или о художественной ценности и неравных силах в хэндмейде.
Честно предупреждаю: пост большой, в нем не будет реверансов, патоки и соплей модных оттенков.
Все, кто причисляет себя к миру хэндмейда, в той или иной степени считают себя творцами. Кто-то использует в отношении себя скромное "ремесленник", кто-то определяет себя, как "творческую личность", кто-то использует слово "художник". Казалось бы, всем очевидно, что степень присутсвия творчества в работе рукоделов очень разная. Кто-то из рукоделов отдает себе в этом отчет, кто-то нет. Интересно, что амбиции в этом вопросе, зачастую, одинаково огромные у всех. Втайне все себя считают творцами, в крайнем случае, хужожниками, "а на меньшее я не согласен". Многие кокетничают с понятиями "творчество" и "художественный".
Можно для конкретики рассмотреть украшения. Пусть будет подвеска. Красивая.
Вот люди, которые создают подвески:
1. Человек от А до Я создал предмет. (сам придумал дизайн, нарисовал эскиз, создал паттерны для травления/гравировки/чеканки, выпилил-выгравировал-спаял-вставил камни-запатинировал-отполировал и еще что-то там)
Этот человек САМ СОТВОРИЛ предмет полностью. Работа выполнена им с нуля. Он -творец?
2. Человек создавал предмет с помощью полуфабрикатов (использовал покупные заготовки, готовые покупные молды, созданные кем-то другим паттерны, и удачно все скомпоновав, получил красивый результат). Временные затраты, понятное дело, меньше, чем у первого. Он, вроде бы, сам "придумал дизайн", правда, параметры его идеи уже были определенным образом заданы формой и рисунком купленной заготовки. Красивые загадочные цветочные паттерны, являющиеся главной изюминкой изделия, получены с помощью готового чекана, созданного дамой N. из Огайо. Ажурное крепление кабошона - готовая филигранная заготовка из онлайн-магазина для ювелиров.
Внимание, вопрос: в этом случае человек - творец? На какую часть? :) А как же тетя из Огайо и ее обалденный цветочный паттерн? :))
3. Человек, печатающий кулон на 3D принтере или другой машинке, которая "сама делает ювелирку" с чужих мастер-моделей. (т.е. взял чье-то произведение и технологично размножил его).
Творец?
4. Человек "вдохновившийся" чужой идеей, делающий копию чужой работы вручную.
5. Человек "вдохновившийся", делающий что-то "по мотивом творчества" другого человека (т.е., взял за основу главную идею и "фишку" другого человека и "развил". Насколько он творец?
Пунктов еще много можно дописать. Мне кажется, основная мысль и так уже ясна.
Так сколько же творчества в их творчестве?
Вывод из вышеописанного кажется мне таким очевидным. Но я все чаще сталкиваюсь с тем, что люди не видят и не понимают разницы. Будто внезапно наступила коллективная амнезия и люди позабыли, что ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ определяется не только визуальной привлекательностью, но и количеством индивидуально вложенного интеллектуального и физического труда. А может быть, это просто перестало иметь значение?! Мне, как рукоделу, важно это понять, и конечно же, от этих мыслей тревожно. Потому что я вижу и чувствую в этом прямую связь со своей профессиональной востребованностью.
Можно творчество рассматривать просто как любое созидание (модная ныне тенденция), вне зависимости от контекста, или как некий терапевтический процесс для творящего, где результат и не должен обладать какой-то художественной ценностью, он должен лишь удовлетворять потребность человека в созидании. Это нормально и похвально, пока за это не берут деньги и не требуют несоразмерных оваций.
И тут есть очень удобный момент для любого рода халтуры: творчествометра нет. Невозможно произвести объекивные измерения. А там, где нет объективной шкалы, там всегда спекуляции. И этим радостно прикрываются дельцы.
Онегдод еще и в том, что никто не хочет признавать себя "недотворцом", и даже ушлый дядя за 3D принтером с чужой мастер-моделью в руках, считает себя настоящим творцом, а порой и Творцом. Объясняет он себе свое величие тем, что это Ему пришла в голову "творческая идея" размножить в виде подвесок созданный кем-то, к примеру, стул. И он будет с этой идеей носиться и даже заявит на нее авторские права (ибо, слава Богу, автор стула помер еще в прошлом веке).
Получается интересная картина. В этом многослойном пироге разносортных "творчеств" человек из пункта 1 конкурирует с человеком из каждого пункта, и вынужден как-то лавировать и устанавливать цены, адекватные рыночным, либо неадекватные рыночным, а "рыночные цены" задают ребята из пункта 3, и все называют себя хэндимейдом. И чо уж там, Творцами.
И вот, друзья мои, у меня уже какое-то время навязчивое ощущение, что с творчеством происходит какая-то грустняшка: оно обесценивается и подменяется полуфабрикатами. Делаются всевозможные "подпорки", "подставки", штампики-паттерны-молды, готовые пуансоны и заготовки на все случаи жизни "чтобы облегчить человеку творческий путь". Только очень часто на выходе почему-то загадочным образом получают придушенную, неразвитую фантазию, суррогаты творчества, огромное колличество похожик как две капли воды "дизайнерских вещей", "отважный и бодрый" плагиат и кастрированного внутреннего художника с амбициями очень творческого человека.
Еще пару лет назад я была уверена, что хотя бы на бессознательном уровне, каждый понимает все эти тонкости, но столкнувшись с английским хэндмейдом я поняла, что на самом деле этого можно и не понимать, можно искренне считать, что если ты достаточно аккуратно пришил пуговицу к заготовке под браслет, ты стоишь в одном ряду с Фаберже и Лаликом. И если ты сделал подвеску с помощью китайской фурнитуры всем известной конфигурации и очень популярного, уже набившего всем оскомину готового молда-штампа из небезызвестного магазина, у тебя есть какие-то авторские права. И конечно, забив Этси-магазин печально-одинаковыми красотами, выполненными под копирку по чужим мастер-классам с помощью полуфабрикатов, ты становишься обалденным Artist'ом.
Я чего этот пост пишу-то. Мне беспокойно. Мне все чаще кажется, что благодаря трудолюбивым китайским "сапплаерам" с копеечными полуфабрикатами на все вкусы, набирающим обороты 3-D принтерам и маркетологам (очень озабоченным облегчением творческого пути масс), стопроцентный хэндмейд скоро станет стопроцентно неокупаем, и тогда просто придется, наступая на горло собственной песне, осваивать новые, далеко не ручные, технологии для производства вещей "ан масс" и грешить хотя бы частичной штамповкой, а за этими явлениями медленно, но верно вползет в нашу жизнь на правах нормы беспомощная, но самоуверенная и претенциозная рукожопость.