"Примерно в это же время"

Mar 21, 2024 22:50



Из Петросян И.Е. "Янычары в Османской империи. Государство и войны (XV - начало XVII в.)". 2019

Активизация восточной политики Сулеймана была связана с событиями, развернувшимися на далеких рубежах Османского государства вблизи от границ с Сефевидским Ираном. В 1529 г. в Центральном Ираке произошло крупное антишиитское восстание во главе с одним из представителей лурской кочевой знати Зульфикар-беком. Он разгромил войско сефевидского наместника и овладел Багдадом, ключи от которого послал Сулейману. Более того, в Багдаде он начал чеканить монету с именем турецкого султана и приказал упоминать в хутбе его имя. Однако в 1530 г. иранский шах вторгся в Ирак, разбил войско повстанцев и овладел Багдадом, назначив своим наместником Мухаммад-хана, выходца из племени текелю.

Примерно в это же время покровительства Сулеймана начал искать один из приближенных шаха Тахмаспа, Улама, также выходец из племени текелю. Спасаясь от шахского гнева, он перешел на службу к турецкому султану и получил от него в управление Битлисский вилайет. Прежний битлисский правитель, Шараф-хан, не желая расставаться со своей властью, в свою очередь обратился за помощью к Тахмаспу.

В части восстания в Ираке ссылка стоит на Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран. Страница 52. Но у нее первое издание, 1984 года. Я нашел только второе, 2001-го года. Там нужный фрагмент на странице 63.

В 1529 г. в Центральном Ираке произошло крупное антишиитское восстание. О нем мало что известно. Персидские источники сообщают, что во главе его находился один из представителей лурской кочевой знати - Зульфикар-бек [31, с. 257]. Где-то на горном перевале он разгромил войска сефевидского наместника, вступил в Багдад и с согласия жителей установил свою власть над всем Центральным Ираком. Он заявил о полном разрыве с Сефевидами и послал ключи от Багдада Сулейману Великолепному [82, т. V, с. 204]. Во всех мечетях было приказано читать хутбу в честь османского султана и чеканить его имя на иракской моне­те. В Стамбул прибыло посольство с просьбой о помощи и приня­тии страны под высокое покровительство Порты [101, с. 20-21].

Однако Зульфикар-беку не удалось сохранить власть до при­бытия османских войск. В 1530 г. армия сефевидского шаха Тахмаспа вторглась в Ирак, разбила повстанцев и осадила Багдад. Горожане отразили несколько приступов. Лишь после убийства Зульфикар-бека, предательски погибшего от руки братьев, персы сломили сопротивление защитников города и взяли Багдад. Наме­стником Ирака был назначен Мухаммед-хан - выходец из тюркского кызылбашского племени текелю, с помощью которого он вос­становил в стране жестокую террористическую власть Сефевидов.

Часть про Уламу у Пертосян - из Люфти-паши и "Шараф-наме" Шараф-хана ибн Шамсаддина Бидлиси. Люфти-пашу в доступном для меня виде не нашел, зато есть "Шараф-наме" в переводе Е.И. Васильевой от 1976 года.

Год 934 (1527-28)

В этом году весной и зимой повелитель мира султан Сулайман-хан Гази со спокойным сердцем и свободной от забот душой провел [украшенное] счастливыми часами время в радости и веселье, наслаждении и беспечности в стольном городе Константинополе. Основной своей целью он почитал благосостояние владений и процветание страны.

В среду 19... этого года шах Тахмасб выехал из зимних становищ Казвина в летовья Харракана. В летовьях Фируз-куха находился Зайнал-хан шамлу, который принадлежал к великим кызылбашским эмирам и управлял Казвином, Гератом и Астарабадом. На него напал Зинаш-бахадур узбек и убил [его], правителя Себзевара Джигарге-султана шамлу и правителя Саве Мустафа-султана афшара.

Когда это известие достигло славного слуха государя, он поспешно направился в Хорасан. Чуха-султан напал на Зинаш-бахадура с тыла, из Султан-Майдани [в] Дамгане, в Дамганской крепости его схватил, убил, а голову отослал государю. Государевы знамена направились в Хорасан, и августейшая армия остановилась лагерем в степях области Джам.

14 рамазана того же года Зулфикар-бек б. 'Али-бек, в то время управлявший Калхористаном (Область, населенная калхорами) и известный под [именем] Нахуд-султана, напал на своего дядю Ибрахим-хана, правителя обители мира - Багдада. Преисполненный величия [Ибрахим-хан] и около десяти тысяч отважных туркменских конников, [искусно] владеющих кинжалом, находились тогда в долине Махидашт. В полдень, когда от сильной жары люди почивали на ложе отдохновения в своих шатрах и палатках, [Зулфикар-бек] набросился на них с тремястами конников и убил Ибрахим-хана и нескольких его приверженцев, взялся за дела управления и вознес до апогея солнца и луны знамя могущества.

Племянники [Зулфикар-бека], каждый из которых управлял одним из округов Багдада, со всею поспешностью бросились из долины Махидашт в Багдадскую крепость, будучи не в силах оказать ему сопротивление. Зулфикар, захватив власть и завладев имуществами дяди и племянников, со всей решимостью остановился под Багдадской крепостью и осадил племянников.

После сорокадневной осады вступились примирители и было решено, что Зулфикар не покусится на жизнь своих племянников, а они [ему] передадут крепость. Главарь осажденных Султан Ma'cyм-бек б. Амир-хан и племянники [Зулфикар-бека] оставили крепость и при встрече с Зульфикаром передали крепость ему.

В тот же день он оставил в доме нескольких своих верных нукеров при [полном] вооружении и стал посылать в тот дом племянников по одному - якобы для облачения в [почетный] халат. Слуги их передушили, и таким образом было из них убито около двадцати человек. Ни один не узнал о судьбе другого.

[Зулфикар-бек] уничтожил (Букв. «исторг дым») их семейство. Из мужчин [семьи] Килабилу в живых не осталось никого, кроме некоего юного Малик Касима, который заменил своего отца в должности мухрдара, и десятилетнего Мухаммади-бека из сыновей Амир-хана. [Мухаммади-бек] приходился шаху Тахмасбу молочным братом и со своей матерью был при государе. Из потомков мужского пола остались лишь двое [этих] юношей.

Год 935 (1528-29)

1 джумада-л-аввала этого года король Германии и Австрии выступил с намерением завоевать Венгрию и захватил Буду. Из Стамбула в Венгрию выехал султан Сулайман-хан для его разгрома и, достигнув желаемого, изволил возвратиться в обитель славы и достоинства.

В этом же году 'Убайдаллах-хан и другие узбекские султаны направились на войну с шахом Тахмасбом и завоевание областей Хорасаяа и Мавераннахра. Шах Тахмасб тоже выехал в Хорасан, желая с ними сразиться. Когда он подъехал к вилайету Джам, в субботу 11 мухаррама упомянутого года противники встретились в деревне Омарабад. Оба, подобно горе, построили друг перед другом [свои] ряды.

Вначале правый и левый фланги кызылбашей были разбиты. Чуха-султан и эмиры [племени] афшар покинули пола брани и пустились бежать. Узбеки [кинулись] вслед за ними, а 'Убайдаллах-хан со считанным [числом воинов] остался на поле битвы.

Когда пыль, [поднятая] отважной армией, улеглась, кызылбаши увидели, что узбеки уехали догонять [шахское] войско, а 'Убайд-хан с незначительным отрядом стоит перед многочисленным сборищем кызылбашей. Храбрецы-кызылбаши разом напали и заставили 'Убайд-хана отступить. Один из государевых курчи настиг 'Убайд-хана и ударил его кинжалом по шлему, но не признал [его] и проехал мимо. Остальные курчи преследовали узбекское сборище до Сафид-куха и возвратились. Но 'Убайд-хана Дин Килидж-бахадур и другие мулазимы и узбекские ханы увезли с поля битвы и до Мерва нигде не остановились.

После этой славной победы шах Тахмасб изволил месяц находиться на пастбищах в Шакабад-и Джам, известных под [названием] Сарукамиш, а оттуда выехал в Ирак. Зиму этого года он изволил провести в городе Куме.

В начале весны [шах Тахмасб] направился в Багдад, дабы устранить Зулфикара, который дошел до [открытого] бунта и претендовал на правление. Ко времени прибытия победоносных знамен кызылбаши [уже] окружили Багдадскую крепость. После нескольких дней осады кызылбашскую армию стала беспокоить жара. Эмиры и столпы шахской державы предпочли уехать, нежели оставаться, и решили отложить осаду до осени и зимы, оставить крепость и уехать на летовья.

Тем временем некий 'Али-бек из внуков Суфи Халила - он принадлежал к вельможам и доверенным людям Зулфикара и в ту ночь с двумястами своими приверженцами охранял Зулфикара - сговорился со своим братом Ахмад-беком, захватил Зулфикара, когда тот спал сном беспечности, отрубил ему голову и распахнул ворота Багдадской крепости.

Он прибыл к шаху Тахмасбу на службу, и остальные туркменские племена тоже покорились. Небольшая группа родственников Зулфикара бежала из [города], и управление [Багдадом] препоручили Мухаммад-хану такалу Шарафаддин-оглы. Возвращаясь, на пастбищах Фарсачин [в] Абхаре Иракском [государь] казнил 'Али-бека б. Малик-бека Хойи, который был известен под [именем] Шатир 'Али. Эмират передали внуку Суфи Халила ['Али-беку] и поименовали его 'Али-султан Зулфикар-куш (Убивший Зулфикара).

То есть - по Шараф-хану Бидлиси мятеж в Ираке начался в 1528-м, (рамазан 934). Джамская битва была в конце сентября 1528 года по юлианскому стилю (мухаррам 935 года). После зимовки, весной 1529 года, кызылбаши двинулись на Багдад и подавили восстание.

Получается, что уважаемая Петросян не обратила внимания, что в "Шараф-наме" и у Иванова даты даны разные. У Иванова - восстание в 1529, подавление его в 1530-м. В "Шараф-наме" восстание в 1528-м, подавление в 1529-м.

У самого Иванова в данном месте ссылка на Пигулевская Н.В., Якубовский А .Ю., Петрушевский И.П. и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958.

Текст из Истории Ирана:

Помимо междоусобиц кызылбашской знати, шахской власти в первой половине правления Тахмаспа I пришлось бороться с восстаниями местной иранской знати в отдельных областях. В 1529 г. возмутился владетель Кальхура Зулфикар-бек, из лурской кочевой знати, осадил и взял Багдад, вслед за тем завладел и всем Ираком Арабским, подчивившись турецкому султану Сулейману I и введя в мечетях чтение хутбы на его имя. Шаху пришлось предпринять поход для отвоевания Багдада (1530 г.).

При наличии источников (даже переведенных) идет переписывание по цепочке со старых (местами - очень старых) работ, без проверки. Для экономии времени? Ссылки-то, там где могу проверить, корректные. Проблема в том, что местами или заимствованные, или непрочитанные.

Также ссылки у Иванова тут ведут к книге 1925 года, Four Centuries of Modem Iraq, и Histoire de l'Empire Ottoman 1836-го года (французский перевод Geschichte des osmanischen Reiches 1828 года). В первой восстание в Ираке указано подавленным в 1530-м, но даже начало мятежа не указано... Автор у книги интересный, только вот ни разу не Бартольд. Во второй кратко обрисовано неустройство у Сефевидов перед вторжением Османов, без дат.

Далее опять из "Шараф-наме".

Год 936 (1529-30)

В этом году султан Сулайман-хан Гази силой и натиском покорил крепость Буду и Батак-хисари и повернул в сторону Венской крепости. Король Вены, который был из бачей (Австрийцев), покинул свою резиденцию. Охранять Венскую крепость, свою столицу, он оставил несколько человек, а сам уехал в один из районов (Букв. «сторон») страны.

Поскольку осада Венской крепости представляла большую трудность,- [крепость], наподобие рва, окружала большая река, [разлившаяся] на два рукава, и [там! находилось [еще] несколько цитаделей, одна внутри другой,- после пятнадцати дней, проведенных у крепости, нигде не было видно признаков победы и завоевания той крепости. Победоносная армия стала испытывать затруднения от нападений презренных кафиров. Показались знамена войск холода и зимы. Султан Гази был вынужден прекратить осаду, приказал некоему Касим-воеводе с 12 тысячами конников из румийских сипахи и акынджи разграбить и разорить Венскую область, а сам изволил счастливо возвратиться в свой стольный город.

Кафиры устремили все, свои помыслы на разгром Касим-воеводы, на победоносное войско не напал ни один. О Касим-воеводе [же] и его товарищах ничего не известно.

В этом же году по просьбе Чуха-султана в Шарафабаде Казвинском удостоились чести лобызать порог шаха Тахмасба эмиры [племени] устаджлу: Бадр-хан шарафлу, Манташа-султан шайхлар и Хамза-султан, известный под [именем] Казак-Хамзы, которые предпочли было служить Султан Музаффару в Гилян-и Бийе Пас. Каждому оказали внимание сообразно [его] положению и назначили улка и должность.

Умер эмир Кавамаддин Хусайн садр Ширнаки-Астарабади, и должность государева садра препоручили эмиру Гийасаддину Мансуру, дабы он исполнял ту обязанность (Букв. «дело») совместно с эмиром Ниматаллахом. Шахские знамена направились в Хорасан для разгрома узбеков. Узбекские султаны, собравшиеся было в Мерве, были сразу же разбиты и ушли в Мавераннахр.

Управление Гератом препоручили Бахрам-мирзе (Брату шаха Тахмасба), Гази-хана такалу [назначили] его опекуном, и шахское войско возвратилось через Табас.

Зиму [государь] провел в Исфахане.

Год 937 (1530-31)

В начале этого года султан Сулайман выехал из Стамбула с намерением завоевать Австрию и остановился в Халкалу-Бикаре.

В этом же году в Тебризё Улама такалу собрал 7 тысяч человек и пожелал явиться на службу к шаху Тахмасбу и вместо Чуха-султана занять высокий пост великого везира. Шах Тахмасб узнал о его самонадеянных [замыслах] и выступил против него.

Улама, прослышав о выступлении шаха, бежал в Ван и засвидетельствовал покорность порогу султана Сулайман-хана, как уже подробно изъяснялось в четвертом разделе [при описании] обстоятельств правителя [Бидлиса] эмира Шарафа.

В конце этого года умер Мирза Бабур б. Мирза 'Умар-шайх б. Мирза Султан Абу Са'ид Гурган, суверенный государь Индии, Газны, Кабула и Кандагара, и на трон царствования восшествовал его благородный сын Мирза Хумайун.

Год 938 (1531-32)

В этом году султан Гази Сулайман пожаловал Бидлисский вилайет на правах беглербегства Уламе, и, как уже освещалось ранее лучами раздумий, Улама с амир ал-умара' Мараша и Диарбекира подошли к Бидлисской крепости и [ее] осадили. Здешний правитель Шараф-хан обратился за помощью ко двору шаха Тахмасба, и упомянутый государь, руководимый своим к нему расположением, подошел к Ахлату. Амир ал-умара' Диарбекира и сардар армии [султана] фил Йа'куб и Улама оставили крепость и бежали, а шахское войско (Букв. «знамя») прибыло в Тебриз. Там [государь] провел зиму.

В конце года государь прослышал, что Бахрам-мирза осажден в городе Герате 'Убайд-ханом узбеком, и пошел на Хорасан.

В описании Бидлиси фактически пропущено описание такого события, как The Takkalu Disaster / The Takkalu Calamity, очередной виток гражданской войны у кызылбашей, по итогам которой один из лидеров текелю, Улама, сначала попытался поднять мятеж в Тебризе, а потом бежал в Порту.

Диксон (после чтения которого я и полез сверять даты) пишет, что вести о мятеже в Ираке достигли Тахмаспа (который тогда еще ничего не решал, всем заправляли текелю), когда войско кызылбашей двигалось в Хорасан против узбеков. Это где-то начало июня 1528. Или самый конец мая?

Подавление мятежа - через год. В 1529-м. Что полностью совпадает с хронологией, которую дает Бидлиси в "Шараф-наме". Далее - новый виток гражданской войны, The Takkalu Disaster, в которой доминировавшие с 1527 года теккелю терпят поражение от коалиции из устаджлу и шамлу. Начался в июне 1531 (зуль-када 937). Улама - как раз один из потерпевших поражение.

То есть - примерно это же время у Петросян это 1528-9 и 1531 и два совершенно не связанных между собой события. Локальный мятеж и очередной большой виток грызни кызылбашей у трона Тахмаспа, который тогда был правителем только по имени. Основную канву событий Петросян списала у Иванова, а тот - у Пигулевской. Почему даты у Пигулевской не сходятся с "Шараф-наме" - уточнять не стали.

С одной стороны - Петросян и Иванов писали, все-таки, не про Сефевидов. С другой - это как при описании контекста для похода Сигизмунда III в Россию не упомянуть про Лжедмитрия I и на пару лет промахнуться с началом активности Лжедмитрия II.

P.S. При этом отмечу - И.Е. Петросян того же Люфти-пашу переводила по рукописи, страницами. А русский перевод другого источника, даже в объеме пары страниц, толком читать не стала. У Н.А. Иванова немалая часть книги отведена под обрисовывание исторического контекста описываемых событий. Но в случае с Сефевидами он, по какой-то причине, доступную на тот момент на русском литературу толком не просмотрел. При этом Иванов много работал с не самыми доступными иноязычными книгами.

Previous post Next post
Up