Написать данную статью меня побудила прошедшая недавно конференция в Сибирском Федеральном Университете, посвященная Ювенальной юстиции. Прибывшие из Германии специалисты делились своим опытом и законодательными механизмами в социальной сфере.
Ввиду того, что организатор мероприятия, профессор Сибирского Федерального Университета Николай Васильевич Щедрин выступает сторонником введения ювенальной юстиции в Красноярске, и при этом утверждал на конференции, что народ его не понимает, необходимо разобраться в его понимании ювенальных механизмов.
Рассмотрим его выступление на ежегодном в Красноярске молодежном форуме ТИМ "Бирюса-2015"
Click to view
Выпишем основные тезисы(опущу не существенную часть):
- Право охраняет нас от опасностей
- Субъект есть источник опасности
- Человек - звучит подло, и он есть главный источник опасности
- Люди-предметы - источник опасности и источник охраны
- Власть опасна(Бердяев) и в то же время охраняет себя.
- Далее идет обоснование что обеспечение безопасности это дорого и ограничивает права человека, гражданина.
- В результате предлагается введение понятий: группы на которые распространяются санкции безопасности и границ санкций, временных и территориальных.
Информация не вся и требует уточнений. Однако можно понять главное:
Человек представляет опасность, при этом ограничивать его права неправильно, а потому необходимо выделять характерные группы вызывающие опасность и создавать для них границы санкций безопасности.
В общем замудрено, но ключевое слово здесь в том, что все это очень тонкие вопросы, требующие квалифицированных кадров, которые бы формировали эти группы, и не ошиблись бы в формировании, которые формировали эти границы, и не переборщили. И в общем в этом Щедрин видит задачу юристов.
Не буду сейчас рассуждать об опасности данного подхода. Разберу его в последующих статьях, на конкретном примере Ювенальной службы. Здесь же хочу поговорить о другом.
Дело в том, что профессор ориентируется на Германию и запад в целом при формировании правовых механизмов. А значит копирует и подход и представление о человеке. В данном случае для сокращения криминализации человека.
В общем можно увидеть главные элементы.
Во-первых человек штука злая, и она не меняется со временем.
Во-вторых для того чтобы эта злая штука не поубивала друг друга, необходимо ее поставить в рамки нормы. Это значит, человеку нужно вдолбить в голову рамки, нормы и объяснить что если он их будет нарушать, то его накажут. Т.е. на сознание человека, как бы накладывают решетку из квадратиков, в этих квадратиках ему можно находиться, разрушать квадратики нельзя, это опасно для общества и потому человек будет наказан. Получается этакая диктатура закона. А по факту государства и законодателей. Или даже больше, тех людей которые являясь "высококлассными" специалистами определяют человека в те или иные группы риска, группы опасности.
В результате мы получаем человека, который осознает эти рамки и будет их соблюдать.
Не учитывается здесь один только нюанс. Человек существо живое и эмоциональное. В случае возникновения сильных эмоций или переживаний, сознание уходит и на первый план выходят бессознательные процессы. Человек идет в разнос, нарушая все рамки. Подобное мы наблюдали, когда в 1939 году Германия начала вторую мировую войну. А по сути народ Германии, которого после Первой мировой войны очень сильно придавили, поднял бунт, против такого к нему обращения. В результате сильная эмоция негодования сформировала довольно опасное явление. Все рамки нормы и закона были сломаны этими переживаниями. И нам явился зверь, который потом сотворил жуткие вещи.
Однако есть иное представление о человеке и иной подход к работе с ним.
Представьте что человек руководствуется в своем поведении, не вбитыми нормами. А совестью, нравственностью и главное смыслом. Возьмем к пример персонажа, из произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", Родиона Раскольникова.
Ведь его же не боязнь нарушить нормы права заставила сдаться в органы полиции. Его совесть и сознание своей неправоты заставила понести наказание. И только лишь покаяние принесло ему облегчение. Т.е. человек что-то пережил, пережитое заставило его что-то понять, и понимание это будет теперь перед ним всегда, на уровне бессознательного, не зависимо от того включено сознание или нет. А значит не возможен рецидив. Более того, такой человек живет без внешнего контроля. Он обладает самоконтролем. Контролер сидит внутри, это его совесть, от которой не спрячешься, и которую не обманешь, махинациями с законом. Т.е. фактически это путь освобождения человека от диктатуры государства.
То что я привел в качестве примера, можно назвать воспитанием через переживание, понимание правила, закрепление его на уровне эмоциональной сферы. Т.е. формирование человеческих качеств и рамок через культуру.
Подобный способ формирования человека предложила миру Россия. И в православной Руси, и в Советском союзе.
Однако после разрушения Советского союза, наша доблестная интеллигенция и элита, отказываются от этого достижения, называя его страшным словом "тоталитарным", и потому не приемлемым. Вместо этого нам предлагается применить опыт запада, и формировать человека нормы, закона, который имеет такой страшный изъян.
К чему это приведет? К тому, что как только начнутся проблемы в государстве, на уровне обеспечения достойного уровня жизни, молодежь, сформированная на данных принципах, пойдет за теми, кто даст ей наиболее радикальный ответ, и обратиться к их эмоциям. Клетка которую на них упорно пытаются надеть будет сорвана. И мы получим сначала снос власти, а потом разнос страны, криминализацию и анархию. Мы получим майдан в России.
Оно нам надо господа интеллигенты?
Еще есть время задуматься и все исправить.
Еще сохранилась русская литература и люди способные ее объяснить молодежи.