Разная Порта.

Nov 23, 2019 16:00



Просто несколько узловых точек для памяти.

Где-то на первую половину 16 века приходится окончательная смена идеи верховного правителя, как "успешного вождя воинов", чье право править подтверждается постоянными успешными завоеваниями, дающими землю и добычу (по сути - это "модус операнди" хакана кочевников), на исламскую идею "богоданной власти". Правитель потому правитель, что Аллахом поставлен. Никакие дополнительные подтверждения "права на власть" не нужны.

В 1533-м году в поход на Сефевидов вышло войско во главе с визирем, а не самим султаном Сулейманом Кануни. Невиданное дело. В 1534-м войско поднимает мятеж, требуя, чтобы в походе участвовал султан. Большой завоевательный поход без султана? "Неслыханно!" И Сулейман вынужден подчиниться. А вот уже сын Сулеймана Селим II в походы лично не ходил вообще.

В 1622 желание Османа II лично участвовать в подавлении мятежа друзов и совершить хадж было воспринято крайне негативно (бидъа). Шейх-уль-ислам выпустил специальную фетву, что султан должен пребывать в столице и вершить правосудие.

Мехмед III - первый султан, который не предоставил своему наследнику санджак под управление. С этого момента шехзаде получали воспитание только и исключительно в гареме. Ахмед I - первый султан, который не имел опыта управления до воцарения.

В 1485-м году Баязет II запрещает книгопечатание. В 1515-м запрет повторяет Селим Явуз. Несмотря на некоторые послабления на рубеже 17-18 века (для нерелигиозной литературы) - полностью запрет снимут только в 19-м веке.

На рубеже 15-16 века рост числа новых тимаров приостанавливается. К началу 1520-х сипахи-тимариоты уже будут требовать не наделять тимарами тех, кто не был спагом "по рождению".

С Мурада II, особенно - при Мехмеде II Фатихе, складывается система кул-девширме. "Новые мусульмане" практически вытесняют тюрок из высших эшелонов власти и изрядно теснят в контингентах провинциальных спагов.

Previous post Next post
Up