Философия творчества.

May 14, 2012 15:52






«Философия творчества, культуры и искусства» - так называется одна из невероятных по глубине прозрения работ Н.А. Бердяева, в которой он дал оценку процессу человеческого творчества как отображения процесса творения мира.

«Космичность человека окончательно будет раскрыта лишь в творческую эпоху... Наступление творческой религиозной эпохи и означает глубочайший кризис творчества человека. Творческий акт будет созидать новое бытие, а не ценности дифференцированной культуры, в творческом акте не будет умирать жизнь. Творчество будет продолжать творение, в нем раскроется подобие человеческой природы Творцу. В творчестве будет найден выход субъекта в объект, восстановлено тождество субъекта и объекта. Все великие творцы предваряли этот переворот... Творчество в искусстве, в философии, в морали, в общественности переливается за границы своей сферы, не вливается ни в какие классические нормы, обнаруживает порыв к трансцендентному...».

Сейчас для меня эти слова содержат предельно возможное количество важнейших смысловых зерен, внутри которых выход в Беспредельность. Последние годы я серьезно работаю над темой эволюции сознания, над его креативной природой, над ролью сознания в освоении Духовного Космоса. В процессе подготовки сейчас находится целый цикл статей, в которых я делаю попытку осмыслить грандиозные идеи космизма 20 века на новом уровне. Сейчас мы обладаем таким количеством бесценного материала, что одно прикосновение мысли к этому кипящему информационному вулкану мгновенно дает свои изменения в сознании.

Первые робкие попытки осмысления креативной природы сознания я сделала в своих эссе два года назад. С того времени эта тема звучит во мне постоянной нотой, и я использую любую возможность получить импульс для ее продолжения. Серьезным подспорьем здесь являются научно-философские семинары и конференции, которые я посещала по мере возможности, и материалы которых стараюсь давать в своих журналах и на сайте Планета Людей. Здесь и поразивший меня своей композицией и глубиной доклад Юрия Линника «Креативная природа сознания» на конференции «Сознание как творящая сила Космоса» журнала «Дельфис», замечательная ККС (квантовая концепция сознания) М.Б. Менского, сильнейший доклад Татьяны Книжник «Проблема понимания текста с позиций энергетического мировоззрения» на конференции МЦР 2011 года. Огромным подспорьем в этой теме для меня являются работы А.Д. Панова, в частности, его статья «Разум как промежуточное звено эволюции материи». И, конечно, базовыми материалами являются Живая Этика и «Грани Агни Йоги».

Для чего и для кого я это пишу? Для тех, кто понимает, что на наших глазах и при нашем непосредственном участии в мире происходит качественный эволюционный переход на иной способ мировосприятия, взаимодействия людей с миром и друг с другом. Очень обобщенно мы можем определить это как переход на энергетическое мышление. Но что это означает на практике, в нашей повседневной жизни? Это означает, что наша мысль дает себя понять и использовать не только как регистрационный инструмент, но и как творящюю силу, способную непосредственно влиять на мир и на нас самих. Этому нужно учится, и, прежде всего, это необходимо осознать. И тот, кто уже пришел к этой необходимости, может найти в моих работах нужные подсказки.

Здесь, в этом журнале, в этой электронной рабочей тетради, я буду давать все, что у меня накопилось по вопросам эволюции сознания. Возможно, это поможет мне составить книгу моих статей. В любом случае, это поможет структурировать мои размышления, чтобы четче транслировать их в пространство. Очень скоро мы не постесняемся сказать - в ноосферу.







«...Если творения мысли насыщены элементами непреходящего, бессмертны они и переживают века. Надо дать людям зовущие формулы жизни, стремительно увлекающие их в эволюционный поток жизни, несущийся в Будущее. Но чтобы дать, надо знать, надо знать больше, чем те, кого устремляют по ступеням эволюции жизни. Отсюда необходимость Высшего Знания, Знания синтетического, лишенного узкой специализации, Знания, дающего крылья. В изобилии яром ныне даются каждому могущему вместить духу дары из сокровищницы пространственной мысли. Этот источник никогда не иссякнет, пока в сердце - пылающий Образ Владыки. Огни пространственной мысли претворяет он в формы и тем делает доступными их для людей. В этом и заключается то особое Поручение, которое выполняет Архат на Земле - претворить огонь пространственной мысли в четкие, ясные и людям доступные формы. Мысль, не преломленная через сознание Архата и не оформленная Им, Земле недоступна. В этом вся трудность ассимиляции пространственных Лучей и новых Огненных Энергий, ныне достигающих Землю. Нужны на Земле эти приемники тонких энергий, без которых эволюция превратится в инволюцию. Приемников мало, и потому на них, немногих, такой тяжкий упор. Распределителей, трансформаторов, мало, и потому велика нагрузка и напряжение каждого. Наша Забота, чтобы аппарат духа не перегорел от перенапряжения...» «Грани Агни Йоги», 1958 год.




«...Без труда нет продвижения. Если укажут на отшельников, скажите: отшельничество плодоносно лишь при известных накоплениях, когда тонкая деятельность на Планах Невидимого заменяет деятельность земную. Но это верно лишь только отчасти: знаете, как трудился Сергий. Лучше сделать скучную работу блестяще и с подъемом, чем концентрироваться на мизинце. Путь обычных оккультных умовыражений неверен. Лишь Учитель Может дать указание нужное, но оно будет всегда необычным и в продажных руководствах по оккультизму не значится. Но люди предпочитают глазеть на мизинец, чем развивать зоркость, осторожность и чуткость. Ибо мизинец сулит им призрачное могущество и власть над материей, а глаз орлиный этого не сумеет. Но орлиный глаз есть ступень к силе пространственного творчества, и никакое могущество невозможно без овладения искусством точного воспроизводства. Уметь соединить состояние элементов в нужную картину и держать ее в целом огненным напряжением воли в сознании, поистине, будет уже большим достижением. Ментальная работа без этой способности невозможна. Невозможно и никакое творчество. Не следует репродуктивную способность сознания ограничивать только зрительными впечатлениями, слухом, обонянием и всем остальным. Творчество должно быть полным, а отнюдь не ограничиваться, подобно первым кино, скверным фотографированиям и нечетким и одноцветным воспроизведениям зрительных впечатлений. Истинное творчество должно дать и точность, и цвета, и глубину, и звуки, и ароматы, и ощущения осязательные. Словом, полную картину действительности. Говорю уже не о кинофильмах, но о творческом воспроизведении действительности. Творчество Архата требует всех элементов и полноты ощущаемого образа. Видите прекрасную распустившуюся розу. Неужели думаете, что она создалась сама собою, когда должна быть сила разумения создателя этого цветка, чтобы согласованная гармоничность элементов, его составляющих, и знание точных пропорций дали такое чудесное явление, полное красоты и гармонии. Чтобы творить, надо многое знать. Но Учитель Зовет к творчеству, и уже не отдельных цветов, но целых миров. На этом долгом пути качества и способности, сознательно развиваемые, послужат необходимым и неизбежным условием достижений в развитии творческих способностей духа». «Грани Агни Йоги», 1954 год.

эволюция, М.Б. Менский, мысль, А.Д. Панов, Б.Н. Абрамов, Н.А. Бердяев, творчество, креативная природа сознания, Грани Агни Йоги, философия

Previous post Next post
Up