Египет обязан своей жизнью реке Нил. В её прибрежной зоне шириной порядка 15 километров, проживает около 97% населения страны.
По официальной статистике, в России более 2,8 миллиона рек общей длиной 12,4 миллионов километров.
Причем Волга, с протяженностью русла более 3,5 тыс. км., даже не попадает в первую пятерку. Но именно на неё в России приходится львиная часть речных круизов, поскольку Волга - одна из крупнейших рек Европы по площади бассейна и длине.
Для сравнения, длина Нила, главной реки Африки, - в полтора раза больше - 5,6 тыс. км. Нил берёт начало на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает в Средиземное море, образуя дельту площадью 24 тыс. кв.км.
После строительства Асуанского гидроэнергетического комплекса, который называют просто "Асуанской плотиной", продолжавшегося более 10 лет, и введенного в эксплуатацию 15 января 1971 года, Египет получил много дешевой электроэнергии,
а Нил в нижнем течении стал судоходным круглый год.
Строительство гидроэнергетического комплекса в Асуане проходило в содружестве с Советским Союзом.
Ленточку на гребне плотины в 1971 году перерезали президент Египта Анвар Садат и Председатель Президиума Верховного совета СССР Н. В. Подгорный.
С той поры много воды в Ниле утекло, но об этапах грандиозного строительства гидроузла напоминает памятный монумент
и выставка милых артефактов того времени
включая симпатичный трактор, который для пущей красоты покрыли серой краской.
Перешеек Асуанской плотины - излюбленное место отдыха жителей города Асуана и прибрежных районов.
Последние 3 тысячи километров своего пути Нил не имеет притоков и течет по пустынным просторам Государства Египет.
Участок реки от Асуана до Луксора длиной порядка 215 километров отдан под речные круизы.
Путешествие на пароходе в любом направлении занимает три дня.
Нигде не нашел точной информации, но со слов сопровождающего гида, на этом участке реки круглогодично находятся порядка около 200 судов разной степени комфортабельности.
Поскольку наше путешествие стартует из Асуана вниз по течению (могло быть и наоборот, из Луксора, но вверх по течению), то после ночного авиаперелета из Каира в Асуан знакомство с пароходом-отелем начинается на рассвете.
Наше судно называется IBEROTEL.
К известной сети отелей, несмотря на похожее название, пароход не имеет ровным счетом никакого отношения.
По сути, это комфортабельный (если верить сертификации на борту судна, то пять звезд (5 *) отель, но передвигающийся на воде.
В отличие от теплоходов класса "река-море", которые выполняют круизы на российских реках, египетские суда совершенно лишены прогулочных палуб.
Вся полезная площадь судна отдана под каюты и общественные пространства. Кроме низких потолков ничто не напоминает, что ты находишься на теплоходе.
Принципиальным отличием от круизных 4-х палубных лайнеров, построенных в Германии, Чехии и Австрии во второй половине прошлого века, и сегодня составляющих базу российского круизного флота, египетские теплоходы построены по другим проектам.
Как я уже писал, они лишены прогулочных палуб, а капитанская рубка находится не на уровне солнечной палубы, а ниже.
Это открывает широкие возможности использования верней палубы парохода - там расположены полноценные зоны отдыха, включающие солярии, бары и бассейны.
В остальном габариты круизных пароходов Египта схожи с российскими. Ведь и те и другие вынуждены проходить под мостами и соответствовать габаритам шлюзов.
Шлюз на Ниле по ходу нашего следования встретился всего один.
Но очередь на его прохождение заняла порядка трех часов. Вечерняя экскурсионная программа ввиду наступления темноты была перенесена на следующий день.
Как я понял, такая "гибкость" в расписании движения пароходов в Египте в порядке вещей.
Пароходы проходят шлюзы не в заранее зарезервированное время, как в России, а в порядке живой очереди.
Совершенно допускаю такой вариант развития событий, как, например, - проигрыш в покер очереди в шлюз приятелю - капитану другого корабля. Либо, наоборот, выигрыш!
Кроме шлюзового беспорядка, в Египте я столкнулся с инновационным видом торговли, который мы с коллегами, вдохновившись, положили в основу семинара "Секреты эффективных прямых продаж на Ниле".
С позволения автора названия семинара, некоторые его тезисы будут использованы в данном рассказе.
Дело происходит следующим образом. К борту парохода, следующего курсом по Нилу, канатом цепляется небольшая лодка. Как правило, с двумя торговцами.
Ровно в тот момент, как скорости судов синхронизируются, начинается бойкая торговля.
В лодке-магазине представлен большой ассортимент изделий из ткани. Их шустрые египтяне демонстрируют либо в развернутом виде, либо отточенными движениями просто забрасывают в каюты туристам.
Последние после примерки либо бросают в лодку деньги, либо возвращают назад не понравившуюся вещь.
Еще раз напоминаю, что эти процессы проходят на крейсерской скорости движения судна, которая составляет примерно 25-26 км/час.
Я лично не видел ни одного случая, чтобы торговцы промахнулись, бросая вещи на борт, либо сами упали в воду.
Если вы присмотритесь к пароходам, ждущим очереди на проход шлюза, то увидите у их бортов лодки с торговцами.
Скажу больше, - ряд инновационных египетских продавцов проходят шлюзы вместе с круизными пароходами, и совершают свой распродажный трип уже в обратном направлении.
Российским продавцам товаров для туристов есть чему у них поучиться.
Круизные лайнеры на Ниле хоть и выглядят похоже, отличаются по конструкции.
Это становится очевидно, когда они находятся в непосредственной близости.
Швартуются они у берега борт к борту, а учитывая отсутствие прогулочных и технических палуб, изнутри это выглядит как узкий переулок в высотном мегаполисе.
Напоминающие ананасы дивайсы - это просто амортизаторы, смягчающие трение между бортами.
В России такую функцию обычно выполняют автомобильные покрышки. Не так эстетично, зато эффективно.
По ходу нашего путешествия встречаются и пароходы меньших размеров, вызывающие ассоциации с теплоходной модой начала прошлого века.
Популярности данному виду путешествий добавили многочисленные экранизации детективного романа "Смерть на Ниле".
Агата Кристи написала его в 1933 году находясь с мужем-археологом в Египте.
Нет доказательств, что в то время Агата Кристи была на пароходе, однако, колёсный пароход "PS Sudan", построенный в 1921 году в шотландском Пейсли на верфи Bow, McLachlan and Company по заказу туристической компании Томаса Кука в то время действительно уже перевозил туристов на Ниле.
Он ходил тем же маршрутом, что и вымышленный пароход "Карнак" в романе Агаты Кристи "Смерть на Ниле", совершавший круиз между Каиром и Вади-Хальфой. (фото: Flickr author Michael Gwyther-Jones. Download from Flickr.com, CC BY 2.0, wikipedia)
С легендарным PS Sudan нам встретиться не довелось, зато по пути нашего следования попадалось множество судов, явно построенных по стандартам начала прошлого века.
О времени их постройки можно только догадываться, но не сомневаюсь, кто уровень сервиса на них не ниже чем на нашей "четырёхпалубной пятерке".
В завершение рассказа о тружениках нильских просторов - несколько фото совсем небольших судов, по сути, - лодок, которые доставляют туристов до местных достопримечательностей вблизи Асуана.
В частности, они курсируют к храму с затопленного острова Филе, находившегося посреди Нила.
В древности остров считался священным, так как там были захоронены останки Осириса - Бога возрождения.
Главным культовым сооружением острова Филе в Египте называют храм Исиды.
В настоящее время храм Исиды с острова Филе перенесён на остров Аджилкия, избежавший затопления после строительства Асуанской плотины.
Про храм Исиды с острова Филе, как и про другие великолепные строения, которые мы посещали по пути следования из Асуана в Луксор, будут отдельные рассказы.
А в завершение данного рассказа - сертифицированные розовый и желтый нильские закаты с борта египетского парохода Iberotel.
Проголосовать за понравившийся закат можно в комментариях.