Оригинал взят у
e_w_genij в
Юбилейное (часть 2) Итак, продолжаю серию статей, посвящённых 60-летию запуска городского автобусного сообщения в Сарове. И сегодня я расскажу
о маршрутах.
Сначала, как пишет Куличков, в городе было 5 маршрутов: 1, 2, 3, 3А, 4, - потом сеть расширялась. В настоящее время городская маршрутная сеть насчитывает около полутора десятков «социальных» (где действуют разного рода проездные) маршрутов, обслуживаемых МУП «Горавтотранс»: 1/1А, 2/2А, 3, 4/4А, 5С, 6, 7, 8, 9, 10С, 11, 13, 16/16А, 19С, - и несколько коммерческих, где проезд - только за деньги: маршрутки 49Т и 52Т, коммерческие автобусы «Горавтотранса», дублирующие «социальные»: 2, 3, 4, 16.
Отправной точкой практически всех (за исключением трёх-четырёх) городских, а с начала 2000-х гг. - и междугородных маршрутов является автостанция «Тупиковая», расположенная между ж.-д. вокзалом и заводом №1 по адресу: Варламовская дорога, 3. Здание автостанции примечательно тем, что до реконструкции его, проведённой в середине 2000-х гг., в холле на стене была нарисована картина. Сейчас там сделана перепланировка, и картина или оказалась закрыта, или просто утрачена.
Также в здании находятся диспетчерская, около которой висят (несколько устаревшие) схемы маршрутов, прочие служебные помещения, а также касса по продаже билетов на междугородные автобусы МУП «Горавтотранс». Также одно время - не знаю, как сейчас - в соседнем окошке (как и в киоске на улице) можно было приобрести и билеты на городские автобусы.
Интересны принцип построения основных городских маршрутов и их нумерация. Так исторически сложилось, что из нынешних основных маршрутов три - кольцевые: у них нет ярко выраженной второй конечной, за которую условно приняты остановки «Стадион» (пр. Музрукова и ул. Зернова в сторону КПП-3), «Парк культуры и отдыха» (ул. Зернова в Старую часть), «Бани „Центральные“» (Московская ул.).
Нумерация кольцевых маршрутов, направленных в обе стороны, в разных городах различна. Встречные направления могут:
- не отличаться и иметь один номер: таковы трм 2 (Городское кольцо) в Нижнем-Новгороде (по случаю Великой стройки пока таковым не являющийся) и трм А в СПб;
- различаться по цветам номера: в одну сторону идёт «чёрный», в другую - «красный»: таковы в Москве трл Бч и Бк (Садовое кольцо), авт Вч и Вк (Текстильщики), 704ч и 704к (Орехово-Борисово), при этом «чёрные» номера считаются основными («красными» также обозначаются укороченные или отличающиеся варианты некольцевых маршрутов) и пишутся обычно без пояснений, а «красные», даже написанные красным, всегда дополняются буквой «к»;
- иметь разные номера, обычно соседние: авт 2 и 3 в Арзамасе, трм 6 и 7 в Нижнем-Новгороде (вокруг Сормово они идут навстречу друг другу).
У нас встречные направления различаются буквой «А» в номере: 1 и 1А, 2 и 2А, 4 и 4А. При этом, если 1 и 4 следуют против часовой стрелки, а 1А и 4А - по часовой, то ситуация с 2 и 2А - противоположная, отчего лично у меня постоянно возникает путаница с «двойками» =)
Когда я начал осознавать, что к чему, автобусная сеть уже не раз поменялась.
Конечно, есть неизменные с древнейших времён маршруты, в первую очередь, это маршрут 2/2А - Большое городское кольцо: за те 30 лет, сколько я осознанно езжу на городских автобусах, он не менялся вообще, не считая временных изменений по случаю ремонтов улиц или городских праздников.
Второй практически неизменный маршрут - 4/4А, идущий на «Аэродром» - в район аэропорта. Причём в будни автобусы издавна следовали прямо по пр. Музрукова, а в выходные - через Старую часть по маршрутам 1/1А и 2/2А.
Также в течение долгих лет не менялся маршрут 1/1А. Но в 1990-е гг. его начало сильно лихорадить: то его отменяли по выходным, то сделали немыслимые интервалы (в выходные - 60…100 минут, в то время как дублирующая его «четвёрка» ходит с интервалами 15…20 мин, что тоже многовато), то уже в 2008 г. его завернули к Пенсионному фонду и на ул. Курчатова, так что он стал практически полностью дублировать маршруты 3 и 4/4А.
С маршрутом 3 - своя история. Это - один из «линейных» маршрутов, имеющих ярко выраженные конечные. В старину он шёл по пр. Мира, Ленина, ул. Тольятти и Зернова, вроде бы, до КПП-3 (как и сейчас), но с 17 час его продлевали до Балыково, о чём сообщала табличка за лобовым стеклом. Так что его можно назвать скорее пригородным, нежели городским, как и «девятку», которая в Балыково ходила всегда, только она шла прямо с автостанции по пр. Музрукова и выходила на ул. Зернова у стадиона. По выходным он, как и авт 4, поворачивал с пр. Мира к «Дому со шпилем», потом шёл по авт 2 до пл. Ленина и далее - своей обычной трассой к КПП-3. В какой-то момент - уже в 1990-е - «тройку» закрыли, но через несколько лет снова запустили, проведя через ул. Курчатова.
В 1990-е гг. туда же в Балыково был пущен «скоростной» маршрут 19С, повторявший авт 2/2А, но пропускавший остановки «Школа №20» (в обе стороны), «Детская школа искусств» (к автостанции; к тому времени остановку в сторону Балыково отменили) и «Дворец пионеров» (к автостанции). Но совсем недавно, года два назад ему ввели все остановки, превратив из скоростного в обычный (индекс «С» при этом сохраняется), изменили график на какой-то неудобоваримый (стал ходить как-то редко и непонятно), а в начале 2012 г. пустили через ул. Курчатова, как и авт 3, чем только ухудшили условия проезда для жителей Старой части. Я указывал на это главе Администрации города, но мне ответили, что авт 9 призван обслуживать жителей пос. Балыково, а авт 19С - огородников. Как в Администрации представляют себе разделение функций между автобусами, идущими одной и той же трассой, да ещё и с таким расписанием, мне непонятно.
В прошлом существовал маршрут 3А, но я его не застал, потому не знаю, как он ходил. Возможно, это был удлинённый в Балыково или, наоборот, укороченный до КПП-3. Как-то раз в упоминавшемся ЛАЗ-695Н, следовавшем по маршруту 3, я видел на обратной стороне квадратного номера, вставленного в форточку окна, надпись «3А».
В 1990-е гг. по ту сторону КПП, «за зоной», стали возникать стихийные рынки, где торговали продуктами (как со своих участков, так и фабричными) и промтоварами.
Самым большим был рынок за КПП-3 как самым популярным и доступным. Со временем его сместили ближе к реке, а потом и вовсе отгрохали рынок в п. Цыгановка. Туда, наряду с маршрутками (микроавтобусы были в основном «ГАЗели» разной степени сохранности, но бы там и истрёпанный «рафик») в 1998 г. был пущен городской, а по факту - пригородный маршрут, получивший номер 13.
Самый большой номер из именно городских имеет маршрут 16/16А, следующий с автостанции по пр. Музрукова в Новый район и объезжающий его вокруг.
В 1992 г. на страну свалился капитализм «рынок», и все ударились в коммерцию. Не обошла эта напасть и пассажирские перевозки: появились «коммерческие» маршруты. Помню, в том самом 1992 г. ездил ЛАЗ-699Р «Турист» с табличкой «Коммерческий». Я его видел на остановке «Дом со шпилем» на пр. Ленина в сторону пл. Ленина. Просуществовал он недолго.
Тогда же, в 1990-е был введён маршрут «Школьный», возивший учеников из Нового района в школы Старой части, главным образом, №2, 15, 3.
Под него выделили выкрашенный в невразумительный желтоватый цвет ЛАЗ-695Н (или даже парочку). Т.к. я к тому времени уже не был школьником, а если бы и был, то мне он всё равно был бы без надобности, то не пользовался им и не знаю, на каких условиях там был проезд. Поговаривают, что проезд был бесплатным, и даже были скандалы, в т.ч. в газетах, потому что там, помимо школьников, катались и вполне себе взрослые люди - на работу ездили.
В 2000 г. в городе появились первые маршрутные такси.
Начиналось всё, если не ошибаюсь, с конторы под названием «Стрела-авто» (ныне, как я понимаю, уже не существующей), к которой потом добавились ещё фирмы.
Тогда опробовали несколько трасс, из которых выжила только 52Т (Т52), проходящая от Комсомольской пл. (Бассейн) по маршрутам 2 и 3 до КПП-3.
Много позже, во второй половине 2000-х появился довольно востребованный маршрут 49Т - дубль авт 19С до Балыково.
Также появились «коммерческие» дубли обычных маршрутов - 2, 3, 4, 46 (дубль авт 16).
А теперь я расскажу вам о маршрутах, которые, в своё время исчезнув, в новейшее время возродились, полностью поменяв трассу и даже сущность.
Многие и вас, проходя по ул. Гагарина, замечали напротив Дома учителя м бывшей шк. №10 асфальтированные площадки с ведущими к ним (на нечётной стороне) ступеньками. Это - не что иное, как бывшие автобусные остановки. Я их заметил году, наверное, в 1981, когда уже осознанно ходил - именно ходил - с родителями на демонстрации. Тогда на тех, что идут по нечётной стороне, ещё сохранялись столбы от указателей. На мой вопрос, что здесь ходило, они мне ответили: «Шестёрка». Как пролегал её маршрут, не знаю, но помнится, однажды промелькнули кадры кинохроники, где ЗиС-155 едет по тогдашней Боровой ул., в 1961 г. ставшей ул. Гагарина.
В середине 1990-х гг. маршрут 6 возродился: его запустили от пл. Ленина (от остановки за ДК) до с/о «Союз». Правда, он настолько «частоходящий», что я его ни разу, кажется, не видел =)
Другой исчезнувший маршрут - авт 8. Трасса его пролегала по пр. Мира, пр. Ленина и ул. Духова к площадке 21.
Закрыт он был чуть ли не в конце 1980-х.
В конце 1990-х его запустили от автостанции по пр. Музрукова и далее вокруг Нового района. Если я правильно понял, работает он в утренний «час-пик».
Был до конца 1980-х ещё один маршрут - авт 10.
Он точно пролегал по ул. Чапаева, пр. Ленина и пр. Мира. До ул. Чапаева, скорее всего, повторял авт 1 и 2 (просто в той части я на нём не ездил). Помню, ещё первоклассником (1984-85 гг.), когда лень было идти одну остановку (через площадь!) пешком, я приезжал на автобусе - «двойке» в исполнении или ЛиАЗ-677, или ЛАЗ-695Н. Но они оба - и «двойка», и «десятка» - выруливали с ул. Чапаева и я пару раз ошибочно садился в авт 10… и уезжал на пр. Мира к Библиотеке им. Маяковского вместо «Дружбы» =)
После примерно 10-и лет забвения он возродился как авт 10С, вроде бы, в с/о «Союз». Но он мне тоже редко попадается.
И здесь же.
В конце 1980-х гг. рядом с с/о «Союз» была построена ж.-д. пл. Протяжное и туда был пущен поезд - вагона четыре, не больше. Правда, просуществовал он недолго, а вот по платформе я ходил ещё в 1994 г., а то и позже. К 2000-м гг. её снесли - сейчас о ней напоминают только ямки на месте опор да остатки асфальтированной дорожки.
Где-то в 1986-87 гг. существовали маршруты 11 и 12 - первые маршруты с номерами больше 10. Следовали они, вроде бы, из Нового района на Протяжку, но я в этом не уверен.
Уже в 2000-е маршрут 11 снова появился - от автостанции на север города, в ТИЗ. Правда, ходит он с дикими интервалами - 2 часа! Раньше он шёл по прямой: пр. Музрукова - Московская ул. - ТИЗ, - но после застройки Раменской ул. его завернули и туда.
А ещё до самых 1990-х гг. были два особенных маршрута: 5 и 7.
Это были спецмаршруты, которые ходили на заводы №3 и 2 соответственно.
Как ходила «пятёрка», на которой ездила моя тётя, точно не скажу, а вот «семёрка», на которой моя мама ездила, шла точно от пл. Ленина (от остановки за ДК) по пр. Мира и Музрукова, через переезд - и в сторону завода по дороге на КПП-5.
Уже в 1990-е у ВНИИЭФ образовались маршруты 3xx, заменившие спецмаршруты.
Тогда же на «третий завод» ходил поезд, на котором народ неплохо ездил. Но к началу 1990-х гг. он скончался.
Но «пятёрка» и «семёрка» не впали в небытие.
Маршрут 5, превратившись в 5С, теперь возит горожан в с/о «Союз», заменив собой, как я понимаю, безномерной маршрут туда.
Маршрут 7 снова возник в середине 1990-х.
Одно время он чередовался по сезонам с маршрутом 8, позже логику в их применении я потерял, потому что вижу то один, то другой.
В заключение приведу две карты города с маршрутами.
Первая - самая первая карта маршрутов (не считая карты на ост. «Библиотека имени В. В. Маяковского», о которой я скажу позже), вышедшая в 1998 г.
Вторая - самая свежая, 2010 г., являющаяся приложением к книге о городе (ну не помню я название, а посмотреть не могу).
В 2011 г. тестировались авт 21 из Нового района к площадке 21 по утрам и маршрут без номера, планировавшийся как «компенсация» укорачиваемого до КПП-1 поезда из Москвы: 1 (один) автобус на 10 вагонов, - но дальше испытаний дело не пошло. Поезд пока не трогают.
Конечно, здесь приведён далеко не полный обзор маршрутной сети - только то, что я сам видел, обкатывал или о чём слышал. Лучше бы, конечно, иметь на руках соответствующие документы, но оные пока для меня недоступны.
В следующей серии я попробую дать обзор истории остановок.