25 лет назад погиб в автокатастрофе Виктор Цой.
Его имя и творчество изрядно попользовали и продолжают использовать люди желающие уничтожить нашу страну, однако, и сегодня в его песнях можно увидеть актуальность. Но перед тем как поговорить непосредственно о песнях, я бы хотел сделать краткий комментарий о его гибели и событиях этому предшествующих.
Первый факт, на который обращаешь внимание, это то, что за 1 год до его гибели у группы Кино появился новый продюсер - Юрий Айзеншпис.
Юрий провел в тюрьме 18 лет, за валютные спекуляции. А выйдя на свободу в 1988 году, работал в горкоме комсомола. А уже через год он берется продюсировать Цино. И в этом же году Цой попадает на первый канал телевидения. Что тоже организовано Айзеншписом. А в 1990 году Цой погибает в аварии, со странными обстоятельствами.
Возможно вам ничего не бросилось в глаза, а потому акцентирую внимание на деталях.
Во-первых не может человек после тюрьмы в 18 лет, выйти без контроля со стороны КГБ, в Советском союзе. Т.е. его должны были вести.
Другой странный факт в том, что каким-то странны образом имея судимость и такой срок, он оказывается работником комсомола партии, куда таких элементов на вытянутую руку не подпускали. А значит можно предположить что его туда пристроили. Кто? Возможно друзья, а возможно он там зачем-то понадобился КГБ например.
Далее он каким-то странным образом добивается чтобы цой попал на первый канал. Это значит что Юрий должен был иметь связи с элитой КПСС, которую он обрел за 1 год своей свободы. Либо, опять же кто-то устроил эту связь и дал какие-то возможности Айзеншпису. Также следует упомянуть участие Айзеншписа в продюсировании группы Ласковый май.
Фактов немного, но если предположить что мои предположения верны, то получается такая картина:
КГБ освобождает Айзеншписа, устраивает его на работу в горком комсомола, где он работает с музыкальными группами, и через год берется работать с Кино и Ласковым маем. КГБ же организует доступ Цою на первый канал. А затем почему-то "убирает" его, маскируя все под случайную аварию.
Это только предположение, основанное на фактах, понимании устройства советской системы безопасности, а также на словах людей имеющих для меня авторитет.
Теперь можем перейти к песням.
Возьмем песню Цоя - Война.
Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне,
Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.
Покажи мне того, кто выжил один из полка,
Но кто-то должен стать дверью,
А кто-то замком, а кто-то ключом от замка.
Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь.
Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.
Где-то есть люди, для которых теорема верна.
Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом,
Под которым дрогнет стена.
Земля. Небо.
Между Землей и Небом -
И где бы ты ни был,
Что б ты ни делал -
Между Землей и Небом - Война!
Давайте разберем о чем же здесь поет Цой:
Итак, в первом куплете он говорит о том, что люди уверенные, имеющие убеждения, и опору не меняющуюся для них, т.е. люди с убеждениями, с верой во что-то в основном гибнут. Гибнут безымянно. И зних остается лишь "один из полка". И Цой просит нарисовать ему портреты погибших и показать ему выживших. Они ему нужны зачем-то, эти лица, эти люди.
Как бы ни была трагична судьба этих людей говорит Цой, кто-то все же должен стать дверью а кто-то замком(запирающими свободу), а кто-то ключем от замка( освобождающими). И это долг, и обязанность.
Далее идет припев, в котором утверждается наличие Земли - зла, низа, материального и Неба - добра, верха, нематериального. И что между ними вечно идет война, что бы ты не делал, работаешь ты, или участвуешь в Зомби параде, ты являешься частью этой войны, ты являешься ее участником. Пассивным или активным.
Во втором куплете, речь идет о том, что есть люди которые этого не замечают, а видят лишь день и ночь, люди которые воспитывают детей и живут обычной жизнью, не замечая происходящего, и для них все понятно и доказано, для них все определено. Однако, поет Цой война идет. И кто-то в ней принимает сторону стены, а кто-то сторону плеча, под которым дрогнет стена.
Т.е. Цой пишет о том, что ему нужны лица и люди участвующие в некой метафизической, вечной войне между добром и злом. Они ему нужны, почему? Зачем? Не затем ли, что ему хочется участия в этой войне? Не к этому ли он призывает своих слушателей, не по этому ли он столько работает и дает по 4 концерта за день? Т.е. не мобилизует ли он людей на войну со злом? На войну за освобождения человека? Не этого ли нужно было позднесоветской молодежи, чтобы продолжить жить в Совесткой стране и развивать советскую империю, вместо того чтобы ее разрушить?
И не за эту ли попытку мобилизации, Цой был убит?
И самое главное, не этого ли нужно современной молодежи? Не отсутсвие ли участия в этой вечной войне, заставляет ее совершать суицыды и разочаровываться в жизни и отсутствии смысла в ней?