Папу на работе коллега попросил решить несколько задачек по физике, по всей видимости в рамках гуманитарной помощи отпрыску последнего. И хотя оба они (папа и коллега) люди с высшим техническим образованием, от решения задачек по физике для второго курса они так далеки, что папе пришлось обратиться ко мне. Я так хорошо выгляжу, что кажусь не столь далекой. А я далека, и мне пришлось взять учебник и долго вдаваться в подробности про поляризацию света и фотоэффект. Вспоминала старое, узнавала новое. Но я была бы не я, если бы это было то, о чем я собиралась писать.
А пишу я вот о чем. Физика, как всем известно, но не всем понятно - это набор гипотез, моделей и теорий не сильно противоречащих друг другу и наблюдениям за окружающей реальностью. В толстой книжке про физику мы легко можем найти случаи, когда одни и те же явления описываются совершенно различными моделями, например, молекулярно-кинетическая теория и термодинамика. Или тот же канонический корпускулярно-волновой дуализм. В других науках такое явление тоже встречается сплошь и рядом. И чем глубже наука, и чем серьезнее приложения тем реже встречаются специалисты владеющие несколькими моделями одинаково хорошо. Тот же мой папа вряд ли сможет с легкостью переложить всё то, что он знает в области схемотехники и теоретических основ электротехники на язык уравнений Максвелла. Хотя тут одно другому и не противоречит. И это хорошо, он все-таки практической электроникой занимается, а не преподаванием в вузе.
Я знаю два способа жить, по закону и по понятиям. Если такая формулировка не устраивает можно назвать по-другому: по правилам или по совести. Естественно, способ есть всего один - удачно совмещать. В некритичных ситуациях обычно решения получаются одинаковыми, что так, что так. В сложных ситуациях же, эти два способа друг другу противоречат, и никогда правило не предпишет решать по совести, а вот совесть может предписать не решать по правилам.
И теперь я напишу, наконец, почему я ненавижу интеллигентных людей. Прямо как вижу кого-нибудь утонченно-воспитанного, правильного и интеллигентного, сразу стараюсь убежать со всех ног. Потому что девяносто девять целых и девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто шесть миллионных долей процента людей великолепно владеющих собой в рамках норм и правил, так много себя потратили на освоение этих норм, что на собственную личность у них ничего и не осталось. Поэтому в ситуациях, когда никакие правила им не могут помочь, они ведут себя мерзко. Очень плохо себя ведут. Неожиданно плохо. Непредсказуемо плохо. Вот видишь какого-нибудь аккуратного интеллигентного мальчика в галстучке, и не знаешь, как он отреагирует, если на него ведро воды вылить, истерику закатит, асимметрично отомстит, может и с ножом бросится, его ж не поймешь, он же шифруется. Ему же все естественное безобразно, включая собственные естественные реакции. И вместо того, чтобы учиться себя какого есть контролировать, он себя какого есть упраздняет, и выставляет нового, правильного.
А пробочка-то из попочки под напором газов рано-то или поздно выскакивает.