«Философия творчества, культуры и искусства» - так называется одна из невероятных по глубине прозрения работ Н.А. Бердяева, в которой он дал оценку процессу человеческого творчества как отображения процесса творения мира.
«Космичность человека окончательно будет раскрыта лишь в творческую эпоху... Наступление творческой религиозной эпохи и означает глубочайший кризис творчества человека. Творческий акт будет созидать новое бытие, а не ценности дифференцированной культуры, в творческом акте не будет умирать жизнь. Творчество будет продолжать творение, в нем раскроется подобие человеческой природы Творцу. В творчестве будет найден выход субъекта в объект, восстановлено тождество субъекта и объекта. Все великие творцы предваряли этот переворот... Творчество в искусстве, в философии, в морали, в общественности переливается за границы своей сферы, не вливается ни в какие классические нормы, обнаруживает порыв к трансцендентному...».
Сейчас для меня эти слова содержат предельно возможное количество важнейших смысловых зерен, внутри которых выход в Беспредельность. Последние годы я серьезно работаю над темой эволюции сознания, над его креативной природой, над ролью сознания в освоении Духовного Космоса. В процессе подготовки сейчас находится целый цикл статей, в которых я делаю попытку осмыслить грандиозные идеи космизма 20 века на новом уровне. Сейчас мы обладаем таким количеством бесценного материала, что одно прикосновение мысли к этому кипящему информационному вулкану мгновенно дает свои изменения в сознании.
Первые робкие попытки осмысления креативной природы сознания я сделала в своих
эссе два года назад. С того времени эта тема звучит во мне постоянной нотой, и я использую любую возможность получить импульс для ее продолжения. Серьезным подспорьем здесь являются научно-философские семинары и конференции, которые я посещала по мере возможности, и материалы которых стараюсь давать в своих журналах и на
сайте Планета Людей. Здесь и поразивший меня своей композицией и глубиной
доклад Юрия Линника «Креативная природа сознания» на конференции «Сознание как творящая сила Космоса» журнала «Дельфис», замечательная
ККС (квантовая концепция сознания) М.Б. Менского, сильнейший
доклад Татьяны Книжник «Проблема понимания текста с позиций энергетического мировоззрения» на конференции МЦР 2011 года. Огромным подспорьем в этой теме для меня являются работы А.Д. Панова, в частности, его
статья «Разум как промежуточное звено эволюции материи». И, конечно, базовыми материалами являются Живая Этика и «Грани Агни Йоги».
Для чего и для кого я это пишу? Для тех, кто понимает, что на наших глазах и при нашем непосредственном участии в мире происходит качественный эволюционный переход на иной способ мировосприятия, взаимодействия людей с миром и друг с другом. Очень обобщенно мы можем определить это как переход на энергетическое мышление. Но что это означает на практике, в нашей повседневной жизни? Это означает, что наша мысль дает себя понять и использовать не только как регистрационный инструмент, но и как творящюю силу, способную непосредственно влиять на мир и на нас самих. Этому нужно учится, и, прежде всего, это необходимо осознать. И тот, кто уже пришел к этой необходимости, может найти в моих работах нужные подсказки.
Здесь, в этом журнале, в этой электронной рабочей тетради, я буду давать все, что у меня накопилось по вопросам эволюции сознания. Возможно, это поможет мне составить книгу моих статей. В любом случае, это поможет структурировать мои размышления, чтобы четче транслировать их в пространство. Очень скоро мы не постесняемся сказать - в ноосферу.
«...Если творения мысли насыщены элементами непреходящего, бессмертны они и переживают века. Надо дать людям зовущие формулы жизни, стремительно увлекающие их в эволюционный поток жизни, несущийся в Будущее. Но чтобы дать, надо знать, надо знать больше, чем те, кого устремляют по ступеням эволюции жизни. Отсюда необходимость Высшего Знания, Знания синтетического, лишенного узкой специализации, Знания, дающего крылья. В изобилии яром ныне даются каждому могущему вместить духу дары из сокровищницы пространственной мысли. Этот источник никогда не иссякнет, пока в сердце - пылающий Образ Владыки. Огни пространственной мысли претворяет он в формы и тем делает доступными их для людей. В этом и заключается то особое Поручение, которое выполняет Архат на Земле - претворить огонь пространственной мысли в четкие, ясные и людям доступные формы. Мысль, не преломленная через сознание Архата и не оформленная Им, Земле недоступна. В этом вся трудность ассимиляции пространственных Лучей и новых Огненных Энергий, ныне достигающих Землю. Нужны на Земле эти приемники тонких энергий, без которых эволюция превратится в инволюцию. Приемников мало, и потому на них, немногих, такой тяжкий упор. Распределителей, трансформаторов, мало, и потому велика нагрузка и напряжение каждого. Наша Забота, чтобы аппарат духа не перегорел от перенапряжения...» «Грани Агни Йоги», 1958 год.
«...Без труда нет продвижения. Если укажут на отшельников, скажите: отшельничество плодоносно лишь при известных накоплениях, когда тонкая деятельность на Планах Невидимого заменяет деятельность земную. Но это верно лишь только отчасти: знаете, как трудился Сергий. Лучше сделать скучную работу блестяще и с подъемом, чем концентрироваться на мизинце. Путь обычных оккультных умовыражений неверен. Лишь Учитель Может дать указание нужное, но оно будет всегда необычным и в продажных руководствах по оккультизму не значится. Но люди предпочитают глазеть на мизинец, чем развивать зоркость, осторожность и чуткость. Ибо мизинец сулит им призрачное могущество и власть над материей, а глаз орлиный этого не сумеет. Но орлиный глаз есть ступень к силе пространственного творчества, и никакое могущество невозможно без овладения искусством точного воспроизводства. Уметь соединить состояние элементов в нужную картину и держать ее в целом огненным напряжением воли в сознании, поистине, будет уже большим достижением. Ментальная работа без этой способности невозможна. Невозможно и никакое творчество. Не следует репродуктивную способность сознания ограничивать только зрительными впечатлениями, слухом, обонянием и всем остальным. Творчество должно быть полным, а отнюдь не ограничиваться, подобно первым кино, скверным фотографированиям и нечетким и одноцветным воспроизведениям зрительных впечатлений. Истинное творчество должно дать и точность, и цвета, и глубину, и звуки, и ароматы, и ощущения осязательные. Словом, полную картину действительности. Говорю уже не о кинофильмах, но о творческом воспроизведении действительности. Творчество Архата требует всех элементов и полноты ощущаемого образа. Видите прекрасную распустившуюся розу. Неужели думаете, что она создалась сама собою, когда должна быть сила разумения создателя этого цветка, чтобы согласованная гармоничность элементов, его составляющих, и знание точных пропорций дали такое чудесное явление, полное красоты и гармонии. Чтобы творить, надо многое знать. Но Учитель Зовет к творчеству, и уже не отдельных цветов, но целых миров. На этом долгом пути качества и способности, сознательно развиваемые, послужат необходимым и неизбежным условием достижений в развитии творческих способностей духа». «Грани Агни Йоги», 1954 год.