортило впечатление от поездки, но все равно она была прекрасна!
Пещера Зевса, конечно, очень интересна, как примечательно вообще все плато Ласити, в котором пещера расположена. Плато представляет собой большое плоское пространство на высоте примерено 800 метров над уровнем моря. В пещеру от площади Европы (на обозначающем ее мемориальном камне есть надпись в том числе на русском языке) есть две дороги. Короткая крутая и разбитая, а также длинная, но довольно пологая и качественная. В пещеру мы шли по короткой дороге, а обратно - по длинной. Идти по короткой дороге было очень не легко, во многом из-за ее плохого качества. Спуск в пещеру проходит по современной и довольно узкой бетонной лестнице. У меня сразу же возник вопрос - как туда, в такую крутизну спускались раньше. Внутри немного подсвечиваются сталактиты и сталагмиты, но почему-то меня они не впечатлили; впечатление же произвела высота спуска - кажется, она была сопоставима с высотой подъема от площади. Народу там очень много, и среди них было немало русских.
Агиос Николаос - симпатичный город, с первого взгляда мало отличающийся от Ретимно или Ираклиона. Там мы пробыли совсем мало - прошлись по набережной озера, потом по набережной залива, а потом поехали дальше. Мы доехали до Элунды, от которой виден остров Спиналонга, полностью занятый крепостью. На четвертый день поездок у нас накопилась значительная усталость, так что впечатления оседали в памяти похуже. Так что, посмотрев на остатки крепости на Спиналонге, мы отправились в обратный путь. Ехать было неприятно - в западную сторону, прямо в заходящее солнце. В основном мы ехали по главному национальному шоссе; на этом участке подъемов и спусков было поменьше, зато было несколько выемок и два тоннеля. Этим и завершились наши критские автопутешествия.
Во время автопоездок мы дважды просили местных людей о некоторой помощи. Один раз мы просили помочь нам снять деньги в банкомате, а второй раз - спрашивали, далеко ли до заправки, и туда ли мы вообще едем. Оба раза нашими собеседниками были мужчины в возрасте несколько больше среднего. Оба раза они вежливо и весьма подробно рассказали нам, что нужно делать; при этом оба явно не очень хорошо говорили по-английски, но интуитивно мы схватили всю информацию. И, что самое интересное, оба раза казалось, что сейчас они переключатся и заговорят по-русски.
Общий итог автомобильных поездок по Криту - это было прекрасно и очень интересно. Дороги практически везде хорошие, скоплений машин нет, езда, в общем, спокойная, даже на горных серпантинах. И пусть дороги зачастую узкие, разъехаться на них совсем не трудно. Единственная сложность - в населенных не всегда понятно, куда именно ехать, так как на перекрестках нет никаких указателей. Но все это не беда и, как говорится, мелочи жизни.